Тезисы выступления члена Экологического совета при Губернаторе Санкт-Петербурга Владимира Александровича  Жигульского, Заслуженного эколога Российской Федерации, директора ООО «Эко-Экспресс-Сервис» по теме: «Проблемы охраны и использования поверхностных водных объектов Ленинградской области» 16 июля 2021 года на встрече участников Общественного экологического совета при Губернаторе Ленинградской области. В заседании принимал участие Губернатор Александр Юрьевич Дрозденко.

Решение существующих в настоящее время экологических проблем поверхностных водных объектов Ленинградской области – это актуальная задача, требующая безотлагательных комплексных действий. В докладе представлены три основных направления, позволяющие эффективно и рационально использовать водные ресурсы Ленинградской области.

Одним из ключевых направлений является совершенствование практики права пользования поверхностными водными объектами Ленинградской области.

Водные объекты Ленинградской области относятся к водосбору Балтийского моря.

По данным научно-популярной энциклопедии «Вода России» речная сеть Ленинградской области представлена более чем 25 тыс. водотоков общей протяженностью 50 тыс. км, большая часть из которых относится к малым рекам и ручьям.

Согласно материалам Института озероведения РАН, на территории Ленинградской области расположено 6,8 тыс. озер и искусственных водоемов общей площадью 12,1 тыс. км2.

Болота и заболоченные земли занимают почти 10% территории Ленинградской области – 8299 км2.

«Перечень водных объектов на территории Ленинградской области, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов», утвержденный распоряжением Правительства Ленинградской области от 02.04.2007 г. № 118-р содержит сведения лишь о 3564 водных объектов.

Таким образом, значительная часть поверхностных водных объектов не поставлена на региональный государственный учет и, как следствие, не подлежит контролю за их использованием и охраной.

Представляется целесообразным в ближайшем будущем организовать работу по проведению необходимых исследований для актуализации «Перечня водных объектов на территории Ленинградской области…», утвержденного более 14 лет назад. Данные мероприятия позволят:

  • объективно определить количество поверхностных водных объектов Ленинградской области;
  • оценить их актуальное состояние;
  • взять их под государственный контроль и надзор;
  • обеспечить их охрану и рациональное использование.

Согласно статье 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Правила предоставления поверхностных водных объектов в пользование определены:

  • Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
  • Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 230 «Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе»;
  • Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 «Правила подготовки и заключения договора водопользования».

Согласно перечисленным правилам процедура предоставления водных объектов в пользование довольно сложная и занимает значительный промежуток времени, иногда затягивается на годы. В основном, это касается договоров водопользования, право на заключение которых приобретается на аукционе. В Комитете по природным ресурсам Ленинградской области практически не проводятся аукционы по приобретению прав пользования водными объектами, пакеты материалов лежат с 2016 года.

В этом направлении необходимо найти механизмы, позволяющие как юридическим, так и физическим лицам оперативно приобретать право пользования поверхностными водными объектами Ленинградской области. Требуется начать проводить массово аукционы по приобретению прав пользования водными объектами, и к данной работе необходимо привлекать водопользователей, обеспечивая им гарантированное приобретение права пользования водным объектом. От этого выиграют все: водопользователи на законных правах будут использовать водные объекты, строго соблюдая условия водопользования, а государственная казна получит дополнительные средства.

Второе предлагаемое действие – разработка региональной программы по созданию организованных мест отдыха населения вблизи поверхностных водных объектов Ленинградской области.

В эти прекрасные июльские дни нельзя обойти стороной тему использования поверхностных водных объектов Ленинградской области для целей рекреации. Жаркое лето этого года особенно отчётливо выявило острую проблему совершенно недостаточной подготовки водных объектов Ленинградской области для рекреации её населения.

Официальное открытие пляжей принимается Администрацией местного самоуправления при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

По состоянию на 01.06.2021 г. Управлением Роспотребнадзора Ленинградской области было обследовано 34 поверхностных водных объекта в местах, где планируется организация зон купания и отдыха населения. Результат обследования печален – только 5 объектов (то есть 15%) соответствуют санитарным нормам и по состоянию на 01.07.2021 г. такое положительное заключение получили.

Ясно, что на качество водной среды водоемов при организации зон купания и отдыха населения повлиять затруднительно. Однако вполне возможно привести в порядок пляжи и зоны рекреации.

Помимо прямого полезного природоохранного эффекта, это даст и важный косвенный. Чем меньше оборудованных зон рекреации и пляжей, соответствующих санитарным нормам, тем чаще население использует неприспособленные для отдыха места. При этом отдыхающие широко и бесконтрольно загрязняют и захламляют как сами водные объекты, так и их водоохранные зоны. Организованная локализация рекреации на водных объектах заодно ограничит и их загрязнение. 

Кроме того, купание на необорудованных местах поверхностных водных объектов крайне опасно. Только за июнь 2021 г. утонуло 17 человек, в том числе 3 ребенка.

Очевидно, что для того, чтобы остановить данную трагическую тенденцию, необходимо принимать оперативные меры для организации безопасного, экологически ориентированного отдыха жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Таким образом, предлагается разработать региональную программу, регламентирующую:

– оборудование зон купания и отдыха населения вблизи поверхностных водных объектов;

– приведение их в соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Кроме того, реализация первого предлагаемого направления решения экологических проблем поверхностных водных объектов Ленинградской области – актуализация «Перечня водных объектов на территории Ленинградской области…» – позволит облегчить выполнение второй задачи: чем больше будет внесено водных объектов в общий реестр с оценкой их актуального состояния, тем легче приводить поверхностные водные объекты Ленинградской области для целей рекреации в соответствие санитарным нормам и правилам.

Третье действие, которое предлагается к рассмотрению – это установление регионального норматива загрязняющих веществ в водном объекте с учетом характерных для воды водных объектов Ленинградской области веществ, особенно таких металлов как железо и марганец.

Существующие федеральные нормы основываются на нормативах качества вод водных объектов рыбохозяйственного значения (рыбохозяйственные нормативы) и вод водных объектов, используемых для водопользования населения (гигиенические нормативы). Все водные объекты в нашем регионе являются объектами рыбохозяйственного значения и, как следствие, нормативы качества воды этих водных объектов устанавливаются на уровне ПДК рыбохозяйственных водоемов, что влечет за собой необходимость очистки сбрасываемых в них сточных вод до значений предельно-допустимых концентраций рыбохозяйственного значения, в том числе и по таким характерным веществам для нашего региона как железо и марганец. Для очистки сточных вод от металлов требуется применение достаточно сложных технологий, которые ведут к существенному удорожанию очистных сооружений. Такие затраты далеко не всем по карману, так как большая часть осуществляющих сбросы сточных вод — это небольшие предприятия. Возникает вопрос: должен ли природопользователь очищать сточные воды до ПДКрыбхоз., если в самом природном водном объекте содержание этих веществ в разы выше таких ПДК.

Решение существует — это установление регионального норматива загрязняющих веществ в водном объекте с учетом характерных для воды водных объектов Ленинградской области веществ, что безусловно позволит эффективно подбирать технологии очистки и строить очистные сооружения для всех предприятий, что в свою очередь исключит сбросы сточных вод без очистки и все сточные воды нашего региона будут нормативно-очищенными.