1 марта 2018 года Общественная Палата Ленинградской области, Общественный экологический совет при Губернаторе Ленинградской области и Лесотехнический университет провели очередной круглый стол из серии дискуссионных мероприятий, посвященных выработке новых подходов к лесопользованию в лесах различных категорий защитности. Он прошел в режиме пресс-конференции под названием «Общественность предлагает новую политику для лесного хозяйства».

Серия из пяти круглых столов проводится для всестороннего обсуждения и выработки консенсусных моделей общественного мнения по вопросам использования защитных лесов.

В рамках первого мероприятия участники дискуссии обсудили вопрос о том, каким должен быть окружающий нас лес: обустроенным местом для отдыха, диким уголком природы, не приспособленным для пребывания человека, или чем-то иным. Была выработана резолюция, куда вошли рекомендации как для лесозаготовителей и общественных организаций, так и для Правительства региона. Резолюцию построчно обсудили на втором круглом столе и приняли общим консенсусом.

Третий круглый стол состоится в Доме дружбы Ленинградской области и будет посвящен Вепсскому лесу, как крупному конгломерату лесов разнообразной степени защитности.

Модератором дискуссии стал председатель Общественного экологического Совета при Губернаторе Ленинградской области Юрий Шевчук.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ДИСКУССИИ

В ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТОЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

И ОБЩЕСТВЕННЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ  ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 08.02.2018 г.

 

Приняты на второй дискуссионной встрече консенсусом участников 1 марта 2018 года

Преамбула

Отношение к лесу, в первую очередь, как к месту рекреации, в Петербурге воспитывается в школах, поддерживается в литературе, искусстве и СМИ. Лесозаготовитель в общественном мнении приобрел черты врага и расхитителя природных богатств. Отчасти это мнение опирается на реальные цифры – действительно, побочное лесопользование с учетом использования лесов под рекреацию, теоретически в несколько раз выгоднее, чем заготовка древесины.
В реальности организация рынков сбыта продукции побочного лесопользования требует сверхзатрат, невозможных для регионального бюджета.

Так-как лесом в рекреационных целях в той или иной степени пользуется практически каждый петербуржец, возникает масса людей, считающих свои права ущемленными, когда они обнаруживают в лесу следы тех или иных видов рубок,  в том числе – санитарных.

Парадокс восприятия ситуации состоит в том, что при отсутствии санитарных рубок и прочих инструментов управления сменой древостоя, естественный процесс смены одних пород другими (сукцессия) превратит лес в место, не пригодное для рекреации. К тому же лес будет захламлён погибшими деревьями и постоянно будет подвергаться возгораниям вследствие накопления легко воспламеняемого валежника.

Настроением масс умело пользуются деструктивные общественные организации, а также некоторые политики, создавая образ властей, коррумпированных лесопромышленниками, ведущими «вырубку зеленых легких Ленинградской области».

Специалисты лесного хозяйства считают, что практикующиеся добровольно-выборочные рубки в лесах приводят к ветровалам, к образованию куртинных сухостойных «рощ» древостоев в старовозрастных ельниках, что в итоге создает негативное отношение к арендаторам лесных участков и усиливает социальную напряженность в обществе.

На повестке дня стоит достижение социального консенсуса по использованию защитных лесов.

Какими мы хотим видеть участки защитных лесов: обустроенным местом для отдыха, диким уголком природы, непригодным для пребывания человека, или местом рационального лесопользования, где соблюдаются интересы не только природы, но и всех социальных групп, использующих лесные угодья? В ходе поиска ответа на этот вопрос участники круглых столов выработали следующие рекомендации.

Рекомендации

Комитету по местному самоуправлению, Комитету по агропромышленному комплексу, Комитету по природным ресурсам, местным органам власти совместно с арендаторами  лесных участков рекомендуем:

— организовать регулярное проведение общерайонных публичных обсуждений будущего использования лесного фонда в каждом районе, в котором преобладают защитные леса (не менее 2 раз в год);

— в каждом административном районе, имеющем данную особенность, предлагаем выделить постоянного представителя (уполномоченного) из состава районной общественной палаты, районного общественного экологического совета, который, осуществляя свои общественные функции, собирает вопросы от населения (анализирует сообщения СМИ и социальных сетей), формулирует запросы экспертам, представителям исполнительной власти  и  лесозаготовителям, после чего направляет ответ и/или публикует ответ на собственном сайте (в страничках социальных сетей) в качестве подготовки к данным обсуждениям;

— активнее использовать форму проведения публичных слушаний на местах (согласно ФЗ № 131). Перед проведением слушаний рекомендуем провести формирование вопросов от населения, подготовить ответы, привлечь спикеров и лидеров общественного мнения; завершить проведение мероприятия подготовкой и публикацией отчетных документов (релиз, стенограмма, видеоматериалы, и т.д.). При подготовке слушаний обязательно использовать графические способы подачи информации. Рекомендуем применить разработку инфографики,  публикацию её в СМИ и соц.сетях с разъяснениями о последствиях вырубок и последствиях отсутствия вырубок. Наглядная визуализация в современном дизайне состояний «до», «чем грозит», «после», а также иллюстрации улучшения состояния леса (что улучшилось и что поменялось в результате санитарной вырубки) поможет понять ситуацию даже не специалистам.

Также предлагаем арендаторам лесных участков организовывать регулярное проведение совместных выездов в лес профессионалов (экспертов), и представителей общественности с наглядным разъяснением лесопатологических особенностей участков. Выезды предлагаем проводить с участием корреспондентов местных СМИ и блогеров поселковых страниц социальных сетей. На месте проведения работ в лесу предлагаем вывешивать аншлаги  с указанием проводимых работ и координат ответственного за проведение работ.

Комитету по местному самоуправлению, Комитету по агропромышленному комплексу, Комитету по природным ресурсам, местным органам власти рекомендуем:

—  приступить к созданию универсального механизма согласования интересов местных жителей и рекреантов – петербуржцев без изменения федерального избирательного законодательства, опираясь в первую очередь на созданную систему старост в поселениях.

В качестве первоочередных мер рекомендуем:

— Создание на районном уровне общественной должности «уполномоченный по правам садоводов».

— Создание единого справочно-информационного портала для старост, с опросником по состоянию территории, списком проектов, осуществляемых на территории.

— Проведение консультаций, вебинаров для старост, по вопросам, набравшим наибольшее количество голосов на голосовании старост.

— Разработка нормативно-правового механизма учета мнения садоводов в решении общественно-политических вопросов в Ленинградской области согласно положениям ФЗ № 131 (анкетирование, опрос, организация сходов и собраний, и так далее). Внедрение его через сайт и вебинары для старост. Организация «обратной связи», чтобы мнение садоводов было бы услышано.

 Правительству Ленинградской области

 рекомендуем провести оптимизацию деятельности Лесного Совета при Правительстве Ленинградской области  с целью усиления его роли в решении проблем отрасли , а также медиативных тенденций в лесной отрасли.

Комитету по природным ресурсам Ленинградской области

полагаем целесообразным при разработке лесохозяйственных регламентов Ленинградской области включить в перечень рубок спелых и перестойных насаждений всё многообразие видов постепенных рубок (двухприемных, трехприемных, котловинных, и др.), а также рубок ухода, в частности – ландшафтных рубок в местах массового отдыха.

Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, совместно с ФБУ «СПбНИИЛХ» рекомендуем 

дать обоснование лесохозяйственных нормативов в соответствии с «Правилами ухода за лесами», утвержденными приказом МинПрироды России от 22.11.17 №626 в рамках Концепции интенсивного использования , воспроизводства лесов Балтийско-Белозерского таежного региона для руководства при разработке лесного плана субъекта и лесохозяйственных регламентов лесничеств.

Комитету по природным ресурсам Ленинградской области рекомендуем

включать в материалы лесного плана и лесохозяйственных регламентов материалы лесоустройства по таксации лесов и проектированию материалов по охране, защите, воспроизводству лесов, выполненных арендаторами за свой счет в Федеральном учреждении «Рослесинфорт».

Наталия Матвеева, «Зелёный Крест»