Часть вторая

Проделана огромная исследовательская работы и мы продолжаем публикацию серии замечательных, познавательных и очень интересных материалов из США специального корреспондента петербургской газеты «Общество и Экология» Александра Вдовенко. В новом номере газеты исследовательская статья под названием «Коренные. Варварство или цивилизация». В предыдущих номерах нашей газеты и на сайте были напечатаны материалы  «Коренные. Гиперборейское колено» и «Коренные. Находка в Коннектикуте». Материал Александр Вдовенко представляет собой большую научную и историческую ценность и будет интересен не только для читателей нашей Экогазеты, но и для всего научного сообщества России.

Взлёт и падение Христофора Колумба

Европейской цивилизации нужны были богатства Востока и его пряности, позволявшие консервировать пищу. Торговля с Востоком была прибыльной, но опасной, так как прямой путь туда по суше был перекрыт мусульманской цивилизацией. Португалия закрепила за собой исключительное право на торговлю с Китаем по восточному морскому маршруту вокруг Африки. Многие считали, что в Китай можно попасть по западному морскому пути через Атлантику. Колон взялся убедить испанских монархов снарядить морскую экспедицию на запад. Кроме интересов экономических, весьма актуальным было стремление католической церкви распространить своё влияние на новые территории и увеличить паству. Папа Николай V издал 8 января 1455 года буллу, в которой королю Португалии Альфонсо V  предоставлялась «неограниченная и полная свобода вторгаться, выискивать, захватывать, уничтожать и подавлять всех сарацин и всяких язычников и других врагов Христа где бы то ни было, а также королевства, герцогства, княжества, доминионы, владения и всё любое их движимое и недвижимое имущество, где-либо у них находящееся, и превращать их в вечных рабов, и брать и превращать в свою собственность и передавать в наследство королевства, герцогства, княжества, доминионы, владения и имущество для пользования и для прибылей». Папа Александр VI (Родриго Борджия), будучи испанцем, предоставил в 1493 году правителям Испании права на весь мир за пределами владений христианских государств, чтобы живущие за этими пределами язычники были «единственно из великодушия, понимания и полноты нашей апостольской власти от имени Всемогущего Господа» приведены «в лоно католической церкви и обучены правилам морали». Королева Кастилии Изабелла, истовая католичка, в этой партии была одновременно и ферзём, и пешкой. Почти одного возраста с Колумбом, она благоволила ему, желала служить католической церкви и распространять христианство на новые земли, но советники при дворе настоятельно отговаривали королеву от этой затеи. Люди же из окружения Колумба, его сторонники и помощники, имеющие доступ к королеве Изабелле, годами убеждали её благосклонно рассмотреть сулящий большую выгоду проект этого чужака-экстранхеро. Ставки повышались, а решение всё не принималось. Наконец, когда Колумб засобирался покинуть королевство, чтобы искать поддержки других монархов Европы, его агенты сумели уговорить Изабеллу. Она даже готова была продать свои драгоценности, чтобы снарядить экспедицию. Но этого не понадобилось. Деньги на дело нашлись. Сторонами сделки были верховная государственная власть в лице короля и королевы Испании, моральный авторитет в лице католической церкви, деньги и административная сноровка вкладчиков, в их числе вышеупомянутых министров Луиса де Сантангела и Габриэля Санчеса, а также Джианотто Берарди (патрона Америго Веспуччи). И, конечно, сам Христофор Колумб, он же Кристофор Колом, он же Кристобаль Колон — незаурядный человек, рождённый для этой миссии, жаждущий признания, почестей и богатств. Условия Колумба были твёрдыми и, некоторые могут сказать, наглыми — если экспедиция в Китай окажется успешной, он получит потомственное дворянство, чин адмирала, станет губернатором и вице-королём открытых земель. Кроме того, ему причиталась восьмая часть от прибылей экспедиции, а впоследствии — одна десятая от всех прибылей с новоокрытых земель, и никаких налогов. Его условия были приняты. Назывались они Капитуляционес де Санта Фэ.

Koroleva Korol Vdovenko avg 2020

Кристобаль Колон на приёме у королевы Изабеллы и короля Фердинанда.

«Гранада, 30 апреля 1492 года.

Дон Фернандо и Донья Изабель, Божьей благодатью король и королева Кастилии, Леона, Арагона, Сицилии, Гранады, Толедо и прочая.

Так как Вы, Кристобаль Колон, отправляетесь по нашему приказанию на некоторых наших кораблях с командой открыть и приобрести некоторые острова и континент в море-океане, и есть надежда, что с помощью Господа некоторые острова и континент в море-океане под Вашим умелым предводительством будут открыты и приобретены, то справедливо будет Вам получить вознаграждение за все опасности, которым Вы подвергнетесь на службе нам…»

И несколько лет спустя:

«Медина дель Кампо, 22 июля 1497 года.

Дон Фернандо и Донья Изабель, Божьей благодатью король и королева Кастилии, Леона, Арагона, Сицилии, Гранады, Толедо и прочая.

Некоторые люди, поселившись на острове Испаньола и других островах, попросили нас издать указ, чтобы распределить на этих островах землю, на которой они могут посадить зерно и овощи, хлопок и лён, виноград и деревья, сахарный тростник и другие растения и построить дома, мельницы, сахарные заводы и другие здания, необходимые им для жизни, для службы нам и для общего благополучия жителей островов.

Поэтому настоящим мы даём разрешение и полономочия Вам, Дон Кристобаль Колон, наш адмирал моря-океана и наш вице-король и губернатор этого острова, распределять землю по Вашему усмотрению…».

Экспедиция с молитвами отправилась в путь на трёх маленьких кораблях, и 12 октября 1492 года Христофор Колумб высадился на острове, названном им Сан-Сальвадор (Спаситель). Его робко и дружественно встретили островитяне племени таино, предложили пришельцам символы доброжелательства и гостеприимства — попугаев, хлопковые нити и другие предметы. Позже Колумб так написал о людях племени таино (часть группы племён араваков): «Они так искренни и свободны со всем своим имуществом, что в это никто не поверит, если только сам этого не видел.  Если у них попросить хоть что-нибудь из того, что им принадлежит, то они никогда не откажут. Наоборот, они хотят этим поделиться и при этом показывают столько любви, как если бы они делились частичкой своего сердца, и они довольны любой, предлагаемой им безделицей, стоит она чего-нибудь или не стоит ничего». Через год Колумб обосновался на соседнем острове, названном им Эспаньола. Тогда там проживало около 60 тысяч таино; уже через 50 лет их оставалось меньше 500. Сегодня людей племени таино на земле нет.

…Но остаётся ферзём

В сделках с государством всегда побеждает государство. Колумб выполнил свою часть договора — открыл дорогу в Новую Испанию и прирастил владения испанской короны новыми землями, построил первый в Новом Свете католический храм (имя Христофор означает «носитель Христа»), привёз католических миссионеров и искренне принял на новой земле Святое Причастие, дал возможность некоторым евреям Испании и Португалии сбежать подальше от инквизиции на Ямайку. После этого его миссия была выполнена. Испания быстрой прибыли от экспедиций Колумба не получила. Путь в Китай открыт не был, и оставшиеся несколько лет земной жизни Колумба были незавидны. Потребовалось снаряжать новые экспедиции, уже без Колумба, чтобы европейская цивилизация нашла то, что искала — жемчуг и золото, много золота. Дальше заработала машина ненасытного государства, и каждый из бесчисленных её винтиков жаждал получить свою долю — инкомьендо — в разделе открывшихся несметных богатств Новой Испании. Спустя многие годы возникла легенда о Колумбе — символической фигуре первопроходца и открывателя новых миров, воплощении человеческой воли, дерзновения и бесстрашия. На этой легенде воспитывались поколения людей во всём мире. С началом космической эры встали в один ряд имена Колумба и героев освоения космоса Юрия Гагарина (его называли «Колумбом Вселенной»), Нила Армстронга. Но пришло новое время, и государство, вышедшее как и все теперешние государства Америк из пены прибоя на острове Сан-Сальвадор, решает, что и в Колумбе-легенде нужды больше нет, и уже вековые, позеленевшие статуи слишком неоднозначного «символа» убирают с постаментов на площадях американских городов. «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти».

Kolumb Padaet Vdovenko avg 2020

Хартфорд, штат Коннектикут, 29 июня 2020 года.  Рабочие убирают статую Колумба в центре города

К началу XVI века земли Нового Света были известны в Европе под названиями Атлантида, Утопия, Аркадия, Эль Дорадо, Антиллия, Индии, Терра Нова, Новая Испания, пока на картах их не стали называть Америкой. Это впервые произошло в маленькой типографии городка Сан Ди де Восгес во французском герцогстве Лоррейн 25 апреля 1507 года. Латинский манускрипт Птолемея дополнили увлекательными рассказами о новооткрытом континенте и живущих там голых людях, а также картой флорентийца на испанской службе Америго Веспуччи, сумевшего представить дело так,  будто он был открывателем нового мира. С тех пор этот мир стали называть Америкой. Как взахлёб написал о Веспуччи его биограф Фелипе Фернандес-Арместо: «Во Флоренции времён Возрождения, где жизнь была скорой, насыщенной, конкурентной, потребительской и жёсткой, умение манипуляции приобреталось быстро. Увы, это было нужно для выживания». Независимо от того, насколько точно это описание соответствует европейским нравам эпохи Возрождения, оно документально точно отражает превалирующее мировозрение нынешней западной постхристианской цивилизации.

Колумб назвал людей Нового Света «индиос». Так все и стали называть коренных индейцами. Сами они этого не любят и предпочитают, чтобы их называли коренными, первыми или по названию своего племени.

 

Крепкое pукопожатие

Встреча двух миров была катаклизмом не одномоментным, а постeпенным длящимся/постепенно развивающимся/распределённым во времени. Вначале были робкое прощупывание и взаимный интерес, затем бесшумный, но почти тотальный обвал коренного населения Нового Света, потом — местами самоубийственная конвульсия сопротивления, а местами тихое подчинение,  перемалывание коренных. Как мы увидим дальше, этот процесс и сейчас нельзя считать вполне закончившимся.

Гарвадский историк Джон Пэрри в1966 году отметил: Колумб «не открыл новый мир, он установил контакт между двумя мирами, и оба они были старыми». И оба они были разными — технологически, мировоззренчески, структурно и даже в узком смысле биологически, из-за разной стойкости к определённым заболеваниям. Коренные на первых порах искренне интересовались и восхищались пришельцами. Английский колонист Уильям Вуд в 1634 писал: «Индейцы, незнакомые с искусством, наукой и изобретениями цивилизованных людей, когда впервые их видят, то смотрят на всё с восхищением. Первый увиденный корабль они приняли за передвигающийся остров, на котором мачта — это дерево, паруса — белые облака, а выстрелы корабельных пушек — гром и молния». Коренные обычно встречали первых европейцев подарками и знаками почитания, но потом настал час, когда подарки стали у них требовать как данность, а почитание принималось только в виде поклонения. Иногда, по словам американского историка Фрэнсиса Дженнингса (1975), этот час наступал очень скорo.

Официально провозглашалась высокая цель — приобщение вновь открытых народов к истинной христианской вере. Но очень скоро эта миссия деградировала в лихорадочный поиск богатств дремлющего и ещё ничего не подозревающего мира. Хищники вроде Фэрнандо Кортеса и Франциско Пизарро, чувствуя запах золота, небольшими стаями двинулись вглубь континента. Они разнюхали и разрушили империи ацтеков, майа и инков, после чего перекачивание добычи в испанскую метрополию заняло целое столетие и стало для неё заслуженным проклятием Монтесумы. В XVI столетии сто тысяч испанцев в погоне за богатствами рыскали по Новой Испании. А что происходило к северу от новых испанских владений?

Уже в марте 1496 года король Англии Генрих VII выдал Джону Каботу и его сыновьям патент на экспедиции в Новый Свет, согласно которому им разрешалось под английским флагом «захватывать, занимать и завладевать у дикарей и неверных любые ещё не открытые другими христианами города, замки и острова» и платить в королевскую казну пятую часть добычи. В 1578 году первый патент на колонизацию Америки получил от королевы Елизаветы сэр Хамфри Гилберт. Колонизаторы подготовились всесторонне — у них было оружие для подавления сопротивления индейцев и убедительная пропаганда для успокоения сомнений среди граждан метрополии. Ричард Хэклуйт, англиканский ректор храма Всех Святых, в 1585 году суммировал идеологию колонизации в трёх постулатах. «Цели этих походов: 1. Привить христианство. 2. Торговать и 3. Завоевать. Привить христианство без завоевания будет трудно». Позже эти постулаты обросли изощрёнными семантическими приёмами и безотказно служили колонизаторам и их потомкам. К северу от Рио-Гранде царств и империй, таких, как в Перу или Мексике, не было. Тут коренные жили небольшими, разбросанными сообществами.  

Джона Уайт — «первый джентельмен Виргинии» — явил нам в своих акварелях 1590 года образы коренных жителей этого берега. На рисунках они похожи на древнегреческих богов — высокие, стройные, мускулистые атлеты.

Shaman Vdovenko avg 2020

«Летящий» Джона Уайта, 1590 год. Индейский шаман похож на античного греческого бога Гермеса.

«Жители, как только нас увидели, стали громко и страшно кричать… и убегать, крича как дикие звери или сумасшедшие. Mы осторожно позвали их назад… Они остановились и, видя наши добрые намерения и вежливость, подошли к нам поближе и поприветствовали нас. Потом они привели нас в своё селение на острове под названием Роаноак к своему Вероану, то есть к вождю».

Джон Бреретон 15 мая 1602 года у берега Массачусетса видел косяки скумбрии, сельди, трески и другой рыбы, которой «можно было в несколько дней наполнить весь корабль». Люди на берегу «все были высокими, широкими в плечах, <…> их оружием были луки и стрелы». Самуэль де Шамплейн плыл в 1605 году вдоль этого же песчанного берега «и видел много хижин и огородов», а также два или три каноэ, на которых рыбаки «ловили треску и другою рыбу, которой здесь великое множество». Широко известный на северо-востоке США мыс Кэйп Код получил своё название от обильной там трески. Европейские колонисты цепким взглядом замечали буки, кедры и лавры, клубнику и виноград, вишни, орехи и табак, «лучший, чем во всей Англии», родники со «сладкой» водой и озёра пресной воды, оленей, лосей и пернатую дичь, скелеты китов, камни для строительства и минералы. Летописец суммировал: «Чтобы не утомлять деталями всего, чем Бог и Природа наградили эти места, в сравнении с ними, наиболее плодородные места во всей Англии выглядят просто пустынными».

Korennoi Indeec Pamatnik Vdovenko avg 2020

Бронзовый памятник-фонтан коренному в городке Уестерли, штат Род Айленд (фото Анны Вдовенко)

Пришельцы обнаружили, что мужчины здесь ростом выше европейцев, они «полностью нагие, кроме сокровенных частей, прикрытых, на манер фартука у кузнеца, черной кожей, привязанной вокруг пояса и сзади, между ног». Все люди здесь были «телосложения совершенного…, активные, сильные, красивые и очень остроумные». Они казались хорошо развитыми, очень вежливыми, добрыми, «остроглазыми, прямодушными и совершенно бесстрашными, так как и сами они никому не намеревались причинять вредa». «Наши слова они и без повторения произносят с большой лёгкостью, как будто давно уже учили наш язык». Англичане попробовали посадить злаки и увидели, что через две недели зёрна дали ростки больше двадцати сантиметров высотой. Климат здесь был здоровым, европейцы на новом месте замечательно себя чувствовали и даже поправились. К концу XVI столетия уже 500 кораблей приплывали ежегодно к берегам Америки. Здесь появились колонисты из Франции и Голландии. Последние, согласно Льюису Моргану (1851), в районе Гудзона установили дружеские отношения с ирокезами, завязалась бойкая торговля. Ирокезы обменивали меха на «европейские ткани, но особенно на оружие, которое они впоследствии стали так мастерски применять». Торговля продолжалась, пока англичане не вытеснили голландцев в 1664 году.

Томас Мортон в 1637 году писал: «Коренные жители Новой Англии имеют обычай строить свои дома способом, похожим на диких ирландцев. Они собирают в лесу жерди, ставят их толстым концом на землю, размещают в форме окружности и соединяют их верхние концы в форме дуги… Их связывают известной своей крепостью корой ореха…»

Vigvam Vdovenko avg 2020

Вигвам, покрытый корой дуба (фото автора)

Тут следует отметить, что не случайно сравнение коренных жителей Нового Света с ирландцами. Англичане ко времени колонизации Новой Англии отработали методы взаимодействия с туземцами на только что покорённых эйреанах — ирландцах.

Методы этого взаимодействия нашли отражение в обращении вождя Пувхатана к капитану Джону Смиту в 1609 году: «Трижды я видел смерть моих людей. Я единственный, кто выжил. Ты пришёл разрушить мою страну. Мои люди боятся к тебе подходить. То, что ты хочешь взять силой, можно получить любовью, а не убивать дающих тебе пищу. То, что ты хочешь добыть войной, мы можем спрятать, а сами убежать в лес. Поэтому если ты будешь делать нам, твоим друзьям, плохо, то будешь голодать… Позволь тебя заверить, что если ты будешь приходить к нам с дружбой, а не вторгаться с ружьём и мечом, то мы будем ежегодно поставлять тебе кукурузу».

 Вождь племени Микмак спросил у Кристиана Ле Клерка в 1676 году: «Зачем людям в 5 или 6 футов ростом нужны дома высотой 60 или 80 футов? Неужели у вас нет достаточно ума и сообразительности как у индейцев, которые переносят свои вигвамы как им заблагорассудится и устраивают жилища, где захочется, и не зависят ни от каких господ? Кто из людей мудрее и счастливее — те, кто непрестанно работают и с большим трудом едва получают необходимое для жизни, или те, кто отдыхают в комфорте и получают всё необходимое приятной охотой и рыбалкой?».

Сошлись два мира, и мир европейской цивилизации вошёл в мир коренных Америк как нож в масло. Увещевания и призывы к здравому смыслу только раззадоривали и распаляли пришельцев. К жителям этой земли алчущие её богатств колонизаторы в большинстве относились как к разновидностям экзотической фауны и флоры. Их европейцы называли варварами и дикарями. По словам Фрэнсиса Дженнингса (1975), «назвать человека дикарём было равносильно вынесению ему смертельного приговора и полному, безжалостному его забвению».

Александр Вдовенко, 9 августа 2020 года.

От редакции газеты «Общество и Экология»: Продолжение в виде третьей части, завершающей исследовательский материал Александра Вдовенко «Коренные. Варварство или цивилизация» будет опубликовано в следующем номере газеты «Общество и Экология».