участников Круглого стола в рамках Международного форума «Экология большого города» на тему: «Формирование взглядов экологической безопасности будущего», состоявшегося 20 марта 2019 года

 Уважаемый Александр Дмитриевич!

Обращаем Ваше внимание и выражаем надежду на принципиальное рассмотрение важнейших «сигнальных» аспектов обеспечения качества жизни настоящего и будущих поколений, путей, форм и методов формирования взглядов и рекомендаций экологически грамотного поведения для жизни в мегаполисе и обеспечения экологической безопасности в Санкт-Петербурге.

Участники Круглого стола с сожалением отмечают наличие в обществе несоответствия представлений и поведения человека критериям экологической безопасности.

Участники считают необходимым серьезное изменение отношения государственных, общественных и бизнес-структур к осуществлению комплексных мер по экологическому просвещению, воспитанию, образованию и формированию экологической культуры населения и экологической компетентности руководства и лиц, принимающих решения в сфере природопользования и экологической безопасности.

Обоснованием формирования этого мнения участников круглого стола являются:

— накопление проблем и углубление кризиса в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, не находящих вразумительных и обоснованных путей решения со стороны исполнительных органов государственной власти в Санкт-Петербурге, возникновение угроз экологической стабильности природной среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в результате накопления экологического ущерба;

— отсутствие адекватной ответной реакции со стороны исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на решение вопросов природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности города, на стремление экологической общественности города, на основе сложившихся угроз и рисков природе и человеку, экспертной помощи руководству города в осуществлении мер по улучшению ситуации с активным участием общественных организаций;

— желание исключения повторения ситуации 2013 и 2017 годов, когда Годы охраны окружающей среды, объявленные Указами Президента РФ, не были ознаменованы заметными результатами в области оптимизации экологической ситуации в Санкт-Петербурге и решением проблем в этой сфере деятельности.

Участники заседания обращают внимание органов государственной власти на наличие ряда экологических проблем, снижающих качество жизни населения города. Беспокойство вызывает наличие неконтролируемых источников опасных выбросов и сбросов в окружающую среду, недостаточный уровень озеленения, несоблюдение нормативной численности парковочных мест для общественного и личного транспорта в жилых и общественных зонах, способствующие загрязнению воздушной среды, почво-грунтов и водотоков вдоль автомобильных дорог соединениями тяжелых металлов и полиароматическими углеводородами; избыточному накоплению отходов и продуктов эксплуатации дорожно-автомобильного комплекса на единицу площади территории города; сверхнормативному акустическому воздействию на жилые помещения и территории. Химическое и физическое загрязнение окружающей среды значительно увеличивает канцерогенный риск и риски другой патологии взрослого и, особенно, детского населения. По представленным данным риск здоровью населения (в среднем по городу) характеризуется как «высокий» начиная с возраста 54 года, в возрасте 66 лет показатель риска переходит в категорию «экстремальный».

При этом участники заседания выделяют несколько ключевых проблем в Санкт-Петербурге, которые «сигналят» о необходимости срочного вмешательства в их решение.

Это прежде всего:

1.Отсутствие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды. Информирование городского сообщества на регулярной основе осуществляется через «Экологический портал Санкт-Петербурга» (www.infoeco.ru) только по данным системы наблюдений АСМ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (КПООС)) и не отражает реальное положение, т.к. в перечне приоритетных загрязнителей отсутствуют бенз(а)пирен и формальдегид, не говоря уже о веществах, включенных в список Стокгольмской конвенции 2001 г. о стойких органических загрязнителях. Измерение загрязнения формальдегидом с 2012 года прекращено, что привело к занижению показателя уровня загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) более чем в 2 раза. Данные наблюдений Государственной службы СЗУ ГМС в открытом доступе отсутствуют. Отсутствует информация о загрязнении почвогрунтов города, т.к. после 2007г. экологический мониторинг почвогрунтов в Санкт-Петербурге прекращен, хотя уже тогда наблюдался высокий уровень загрязнения тяжелыми металлами, бенз(а)пиреном, диоксинами. Загрязнение почвогрунтов экотоксикантами является экологическим следом загрязнения атмосферного воздуха, и отсутствие данных наблюдений лишает город возможности объективного контроля достоверности данных о состоянии атмосферного воздуха.

2.Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха.

По данным Гос. службы наблюдений СЗУ ГМС за последние годы уровень загрязнения воздуха высокий (индекс загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) = 6,2÷10,2). Однако, информация, предоставляемая городу КПООС сводится к тому, что уровень загрязнения воздуха оценивается как низкий (ИЗА=2,2÷2,6) по причинам, указанным в п.1. Это демотивирует принятие реальных мер по развитию экологического мониторинга, выявлению и ликвидации источников опасных выбросов и препятствует улучшению экологической ситуации.

  1. 3. Неопределенность относительно выбора способа (технологий) обращения с ТКО, что влечет за собой риск выбора экологически опасных технологий: например, сжигание отходов на МСЗ. Реализация такого проекта физически будет означать перевод твердых отходов в газообразные, а экологически – рост, и без того высокого, уровня загрязнения атмосферного воздуха в регионе. Обращение с отходами – положение стагнации при отсутствии эффективного экологически безопасного решения развития отрасли.
  2. 4. Сжигание илового осадка канализационных очистных сооружений на трех заводах сжигания осадка (ЗСО). Такой способ обращения с канализационным осадком в РФ применяется только в Санкт-Петербурге, что не является положительным фактом. В осадке содержатся практически все элементы таблицы Менделеева, которые, как отмечают эксперты, при сжигании не уничтожаются, это в принципе невозможно, но вступают в химические реакции, образуя разнообразные химические соединения. Присущее канализационным стокам мегаполиса высокое содержание органических веществ и хлорсодержащих соединений гарантирует при сжигании осадка образование диоксинов и диоксиноподобных соединений, ПАУ, в т.ч. бенз(а)пирена, в дополнение к спектру соединений тяжелых и легких металлов, азота и др. и поступление их с выбросами в атмосферу города.
  3. Затянувшийся процесс перевода полигона промышленных и токсичных отходов «Красный Бор» в экологически безопасное состояние. Пока выполнен лишь первый этап – защита открытых карт от атмосферных осадков. Остается надеяться, что передача полигона в федеральное управление ускорит его перевод в состояние, безопасное для окружающей среды.
  4. Демографические последствия и растущая нагрузка на экономику, как результат высокого уровня загрязнения окружающей среды, в первую очередь атмосферного воздуха. В частности, за период с 2001 по 2016 гг. по данным статистики Минздрава РФ, в Санкт-Петербурге произошел огромный рост онкологической заболеваемости (+78%), врожденных аномалий (+116%), детской онкологии (+296%), астмы (+107%), общей заболеваемости (+51%), что значительно опережает аналогичные показатели Москвы и РФ в целом (см. приложение). Санкт-Петербург стал рекордсменом по этим заболеваниям среди субъектов РФ. При этом тренд роста заболеваемости ускоряется.

По данным ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья», если при оценке канцерогенного риска здоровью величины его показателей в пригородах Санкт-Петербурга находятся, в основном, на уровне 10-4 − 10-5, характерном для большинства городов России, то показатели канцерогенного риска на жилых территориях центральной части города находятся на уровне 10-2, что характеризует канцерогенный риск как «значительно выше приемлемого». Ведущее место среди канцерогенов занимают хром и формальдегид, далее следуют соединения тяжелых металлов. Неканцерогенный риск для центральной части города оценен как «чрезвычайно высокий». 

  1. Низкий уровень экологической культуры населения, проявляющийся, в первую очередь, в недостаточной экологической грамотности при выборе поведенческих решений. Такая ситуация является результатом отсутствия как комплексной и эффективной системы экологического просвещения, воспитания и образования, так и полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Для всех жителей Санкт-Петербурга жизненно необходимо обеспечение современного высокого уровня организации и научного, публично понятного, управления охраной окружающей среды.

Драгоценное время и конструктивная энергия, до сих пор растрачиваемые экологическим сообществом на борьбу с экологически необоснованными и опасными проектами, могут и должны работать на поддержку и реализацию высококомпетентных проектов, улучшающих экологическую обстановку и обеспечивающих экологическую безопасность в городе и регионе.

Мы можем и должны сделать Санкт-Петербург городом с чистым воздухом, водой и почвами, население которого будет поддерживать природную чистоту городской среды обитания. Город нуждается в грамотном управлении сложным процессом обеспечения экологической безопасности. Без этого не добиться роста качества жизни.

Участники Круглого стола:

Гайдаш Александр Алексеевич,

главный редактор детского

экологического журнала «У лукоморья»

(ecobaltic@list.ru)

 

Гордышевский Семен Михайлович,

председатель Правления НП

«Санкт-Петербургский Экологический Союз»,

 председатель комитета экологической

 и технологической безопасности 

Союза промышленников

и предпринимателей Санкт-Петербурга

(ecounion.spb@mail.ru)

 

Карпов Андрей Александрович,

эксперт по развитию системы

мониторинга атмосферного воздуха

(willinberlin@gmail.com)

 

Лисовский Сергей Анатольевич,

главный редактор газеты «Общество и экология»

(sergei_lisovskii@mail.ru)

 

Меркушев Игорь Александрович,

председатель Общественного совета

по экспертно-методическому

содействию органам власти в сфере

охраны окружающей среды и обеспечения

экологической безопасности, д.м.н.

(9251234@rambler.ru)

 

Смолев Борис Владимирович,

исполнительный директор

Санкт-Петербургской общественной организации

«Федерация экологического образования»,

генеральный директор НПО ЗАО  «Крисмас+»

(smolev@christmas-plus.ru)

 

Тарбаева Вероника Михайловна,

председатель Центрального совета

Межрегиональной общественной организации

(МОО) «Природоохранный союз»,

д.б.н., профессор, академик РЭА, член-кор. РАЕН

(tarbaeva@yandex.ru)

 

Цветков Владимир Юрьевич,

ректор АНО ДПО

«Санкт-Петербургский институт природопользования,

промышленной безопасности и охраны

окружающей среды», д.г.н., профессор

(vts@ipkecol.ru)