«Решить мусорную проблему Санкт – Петербурга невозможно без совместных усилий города и области» — подвел итоги года Всеволод Леонидович Хмыров – председатель саморегулирующей организации «Санкт-Петербургская Ассоциация рециклинга». На последнем в этом году заседании саморегулирующей организации «Санкт-Петербургская Ассоциация рециклинга», объединившей всех основных игроков «мусорного бизнес-рынка», председатель Ассоциации, Всеволод Леонидович Хмыров, подводя итоги года, отметил, что без совместных усилий города и области решить «мусорную проблему» Санкт – Петербурга невозможно. Петербург не может создать на своей территории новые полигоны для мусора, это запрещено законом.

Единственный действующий полигон на севере города исчерпал свой проектный ресурс и должен быть закрыт. Отходы города и сейчас в основном свозятся на территорию области. Недобросовестные перевозчики сваливают их под видом грунта в рекультивируемые карьеры, а то и просто в овраги и ложбины в лесах. Бороться с этим силами только государственных структур фактически невозможно. Как и любое другое массовое нарушение закона, победить несанкционированное размещение мусора можно лишь только усилиями масс населения. К сожалению, права общественных инспекторов ограничены законодательством и фактически сводятся к возможности написать жалобу в госинспекцию. При этом местное население категорически выступает против создания новых полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов.

Так что же, Петербург неминуемо настигнет мусорный коллапс? Или есть возможность создать систему утилизации коммунальных отходов, которая не вредит природе? С этими вопросами мы обратились к экспертам.

«Создание комплексной системы переработки городского мусора технологически возможно, и практически осуществимо, — говорит заместитель председателя Комиссии по агропромышленному комплексу, предпринимательству и экологии Общественной Палаты Ленинградской области, Вячеслав Шаваров. – Другое дело, что на переработку, куда сдают мусор по высокому тарифу, перевозчики могут мусор и не повезти – пока есть возможность полулегально сбросить его в карьеры. Тут необходимы скоординированные усилия двух природоохранных комитетов и города, и области. Вероятно, стоит создать комиссию из представителей исполнительной и законодательной властей двух субъектов Федерации».

«Там, где есть возможность, следует внедрять пофракционный раздельный сбор ТКО и приравненных к ним отходов, а полученные таким образом отходы сразу направлять в переработку. Там, где нет такой возможности, например, из-за особенностей исторической городской застройки или территориального расположения сельских поселений, следует  использовать систему «синглстрим» — так на Западе называют систему сбора вторсырья в один бак с последующей досортировкой вторсырья. Но обязательно нужно вводить раздельный сбор органики, отделять от общего потока пищевые и агропромышленные отходы для компостирования и метаногенеза, — считает Анна Гаркуша, представитель движения «РазДельный Сбор». — Переработка отходов других отраслей хозяйства также  должна осуществляться с максимальным возвратом ресурсов в хозоборот. Какие при этом использовать технологии – выбор в каждой индивидуальной ситуации, но на основе утвержденных принципов — например, соблюдая полный отказ от сжигания твердых бытовых отходов или продукции из них. Ресурсы нельзя уничтожать.  Грамотно спроектированные полигоны + максимальный раздельный сбор принесут меньше вреда, чем сжигание. Нет отходов неперерабатываемых, есть отсутствие необходимых для этого технологий на данном этапе научно-технического прогресса. А значит, то, что не перерабатывается или переработка нерентабельна сегодня – вполне может долежать до появления эффективных технологий лет через десять».

«Технология уже есть, — считает генеральный директор Автопарка «Спецтранс№1», Анатолий Владимирович Язев, — и её смысл – различными способами разделить коммунальные отходы на компоненты, отправив все, что можно, на переработку, а органический остаток обезвредить. Мы сейчас можем построить заводы по полностью безотходной переработке мусора. Даже из органического остатка мы можем получит полезный и безопасный продукт – например, грунт для рекультивации старых полигонов и карьеров. Пусть Ленинградская область объявляет конкурс на создание заводов по переработке мусора, выделяет места для них, а желающие в это дело вложить средства найдутся».

«Заводы по переработке мусора – не полигоны, там нет ни крыс, ни чаек, ни запахов за пределами промплощадки, — говорит председатель Северо-Западного «Зеленого Креста» Юрий Шевчук. – Местным жителям от них не будет вреда. Выпускать они будут металлы, стекло, полимеры, макулатуру. А органику перерабатывать либо на метан с последующей литификацией осадка метантенков, либо напрямую в камень. Но мало построить заводы – еще надо обеспечить их сырьем, в данном случае – мусором. Надо закрыть все лазейки желающим задешево от мусора избавиться, раскидав его по лесу или сбросив в карьер».

А пока эксперты советуют, законодатели разрабатывают поправки к ими же написанным законам, инспекторы сбиваются с ног, предотвращая появление новых незаконных свалок, общественность возмущается  — в лесах вокруг Петербурга возникает все больше мусорных куч…

Команда Северо-Западного Зеленого Креста