Уважаемые земляки-петербуржцы! Вкратце хочу рассказать о своей войне за экологию, которую я веду вот уже третий год. Даже не столько за экологию, сколько за элементарную возможность дышать неотравленным воздухом. С 2006 года я постоянно проживаю в Горелово. В 2009 году стал замечать на Юго-Западе Петербурга резкий и весьма характерный табачный запах – настолько сильный, химический, что после нескольких глубоких вдохов начинала кружиться голова и становилось дурно. Этот запах сначала то появлялся, то исчезал, но постепенно из редкого гостя превратился в постоянного жителя. Пахло и в Горелово, и на Таллинском шоссе у «Ленты», и у поста ДПС. Даже на ул. Пионерстроя и метро «Проспект Ветеранов» попахивало изрядно. Логично было бы предположить, что табачный запах исходит от табачного же предприятия Филипп Моррис, расположенного в промзоне Горелово – как раз недалеко от нас. Связаться с их руководством оказалось гиперсложно – складывалось впечатление, что эти люди просто скрываются. В итоге мне оказалось проще добиться провести проверку ЗАО «ФМ» Прокуратурой Санкт-Петербурга, нежели встретиться с руководством табачной фабрики и поговорить по душам. Прокуратура выявила в работе предприятия различные нарушения, однако все они не были связаны с загрязнением атмосферы. В своём ответе Прокуратура мне тонко намекнула, что с запада от ЗАО «Филипп Моррис» расположено предприятие ООО «Крес-Нева», входящее в холдинг JTI (Japan Tobacco International), и которое занимается обработкой взорванной табачной жилки. Многие не знают, но табак в сигареты добавлять дорого и невыгодно. А потому чаще всего курильщики курят либо восстановленный табак (бумагу, пропитанную химикатами), либо табачную жилку – стерженёк, который находится в центре табачного листа. Сам процесс сводится к расширению мельчайших воздушных капсул (пузырьков) внутри ткани жилки, отчего она резко увеличивается в объеме, «взрывается» (отсюда и название). Рыхлость структуры «взорванной жилки» позволяет ей прекрасно впитывать дополнительные ароматизаторы и вкусовые добавки. Как мы полагаем, именно во время пропитки этой взорванной жилки различными химикатами, и производится отравление атмосферы. Этим ядом в итоге дышат все – и курящие, и некурящие жители юго-западной части Петербурга. Казалось бы – подобное загрязнение должны были сразу обнаружить и устранить! Ведь именно для этогосуществуют все структуры Роспотребнадзора – как городские, у которых, по их словам, рядом с ЗАО «ФМ» имеется даже пункт круглосуточного мониторинга атмосферы, так и Ленобласти, к ведению которых отнесено ООО «Крес-Нева». Ан нет! Например, начальник территориального отдела Ромпотребнадзора Ломоносовского района Ленобласти, некая Голоцукова В.И. считает, что атмосфера в районе не только не опасная – более того, живительная — для огромного числа новорожденных и жителей постарше.

После моих долгих уговоров, подключения Прокуратуры РФ, Петербурга и Ленобласти, питерский Роспотребнадзор все же выехал с проверкой в Горелово. Правда, выбрали они для этого безветренную погоду в январе 2012 года, когда вонь с фабрики до нас доносилась не в слишком концентрированном виде, но всё же обнаружили в воздухе Горелово превышение ПДКмр (предельно допустимых максимально разовых концентраций) формальдегида В ТРИ РАЗА. Формальдегид (от лат. formīca «муравей») — бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворимый в воде, спиртах и полярных растворителях. Формальдегид образуется в организме путём окисления метанола. Обладает токсичностью, негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожный покров. Оказывает сильное действие на центральную нервную систему… Живительный газ, не так ли? И у нас этого формальдегида в три раза больше, чем норма, находящаяся на грани вреда здоровью. Из телефонного разговора с сотрудником Роспотребнадзора Петербурга, который участвовал в экспертизе, я узнал, что наверняка у нас должны быть превышения ещё и по фенолам, но на фенолы образцы не брались и экспертиза не проводилась…

Обо всём этом я снова принялся писать во все инстанции, включая полицию. Ибо у поста ДПС на Таллинском шоссе дышать просто нельзя. Вдруг полиция заботится о здоровье своих сотрудников? Нет, не заботится. Приехал участковый, взял с меня объяснение, и всё. Но факт есть. Зафиксирован официально, на бумаге! Казалось бы – после такого-то факта Роспотребнадзор Ленобласти встанет на уши и начнёт рыть носом землю, защищая благополучие человека, как сказано у них в официальном названии организации. Однако – снова нет! Беспристрастная и честная начальница с говорящей фамилией Голоцукова вновь нас убеждает, что всё хорошо! Но проводить проверку они не могут – регламент использования оборудования им этого сделать не позволяет! Т.е. питерский Роспотребнадзор при -20 в январе смог, а Ломоносовский при -5 в феврале даже не попытался. Вновь мне пришлось писать в разные инстанции, объясняя, что я не ставлю своей нынешней целью закрыть все табачные производства, лишить жителей рабочих мест, а казну – налоговых поступлений. Я просто хочу, чтобы алчные и непорядочные бизнесмены перестали экономить на здоровье моих детей и детей юго-запада Петербурга. Я также не понимаю, почему я, моя жена, мои соседи и просто жители юго-запада должны травиться только потому, что кто-то считает слишком дорогим менять вовремя фильтрующие элементы, и ради собственной выгоды готов заинтересовать в неисполнении своих обязанностей и Роспотребнадзор Ломоносовского района, и Прокуратуру Ленобласти, и полицию, и местную администрацию Виллози. Ибо чем ещё можно объяснить трёхгодичное бездействие всех упомянутых организаций, как не личной заинтересованностью начальства не исполнять свои прямые обязанности – защищать жизнь, права и здоровья граждан, за что все мы, собственно, им и платим по 13 копеек с каждого честно заработанного рубля.

К кому я только не обращался! И к Главному федеральному инспектору по Санкт-Петербургу Волоху А.И., который в конце 2011г норовил избраться в ЗакС Петербурга от Красносельского района. Обещал помочь, но с треском провалился на выборах и исчез. И к прежнему главе Красносельского района Петрову. И к нынешнему главе Красносельского района Никольскому Е.В. И к губернатору Петербурга Полтавченко. Ответили только из Администрации Полтавченко. Ни о чём, разумеется, обычный перевод стрелок. Но – хоть ответили. Никольский за целый, отпущенный законом, месяц, времени для ответа не нашёл, после чего опрометчиво приехал в Горелово на отчётное годовое собрание местной администрации. Когда на этом собрании я напрямую его спросил, кому и что поручено сделать по моему заявлению, и почему из администрации Полтавченко ответ пришёл, а в администрации района решили, что они – важнее, и заняты более важными делами, он замялся, заёрзал, после чего пообещал это дело держать на личном контроле и всем отравителям атмосферы устроить «пикалёво» в течение месяца. Прошло два месяца. В итоге – только пшик. Ничего не сделал. Воняет пуще прежнего! Как говориться, поздравляю вас, гражданин, соврамши!

Далее ещё веселее. Помните Голоцукову? Веру Ивановну? Начальницу Роспотребнадзора Ломоносовского района Ленобласти? Отлично. Так что она делает? Она в марте-апреле 2012г договаривается с руководством ООО «Крес-Нева» и те где-то на три недели прекращают отравлять воздух. Жители радуются чистому воздуху и победе! Мамаши с колясками гуляют по улицам, жмурясь от весеннего солнца и вдыхая свежие ароматы. Голоцукова за это время проводит «экспертизу», которая прям таки доказывает, что атмосфера в регионе живительная. Пишет мне официальный ответ, общий итог которого сводится к «сам дурак». А через день после получения мной этого письма дикая вонь возвращается в Горелово. Вуаля!

Что нам остаётся? Митинги? Пикеты за увольнение голоцуковых? Разумеется. Будем бороться дальше! Например, а напишу-ка я в головной офис JTI в Японию и расскажу про делишки их дочернего предприятия Крес-Нева. Возможно, оттуда помогул, коли родным властям плевать? Но сама ситуация глобальнее. Табачные фабрики пользуются низкою культурой и отсутствием самоуважения наших сограждан, а потому свободно и безнаказанно извлекают сверхприбыли из своих производств, отравляя атмосферу и запихивая в сигареты невиданную дрянь вместо табака. А мы, обычные люди, получаем свою порцию формальдегидов, фенолов и прочего непотребства. Дышим, и молчим. Так, что ли?