Замечательный спектакль «Вахтангов_Чехов.docx». Игра с документом» состоялся в последний день зимы, 28 февраля 2021 года, на сцене Санкт-Петербургского Городского театра. За 110 минут актёры полностью погрузили зрителей в атмосферу передового столичного театрального мира последнего десятилетия Российской Империи, последовавшие затем революционные события и первые годы советской власти.
Этот спектакль — не о политике, а о русском театре, которого коснулась политика. Удачно выстроенные диалоги известных и неизвестных тогда актёров и режиссёров театральной студии при Московском Художественном театре, основанные на воспоминаниях и документах были собраны в единую ткань и прослеживали судьбы увлечённых театром молодых людей на крутом повороте в истории страны.
Великий Станиславский, как частично оживающая икона, юный и хрупкий Михаил Чехов, целеустремлённый и вспыльчивый Евгений Вахтангов, Борис Сушкевич, вначале не принявший революцию, но затем пересмотревший свои взгляды и ставший знаменитым в советской России, а впоследствии ещё и директором Ленинградского театрального института, Всеволод Меерхольд, которого в постановке не было, но речь о нём так или иначе звучала.
Театральная среда начала 20 века кипела и бурлила. После революции начался слом сознания и поиск новых форм. В спектакле показана репертуарная политика Студии, на которую, безусловно, влияла атмосфера в стране.
Прошло 100 лет, но, благодаря спектаклю, мы слышим голоса выдающихся наших соотечественников, мы чувствуем мир театра, мы видим любовь к театру, мы видим силу театра. Студийцы МХАТ готовы были защищать свой творческий мир и от «белых» и от «красных». Так они были увлечены искусством, так они были погружены в изучение системы Станиславского, так они хотели развить своё творчество.
Систему психологического театра К.С. Станиславского и кардинально противоположную ей биомеханику В. Меерхольда соединил и синтезировал Евгений Вахтангов. Эти акценты очень ярко показаны в спектакле.
Театральная машина времени сплетала в спектакле высказывания Болеславского, Дейкун, Гиацинтовой, Михаила Чехова, Станиславского, Немировича-Данченко и других. Спектакль получился похожим на многоуровневую театральную матрёшку, в которой есть место и личным, как бы маленьким, переживаниям актёров и режиссёров по поводу удачно и не совсем сыгранных ролей и спектаклей, но есть в нём и масштабный эпохальный дух, когда театральный мир переживал, как и вся страна, начало Первой мировой войны, затем Революции, а затем уже и изменение сознания и переделку содержания постановок в театре под иную политическую ситуацию. Время было непростое. Его дух целиком и полностью удалось показать актёрам Городского театра в камерных условиях, в небольшом помещении.
В спектакле, как в капле воды отображён целый мир русского новаторского театра начала 20 века.
Возвращаясь домой в приподнятом настроении и идя по Невскому проспекту, мы с женой, как заядлые театралы, обсуждая достоинства спектакля, пришли к выводу, что он, скорее всего для людей, интересующихся театром, поскольку звучавшие в нём знаменитые театральные имена неизвестны нынешней молодёжи.
Но верно и то, что такие спектакли открывают для молодёжи целую вселенную русского и советского театра.
Театр о театре рассказал нам о правде жизни — и в этом его сила!
Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология»
( 1 ноября ) 1910 года художественное общество «Мир искусства» было возрождено (председателем избран Н. К. Рерих ) После Октябрьской революции (1917 г.) многие его деятели были вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование к 1924 году. Последняя выставка «Мира искусства» проходила в Париже в 1927 году.
В начале века весь русский театр ориентировался на европейские образцы, постепенно нарабатывая свою, оригинальную школу. В первой половине века, после победы в Отечественной войне 1812 года, повышенной популярностью пользовались лёгкие жанры — комедия и водевиль. В театре шли пьесы таких авторов, как М. Н. Загоскин, Н. И. Хмельницкий и А. А. Шаховской .