Заместитель Председателя Государственной Думы, член Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева высказала своё мнение о проекте федеральной схемы обращения с отходами, подготовленном «Российским экологическим оператором».

Напомню, реформа в сфере обращения с отходами начиналась с митингов протеста по всей стране: Подмосковье, станция Шиес в Архангельской области, Светлоярский полигон в Волгограде, полигон «Бастион» в Тамбовской области и так далее.

Четыре ведомства одновременно пытались вносить прямо противоположные поправки в законодательство об отходах. Наконец у реформы появился федеральный центр ответственности – Минприроды и ППК «Российский экологический оператор». Но за полтора года работы РЭО пока только проведена инвентаризация дел, по сути ничего в отрасли не изменилось в лучшую сторону. Считаю, что федеральному оператору надо быстрее вгружаться в работу и показывать результат.

Один из показателей работы – федеральная схема обращения с отходами. Госдума внесла в законодательство поправку о федеральной схеме год назад (в июле 2019 года). Нам надо было упорядочить логистику, межсубъектовые отношения, свести воедино планы строительства новых объектов переработки и утилизации, дать регионам рекомендации, как повысить качество работы с отходами. Федеральная схема должна была стать инструментом управления отраслью. Пока этого не произошло. Пока это сырой документ, не решающий стоящие перед отраслью задачи.

10 июня в Комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды состоялась презентация федеральной схемы. Мы подвергли её жесткой критике. 2 июля в Железноводске прошёл Съезд региональных операторов, где также затрагивалась эта тема.

Какие основные недоработки?

Во-первых, федеральная схема пока представляет собой сумму некачественных территориальных схем обращения с отходами, не прошедших через общественные обсуждения. Публичные слушания были формальными. Учитывались в первую очередь пожелания регоператоров, а не общественности. ОНФ неоднократно указывал, что мнение людей в терсхемах не отражено.

Мониторинг ОНФ показал, что по состоянию на февраль 2020 года электронные модели территориальных схем в открытом доступе имели только 54 региона. Из них у 21-й схемы не было информации о количестве образуемых отходов с разбивкой по источникам образования. У 19 регионов нет траектории движения техники. Значит, нет должного обоснования транспортной составляющей в тарифе.

Есть регионы, где граждане вообще не участвовали в обсуждении терсхем, потому что не было должного информирования. Есть регионы, где ни одно замечание или предложение, поступившее от населения, не было учтено.

Во-вторых, федеральная схема обращения с отходами в том виде, в котором она сейчас существует, не решает проблему дефицита действующих мощностей. Нет межсубъектового взаимодействия.

В 9 регионах запас действующих полигонов на исходе, мусор некуда везти. Это Магаданская область, Бурятия, Забайкальский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Камчатский край, Омская область. В этих регионах может произойти коллапс. При этом планы по строительству новых объектов утилизации или межсубъектовая логистика не прописаны.

Федеральная схема должна была урегулировать взаимоотношения между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, дать оптимальное решение по регионам вокруг Байкала.

Timofeeva Olga Eco 2020 1

В-третьих, федеральная схема не решает задачи нацпроекта «Экология» по утилизации отходов.

Судя по федеральной схеме, из 870 планируемых к строительству объектов 80% – это новые полигоны захоронений и объекты сортировки. А объекты утилизации – всего 8%. Значит в 40% регионов не будут достигнуты показатели по уровню обработки и утилизации отходов, установленные национальным проектом «Экология».

Напомню, стоит задача — к 2024 году направлять на обработку, то есть сортировку и очистку, 60% отходов, на утилизацию, то есть повторное применение, — 36% отходов. Федеральная схема не нацелена на решение этих задач.

Четвертое — тарифы. Федеральная схема должна включать информацию о тарифах регоператоров. Она должна помогать снижать платежи за счет оптимизации потоков и логистики. Потому что транспортная составляющая занимает в тарифе до 80%. Сейчас этого не видим. Тарифы и нормативы накопления отходов в регионах значительно разнятся.  Необоснованно высокие нормативы накопления, к примеру, в Амурской области, Омской, Карачаево-Черкесии, Камчатском крае.

Генпрокуратура также фиксировала факты двойных платежей (к примеру, в Челябинской области).

Люди не понимают, за что платят. И не могут проверить правильность начислений. Эту информацию тяжело получить.

Наконец, федеральная схема сейчас не содержит информацию по раздельному сбору отходов.

Ни в одном регионе пока нет полноценного раздельного сбора отходов. Регионам поставлена задача разрабатывать «дорожные карты». С учетом этого терсхемы будут снова корректироваться. Значит и федеральная схема тоже. Это будет уже третья корректировка

Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды обратил внимание на то, что каждая корректировка – это бюджетные расходы. На терсхемы уже потрачено около 1 млрд. рублей. Причем заказы на разработку и корректировку терсхем «осваиваются» узким кругом компаний. Это стало своего рода бизнесом.

Таким образом, вывод — пока федеральная схема обращения с отходами похожа на профанацию. Мы договорились с руководством ППК «Российский экологический оператор», что она будет доработана с учетом замечаний. Итоговый вариант должен появиться к октябрю этого года.

Госдума и ОНФ продолжают держать реформу в сфере обращения с отходами под особым парламентским и общественным контролем.

Напомню, что у Общероссийского народного фронта есть прямые поручения Президента В.Путина.  Обеспечить контроль в сфере обращения с отходами, в том числе опираясь на общественных экологических инспекторов (Послание, 20 февраля 2019 года). Обеспечить контроль за внедрением экологических технологий при строительстве новых предприятий по переработке отходов, а также уделить особое внимание информированию граждан (пресс-конференция В.Путина 19 декабря 2019 года).

Внимание к вопросам экологии в обществе обостряется. Этому способствовала и пандемия. Мы только что внесли в Конституцию блок экологических поправок, их поддержало большинство населения. Люди хотят безопасной, качественной окружающей среды. Поэтому надо усиливать работу в этом направлении, всем органам власти и ответственному федеральному оператору живее реагировать на критику и дорабатывать механизмы «мусорной» реформы.

Федеральная схема обращения с отходами должна быть в ближайшее время доработана, стать настоящим инструментом управления отраслью. Она нужна и регионам, и региональным операторам.

Из-за коронавируса многие процессы в стране были поставлены «на паузу». Но мусор продолжал вывозиться, несмотря на эпидемиологическую обстановку, несмотря на неплатежи. Регоператоры выдержали это испытание. Спасибо всем работникам отрасли. Теперь важно дать отрасли возможность восстановиться и развиваться.

От редакции газеты «Общество и Экология»: Заместитель Председателя Государственной Думы, член Центрального штаба ОНФ Ольга Викторовна Тимофеева всегда была предельно конкретной и чёткой, мыслила как, государственник, заботящийся о природе и синхронизации всех отраслей в рамках устойчивого экономического развития и экологической безопасности.