Истина — это то, чего нельзя избежать

Ценность письма для человечества сложно переоценить. Именно письменность является основой развития любой культуры. Более того, она, как способ передачи информации, напрямую влияет на ментальность и самосознание представителей отдельных этносов. Без письма невозможным стало бы накопление знаний, не было бы литературы, экономики, математики …

            Двадцать три года назад, в 1992 при раскопках археологической экспедицией Ленинградского областного музейного центра неолитического поселения Забелино в Бокситогорском районе под руководством Юрия Николаевича Урбана были найдены следы обитания фатьяновцев.

В частности удалось обнаружить образцы керамики фатьяновских шарообразных сосудов, украшенные характерной орнаментальной композицией, а именно: 5 фрагментов венчика с шейкой и 43 фрагмента различной величины от тулова.

Как археолог Юрий Николаевич знал, что в течение бронзового века носители фатьяновской культуры, которая входила в общность племен культур боевых топоров и шнуровой керамики, постоянно соперничали за владение землями, и занимали огромную территорию: от Дании до Камы, от Скандинавии до Карпат и от Вологодской области до Пензы.  Увиденные надписи на фатьяновском сосуде не вызвали большого удивления у участников экспедиции. А вот само обнаружение образца керамики культур боевых топоров  на территории таежного Северо-Запада стало некой неожиданностью. Что делали племена фатьяновцев в этих районах? Завоевывали земли или это вовсе древняя письменность неизведанной культуры так схожей с фатьяновской орнаментальной композицией?

            По окончанию экспедиции археолог отправил материал в лабораторию, где были сделаны все необходимые исследования, в том числе и изучен штриховой орнамент с фрагментов фатьяновского сосуда.

            Пройдя ряд экспертиз, открылась сенсационная истина — то, что вначале принималось просто за орнамент, было древнейшей в Европе письменностью. Этот шокирующий факт летом 1998 года Ю. Н. Урбан публично озвучил по областному радио.

При склеивании трех фрагментов удалось восстановить верхнюю часть сосуда. Как мы видим на рис. 1 по самому низу шейки и вверху тулова нанесены два ряда наклонных нарезок, образующие «елочный» орнамент. Сама надпись сделана на шейке сосуда выше нарезок. Все врезы нанесены на глину острым предметом до обжига.

Изучая надпись, были выявлены отдельные черточки, выпадающие из общей, как обозначили археологи «сетки» из чего сделано предположение, что черточки играют роль разделительных знаков, подобно «вирамам»  древнеиндийского письма, говорящие о том, что текс следует читать слева на право. (рис.2)

В ходе изучения надписи, удалось выделить 5 законченных слоев текста, в котором выявлен 31 знак древнего письма и 4 особых черточки.

Культуру боевых топоров многие исследователи относят к индоевропейскому этносу. Опираясь на этот факт, археолог предположил, что надпись на фатьяновском сосуде сделана на индоевропейском языке.

Глубоко анализирую информацию, полученную при экспертизах, сопоставляя текст с различными письменами древности, Ю. Н. Урбан делает вывод: «Вновь открытые древние письмена не имеют полного совпадения ни с одной из известных науке систем письменности, как то: протоиндийской, протохеттской и критским линейным письмом».

Из истории мы знаем, что письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае в тот момент, когда  людям стало недоставать существующих способов передачи информации. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: от рисунков к письменным знакам —  пиктограмме, которые трансформировались в графическую систему,  иероглифы, а далее алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.).

Ученые отмечают, рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.

Как пишет Ю.Н. Урбан в предварительном сообщении, опубликованном в тверском археологическом сборнике в 2000 году,  работа над расшифровкой и прочтением текстов возможна лишь при накоплении большого количества образцов. В этом случае появится возможность для статистико — комбинаторного формального анализа внутренней структуры неизвестной древней письменности, без которого остается не ясным внутренний строй языка. Но для этого необходимо определить саму языковую принадлежность, что может помочь при угадывании пиктографического значения знака, запечатленного в тексте обнаруженного в Забелье.

Надпись на фрагментах керамики найденных в Бокситогорском районе носит штриховой характер изображения и может лежать, в силу своей исторической древности и принадлежности к индоевропейцам (фатьяновцам), а может быть и той системе письма, о которой рассказывал академик В. Данилов в труде «Арийская империя. Гибель и возрождение». Дохристианские праславянские книги изготовлялись из бересты, или дощечек, на которые резцом наносились знаки, так и называвшиеся “черты и резы”.  Письменность, которую сегодня называют кириллицей, существовала на Руси задолго до появления Кирилла и Мефодия. Среди 600 берестяных грамот, найденных в древнем Новгороде, оказалась грамота, хранящаяся в архиве под №591, с вырезанной на ней азбукой. Непредвзятый анализ (не афишируемый официальной наукой) показал, что написана она не позднее девятого века, т.е. задолго до Кирилла и Мефодия. См. http://gramoty.ru/, №591

О возникновении первоначальной письменности на земле у славян  говорил и   Егор Иванович Классен, преподаватель, автор научно-образовательных книг и учебных пособий, российский дворянин:  «Славяно-руссы, как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности, искусствах и просвещении. Памятники пребудут навсегда неоспоримыми доказательствами…

А что у славян была грамотность не только до общего введения между ними христианства, но и задолго до Рождества Христова, в том свидетельствуют акты, возводящие грамотность славяно — русов от 10-го века назад – до глубокой древности, через все тёмные периоды истории…

Из всего,  явствует, что славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде римлян и даже самих греков и что исход просвещения был от русов на Запад, а не оттуда к нам…»

Многие ученые и исследователи возникновения письменности на Земле делали предположение о том, что до того как появились записи на глиняных предметах быта древних людей, они появились на бересте. Это предположение так же верно и для письма фатьяновцев из Забелья.  Леонид Анатольевич Старовойтов, краевед, Почетный гражданин города Пикалево в I части издания «Очерки истории и культуры Тихвинского края «В глубине веков» делает предположение:  «Вполне вероятно, что для письма фатьяновские жрецы в большей степени использовали бересту, чем свои шарообразные сосуды в момент их изготовление. Просто береста истлела за 3,5 тыс. лет, а обломки сосуда с письменностью фатьяновцев сохранились в земле Забелья до наших дней».

Кто бы, какие предположения не строил, а удивительные и сенсационные находки в Забелье меняют многие устоявшиеся взгляды на возникновение письменности у древних народов.

Вынося на всеобщее обозрение факт обнаружения древней письменности на Северо-Западе России, а в частности в Бокситогорском районе, Юрий Николаевич привлекает внимание многих исследователей. И говорит о том, что расшифровать найденные фрагменты на сосуде в Забелье возможно при кропотливом и совместном труде ни одного ученого и при обнаружении фрагментов керамики с подобными письменами.

Возможно, на территории Бокситогорского края в глубинных слоях будет обнаружено еще ни одно доказательство возникновения письменности как первоисточника всей грамоты человечества.  Вследствие чего, ученые смогут доказать истину, русский язык — один из древнейших языков на Земле и один из столпов всех языков. 

 Но, пока идут годы и исследования увидеть поразительные находки, образцы керамики фатьяновских шарообразных сосудов, украшенные древнейшей письменностью,  можно в пикалевском краеведческом музее в открытом для широкой публики доступе.

Подготовила Анна Копрова

Комментарий председателя Союза донбассовцев Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члена Совета по межнациональным отношениям при Губернаторе Ленинградской области Сергея Анатольевича Лисовского:

— Материал Анны Копровой, интересно и кратко описывающий историю уникальной находки, связанной с древней письменностью Руси, пробуждает в душах и умах людей свет знаний и тягу к изучению вопросов языка и истории своего края. Письменность — это сфера знаний высшего порядка, она формирует мировоззрение человека и является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

Вопросы языкознания входили в круг изучения великих русских историков и поэтов, писателей и политиков. Изучению русского языка и его систематизации посвятили часть своей жизни М. В. Ломоносов и В.И. Даль, А.С. Пушкин и С.А. Есенин, а также многие российские и советские ученые.

Найденные образцы древней русской письменности на фрагментах фатьяновского сосуда в Бокситогорском районе Ленинградской области говорят о богатстве истории нашего края и высокой культуре его жителей.

В нашем огламуренном современном обществе люди забывают об идеалах вечных ценностей, о необходимости самообразования и изучения своей собственной истории, о защите русского языка. И таким образом, год за годом теряют свою идентичность, русскость. Теряют привязку к собственной земле, которая их родила и кормит. Они становятся «Иванами, не помнящими родства». Поэтому, чтобы этот процесс повернуть вспять очень важно постоянно через СМИ обращать внимание людей на изучение своей собственной культуры, своей собственной истории. Только образованный человек может в полной мере быть достойным звания патриота России.

Комментарий Юрия Сергеевича Шевчука, Руководителя Северо-Западной общественной организации «Зеленый крест», Члена Совета Регионов «Зеленого Креста»:

 

—  Общественной Палаты Ленинградской области: «К северной ветви фатьяновской культуры или к восточной ветви нарвской культуры относится стоянка Забелье, я сказать не могу. Но письменности не было ни у тех, ни у других. Во всяком случае, она не найдена. За исключением обломков вот этого горшка, о котором вы только что прочли.
Мне действительно кажется, что это не орнамент, а сообщение, замаскированное под орнамент (либо орнаментом). О чем оно могло быть? Допустим, здесь написано о военном поражении (фатьяновцев тогда теснили с юга абашевские племена, тоже из ариев). Тогда понятно, почему надпись зашифрована и замаскирована. Что же до письменности на земле, то первые пиктограммы Передней Азии датируются 9-ым тысячелетием до нашей эры и ничего невероятного в том, что наши далекие предки додумались, как передавать сообщения на расстояния, занимаясь в основном охотой и рыболовством, нет».

Комментарий политолога, историка, заместителя председателя Союза донбассовцев Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

— Отличная находка!! И комментарий Сергея Лисовского очень хорош. Замечу лишь, что обнаружена, конечно, не древнейшая «письменность», а всего лишь древние письмена. Относятся эти письмена к письменности или просто к письму ещё предстоит науке выяснить. Да и образцов пока маловато. В санскрите, да и в современных языках Малазии, в текстах буквы как бы «подвешиваются» снизу к горизонтальной черте. В найденном образце, возможно, эта горизонтальная организующая черта, что легко заметить, разбита на наклонные, периодически повторяющиеся части, к которым слева «крепятся» буковки, образуя слова, так как читать строки, намотанные вокруг горлышка горшка, было бы неудобно. Примерно с этой же целью сегодня газетный лист разбивают на колонки, а не печатают строку за строкой во всю ширину газетного листа. Часть буквенных значков используются по сей день, — это очевидно. Подобные находки делают нас, как народ, старше и культурно богаче. И это здорово! 

Анна Копрова,

Еженедельник Бокситогорского района

Наши Бокситы» http://tikhvin.spb.ru