Статья Александра Сергеевича Аникина, к. с.-х. н., доцента кафедры лесоводства Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета.

Одним из видов использования лесов является заготовка древесины. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Для заготовки древесины допускается осуществление рубок:

— спелых и перестойных лесных насаждений;

— средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений (санитарные рубки), при уходе за лесами (рубки ухода за лесами);

— лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной (просек, лесохозяйственных и противопожарных дорог, складов, противопожарных разрывов и т.п.), лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры (для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, осуществления рекреационной деятельности и других видов, указанных в статье 13, 14, 21 Лесного кодекса Российской Федерации) (прочие рубки).

les anikin 1

С 1 января 2007 г. в России кардинально изменилась структура управления лесами. Организация использования, охраны, защиты лесов, а также осуществление государственного лесного контроля и надзора переданы на уровень субъектов Российской Федерации.

В то же время процесс реализации Лесного кодекса вызывает обеспокоенность специалистов и представителей общественности. Разрушение старой системы и неспособность создать новую систему государственного лесного контроля и надзора привели к значительному повышению объемов незаконных рубок, расширению коррупции в России и обострению социальных проблем в отдаленных лесных районах.  

В настоящее время проблема нелегальных лесозаготовок признана государством как комплексная, имеющая межведомственный характер.

les anikin 5

Рослесхоз на основе баланса «заготовка — потребление» произвел расчет объема незаконных рубок, который составил около 10% расчетного объема заготовок [2]. Разрушение старой модели лесного сектора и ослабление контролирующих функций государства подхлестнули увеличение объема нелегальных лесозаготовок.  Большинство оценок их масштаба варьирует от 2—3 до 27-30% и зависит от определения самого понятия «нелегальная заготовка», используемого метода оценки и источников информации. Очевидно, что часто упоминаемое невысокое качество статистических данных, используемых в расчетах, не позволяет говорить о точности оценки.

В среднем можно сказать, что доля незаконных рубок в России, по разным оценкам, составляет от 10 до 20 % общего объема рубок, а реальные потери ощутимо больше, поскольку не законно заготавливается преимущественно наиболее ценная древесина, пользующаяся на рынке высоким спросом.  

 В то же время ни Лесной кодекс 1997 г. (впрочем, как и ныне действующий Лесной кодекс 2006 г.), ни иные нормативные правовые акты, входившие в систему лесного законодательства Российской Федерации, не давали определения понятию «незаконные рубки (порубки) или нелегальные рубки».

 В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения, в том числе нарушения лесного законодательства РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» было раскрыто понятие «незаконная порубка».

les anikin 4

Древесина, заготовленная в результате незаконной рубки (порубки), становится незаконно заготовленной древесиной. Фактически любая древесина, срубленная без соответствующего права на рубку, должна быть отнесена к незаконно заготовленной. Например, рубка деревьев тех пород, которые запрещены к рубке.

 Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г.

N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» — «Незаконной является рубка […] насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. […] договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

В соответствии с Лесным кодексом 1997 года, договор аренды сам по себе не являлся достаточным основанием для заготовки древесины — на каждую конкретную лесосеку арендатор был обязан получить разрешительный документ установленного образца на специальном номерном бланке (лесорубочный билет), срок действия которого составлял один год, с возможностью продления в исключительных случаях и именно лесорубочный билет являлся основным документом, подтверждающим право рубки.

В соответствии с Лесным кодексом 2006 года, договор аренды сам по себе является основанием для заготовки древесины (ст.29 ЛК РФ).  Однако, обязательным условием является составление проекта освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе (ст. 88 и 89 ЛК РФ). Арендатор обязан ежегодно подавать в органы государственной власти лесную декларацию — заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26 ЛК РФ). Но ни в Лесном кодексе, ни в Правилах заготовки древесины нет прямых указаний, что заготовка древесины сверх того, что указано в лесной декларации, является незаконной.

Существует множество различных определений понятия «незаконная рубка». В узком понимании нелегальные рубки — это рубки, проводимые без разрешительных документов [2]. В России и в большинстве других стран к незаконным рубкам принято относить как рубки, произведенные без разрешительных документов (самовольные рубки), так и рубки, произведенные на основании разрешительных документов, если эти документы выданы или сама рубка произведена с нарушением действующего законодательства. По мнению WWF России, под незаконной порубкой следует понимать рубку лесных насаждений, деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, договора аренды, договора купли продажи лесных насаждений, лесной декларации или рубку по лесорубочному билету, договору аренды, договору купли продажи лесных насаждений, выданным с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, договоре аренды, договоре купли продажи лесных насаждений, лесной декларации, до или после установленных в лесорубочном билете, договоре аренды, договоре купли продажи лесных насаждений, лесной декларации сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке (Приложение 13), или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования лесным участком.

В России выделяют три основных типа незаконных рубок:

  1. Самовольные рубки, осуществляемые населением для своих нужд (отопления жилищ, заготовки строительных материалов для мелких построек и текущего ремонта и т. д.).
  2. Самовольные рубки, осуществляемые населением и предпринимателями для продажи или переработки древесины, т. е. воровство леса с целью получения дохода. От предыдущего вида самовольных рубок они отличаются масштабами, а также технической оснащенностью тех, кто их проводит.
  3. Рубки, проводящиеся на основании разрешительных документов, но с грубыми нарушениями действующих правил, вследствие чего образуется не учтенная или неправильно учтенная древесина.

         Основные причины незаконных рубок следующие:

— несовершенство, запутанность и противоречивость законодательства (сложность ведения законного лесного бизнеса, законной рубки для собственных нужд);

— незначительность выгоды от лесозаготовок для местного населения, нищета и безработица в лесных деревнях и поселках, невозможность найти законные средства к существованию или переселению;

  • слабость государственной лесной охраны, контроля и надзора за тем, что происходит в лесу. Как отмечают авторы этого пособия, в российских условиях все эти три причины примерно равнозначны.

«Незаконные рубки» всегда обусловлены экономическими причинами. Древесина, заготовленная без выплаты установленных государством платежей за пользование лесным участком или за порубку лесных насаждений, без затратных обременений на строительство дорог, на восстановление вырубленного, имеет низкую себестоимость и, соответственно, низкую цену на местных рынках древесного сырья. Когда требования государства по потверждению легальности древесины отсутствуют, она легко попадает на рынок, продается  и покупается лесопереработчиками.

За 2014 год в Российской Федерации выявлено более 18 тыс. случаев незаконной рубки с объемом 1,3 млн. куб. м древесины [7]. В сравнении  c 2013 рост по объему составил 21% при снижении числа случаев на 2,6%. На один случай рубки приходится в среднем 71 куб. м незаконно заготовленной древесины. В 56% случаев незаконных рубок нарушитель выявлен. Наибольшие объемы незаконных рубок выявлены в Иркутской (562,7 тыс. куб. м), Свердловской (97,5 тыс. куб. м), Вологодской (65,6 тыс. куб. м), Ленинградской (44,6 тыс. куб. м), Кировской (42,8 тыс. куб. м) областях. К уголовной ответственности привлечено 3 тыс. незаконных порубщиков. К административной ответственности привлечено 3,2 тыс. человек.

les anikin 2

Органы прокуратуры Ленинградской области в конце прошлого года провели проверку организаций-арендаторов на предмет соблюдения лесного законодательства [8]. В итоге даже законно действующие компании были уличены в незаконной рубке лесных насаждений. Сумма ущерба государству в результате их противоправных действий составила 308 млн. рублей. В отношении виновных возбудили уголовные дела по ч. 3 ст. 260 УК РФ. Кроме того, все последние годы в Ленобласти отмечается незаконная рубка леса не ради самой древесины, а для освобождения дорогостоящей земли под коттеджные поселки.

Для борьбы с незаконными рубками государством введены новые законодательные нормы. С 1 января 2015 года обязательным стал учет древесины до ее вывоза из леса (415-ФЗ). Этот закон требует обязательного обозначения собственника древесины в сопроводительном документе, акцентирует внимание на первоначальном возникновении собственности на круглый лес и на ее переход в виде договоров поставки и покупки, контрактов, любых других сделок. Вступили в силу штрафные санкции за перевозку древесины без соответствующих сопроводительных документов. Также с 1 июля 2015 года участники рынка обязаны отчитываться в электронном виде, используя такой ресурс, как Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС).

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик надеется, что такое совершенствование нормативно-правовой базы позволит эффективно управлять лесами, бороться с пожарами, черными лесорубами и нелегальным оборотом древесины.

Список использованной литературы:

  1. Лесной кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, КНОРУС, 2009.- 48 с.
  2. Действуй легально! Руководство по странам: практический справочник по определению легальности происхождения древесины. Россия. WWF Россия, 2008.- 80 с.
  3. Системы отслеживания происхождения древесины, как средство предотвращения нелегальных лесозаготовок. — М.: «Алекс», 2007.- 136 с.:ил.
  4. Нелегальный оборот древесины и методы борьбы с ними в Российской Федерации.- М.: Рослесхоз, 2005.- 27 с.
  5. Основы устойчивого лесоуправления: учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. / М.Л.Карпачевский, В.К.Тепляков, Т.О.Яницкая, А.Ю.Ярошенко [и др.]; под общ. Ред. А.В.Беляковой, Н.М.Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF).- М: WWF России, 2014.- 266 с.
  6. Устойчивое природопользование: постановка проблемы и региональный опыт / Под ред. В.М.Захарова. — М.: Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2010.- 192 с.
  7. «Незаконные рубки вредят экономике, окружающей среде и уровню жизни граждан» — Александр Мариев. / Российские  лесные вести. Специальный выпуск 18 сентября 2015 г.
  8. «Нарушители скрылись в лесу» / Ирина Полякова / Деловая газета Ленинградской области. № 15 (20). 21 сентября 2015 г.