Выступление Председателя Законодательного Собрания Харючи Сергея Николаевича на тему «Право в Арктике — право на будущее» на II Международном арктическом правовом форуме «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты» Человеческое измерение Арктики: общество и право»), г. Санкт-Петербург, 12-15 ноября 2014 года

Уважаемые участники форума! Гости и Приглашенные!

Не затрагивая глубин истории человечества и не вдаваясь подробно в географические тонкости и иные научные плоскости, ответственно можно заявить, что арктические широты во все времена притягивали к себе людей. Притягивали и манили по разным причинам: с исследовательской стороны, чтобы понять – где находится и каков он, Северный полюс, с психологической, чтобы доказать себе и окружающим возможности человека  в суровых полярных условиях, ну и, конечно же, всегда, всех и каждого завораживали богатства северных широт – пушной и рыбный промысел на заре освоения Арктики, и природные кладовые недр этой земли в наши дни.

Советский период агрессивного развития севера можно и понять, и даже частично оправдать – стране необходимы были ресурсы, страна жила победами над природой, над конкурентами, над историей.             Но сегодня Россия стремится к развитию не только вопреки внутренним и внешним сложностям, а прокладывает свой путь с оглядкой на исторические промахи и с мыслью о тех, кому жить в стране в недалеком и отдаленном будущем.

Россия при этом настаивает и на том, что Арктика должна оставаться и территорией взаимного уважения и взаимной ответственности. Арктика – это и территория ПРАВА!

Коллеги!

Российская Арктика – это не только огромная территория, но это и российские граждане.  В Арктической зоне живет и работает  около 1 млн.  человек, в том числе более 150 тысяч представителей 17 коренных малочисленных народов.

            Вековой опыт и сила духа народов, проживающих в суровых природных условиях российского Севера, Сибири и Дальневосточного приморья, во все времена позволяла коренным жителям не без потерь, но справляться самостоятельно с возникающими трудностями. Однако, современный мир и особенности его развития ставят новые задачи, создавая определенные трудности местному населению, внося новшества в традиционный уклад их жизни. И в этих условиях очень важно, чтобы государство заметило собственных граждан, подтвердило собственные обязательства и ответственность перед ними. Необходимо суметь разглядеть на фоне необъятности внешне- и внутриполитических вопросов проблемы коренных малочисленных народов и выделить их из общей массы, и что немаловажно, решать эти проблемы с участием самих народов, создавая для всех равные возможности при реализации своих конституционных прав.

            Закон и Право – это проверенная, отшлифованная, подтвержденная, а можно сказать и выстраданная временем человеческая мудрость, основанная на вполне простых принципах – целесообразности, разумности, жизненной необходимости, а также – на логике и здравом смысле. Казалось бы, ничего сложного, но, к сожалению, до тех пор, пока мудрость не подменяется глупостью, формальностью и недальновидностью.

Уважаемые коллеги!

 

        Безусловно, проблемы ярче и заметней на местах, но мало обозначить проблему, необходимо предложить пути ее решения, варианты, не обобщенно уравниваемые всех, а удобные и применимые для каждого.

        Например, было бы уместным проанализировать следующую проблему. В настоящее время на территории Российской Федерации действует перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029. Согласно данному Перечню вся территория Ямало-Ненецкого автономного округа отнесена к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,5.

            В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

            Законом автономного округа установлен единый районный коэффициент к заработной плате работникам организаций, финансируемых за счет средств окружного бюджета, расположенных на территории Ямала в населенных пунктах севернее Полярного круга в размере – 1,8, южнее – 1,7.

            Вместе с тем, у субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по осуществлению работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, доплат до установленного законодательством субъектов Российской Федерации уровня районных коэффициентов.

            Такой подход федерального законодателя ставит в неравное положение лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и работников, получающих заработную плату из бюджетов субъектов Российской Федерации. В Ямало-Ненецком автономном округе осуществляют свою деятельность 16 территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в которых осуществляют свою трудовую деятельность более 5000 человек. Данным лицам к заработной плате применяется районный коэффициент в размере 1,5, несмотря на то, что свою трудовую деятельность они осуществляют в таких же климатических условиях, как и работники организаций, финансируемых за счет средств окружного бюджета, расположенных на территории автономного округа.

            В связи с чем было бы логичным рассмотреть вопрос о разработке единого документа, который бы содержал информацию о всех установленных размерах районных коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера, а также выработке путей решения проблемы по установлению работникам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, работающим в районах Крайнего Севера, районных коэффициентов на уровне, применяемом для работников, получающих заработную плату из бюджетов субъектов Российской Федерации.

        Коллеги! Ещё один вопрос. Вопрос систематизации законодательства, регулирующего вопросы жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В основу его решения можно положить опыт Ямало-Ненецкого автономного округа. Совокупный состав окружных правовых нормативных документов, посвященных вопросам защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Ямала, и по объему, и по тематике чрезвычайно разнообразен.

В настоящее время Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа рассматривается вариант кодификации «аборигенного» законодательства округа, то есть его систематизация, результатом которой стало бы появление нового всеобъемлющего правового акта – Кодекса о коренных малочисленных народах Севера в Ямало-Ненецком автономном округе. Считаю, что, в принципе, принятие такого правового акта допустимо. В царской России действовал кодифицированный акт – Устав об управлении инородцев, который в последующем трансформировался в Положение об инородцах. В современной России подобные правовые акты отсутствуют. Действующие же кодексы (Гражданский, Земельный, Налоговый и др.) включают нормы, связанные предметом регулирования однородных отношений. Вместе с тем в юридической доктрине не исключается формирование комплексных нормативных правовых актов в целях достижения определенного практического результата (например, объединение норм, направленных конкретному адресату). С этих позиций принятие Кодекса о коренных малочисленных народах Севера не лишено смысла. И если его рассматривать в качестве разновидности закона, то это вполне допустимо.

        Модернизация «аборигенного» законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа актуальна с учетом того, что в настоящее время в автономном округе действует 38 законов, включающих нормы о коренных малочисленных народах Севера. Объединение данных норм и издание укрупненных правовых актов – условие, обеспечивающее обозримость, доступность и правильность применения указанного законодательства, позволяющее выявлять и устранять имеющиеся в нем пробелы, несогласования и противоречия.

            Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день и федеральное законодательство, и региональные нормативные правовые акты достаточно широко охватывают и регламентируют круг вопросов, характерных для северных территорий и присущих северным народам. Но проблема и главная беда заключается в другом – не всегда то, что уже принято, исполняется и реализуется на практике, как того требует  буква и дух закона – природа правового инструментария и сам смысл построения правового государства.

 

Уважаемые коллеги!

        Принимая во внимание тот факт, что Север и Арктика Российской Федерации являются стратегическим плацдармом для развития экономики страны, о чем неоднократно заявлялось Президентом и Правительством Российской Федерации (а Ямало-Ненецкий автономный округ – это одна из важнейших экономических составляющих), в ближайшей и долгосрочной перспективе предполагается совершенствование российского законодательства по многим направлениям.

        Освоение новых и поддержание используемых месторождений, развитие региональной газо-химической промышленности, развитие Северного морского пути, речного флота, полярной авиации, строительство железнодорожных и автомобильных дорог, продовольственное обеспечение Севера, формирование инновационно-научной базы в арктических регионах, обеспечение экологической безопасности, сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, обеспечение системы безопасности в арктической зоне – это уже более обширный, но далеко не полный перечень запланированных задач (по самым скромным подсчетам необходимо принять порядка двадцати федеральных законов). И от того, насколько грамотно каждый из этих вопросов будет урегулирован на правовом уровне, зависит инвестиционная привлекательность территории, а значит – будущее Арктики!

        Ну и самое главное, коллеги! От этого зависит финансовая стабильность и экономическая безопасность страны в условиях партнерства с зарубежными коллегами. Мало обеспечить условия для промышленного развития Севера. Необходимо исключить возможность каких-либо нападок в части нарушения экологических норм, в части нарушения прав коренного населения и любых других общепринятых международных стандартов.

            Впереди у нас много вопросов, которые мы будем решать сообща, и думаю, что все предпосылки для их успешного решения у нас есть. Главное, что государство понимает, что интенсивное освоение природных богатств Арктики, Севера, Сибири для усиления экономической мощи страны в наше время невозможно вести за счет нарушения чьих-либо прав и за счёт неоправданного и пагубного вторжения в существующую природную гармонию. И опыт коренных народов в этом полезен. Секрет их не в покорении природы либо в войне с ней, не в максимальном потреблении её богатств, а в разумном сосуществовании, компромиссе и вековых традициях, которые мы с вами именуем Правом, Законом и Правилами.

Очень четко и образно по этому поводу высказался поэт, философ, представитель народа манси Юван Шесталов. «Мир спасет не западная воинствующая цивилизация, не восточная консервативная, не южная – благостная, изнеженная. Будущее мира и человечества – за Арктической цивилизацией с её сказочными природными ресурсами, с ее житейской мудростью и гармонией с природой».

 

«… ни лёд, ни снег, ни мерзлота уже не вечны, законы ж Севера по-прежнему просты и безупречны…»