В предпоследнюю неделю октября широкой общественности стали доступны предпроектные материалы по будущему мусороперерабатывающему комплексу в Левашово. Перед населением встала дилемма: верить правительству, обещающему, что никакого сжигания не будет, или своим глазам, перед которыми на схеме совершенно откровенно изображена мусоросжигательная печь. 23 октября сего года экоактивисты ходили в Смольный выяснять у вице-губернатора, чем мусоросжигание отличается от термической обработки отходов. 23 октября сего года представители экологического движения «РазДельный Сбор» и инициативной группы «Петербург без мусоросжигания» в лице Татьяны Нагорской, Натальи Телишевской и Анны Гаркуши были удостоены личного приема вице-губернатора Лавленцева В.А., курирующего ЖКХ Санкт-Петербурга.Напомню, что этой встречи мы ожидали с середины августа.
Владимир Александрович опоздал всего на 45 минут, поэтому прием начался не в 14.00, а в 14.50. Несмотря на обещанную живую очередь, мимо нас (мы были вторыми) проводили других людей, никак не объясняя происходящее. Таким образом, придя в Смольный в 13.00, в кабинет к г-ну Лавленцеву мы вошли в 15.55.Первоначально мы предполагали обсудить с вице-губернатором тему Региональной целевой программы, необходимости внесения в нее изменений, отказа от технологий сжигания и внедрения в Санкт-Петербурге РСО. Информация, поступившая к нам накануне приема, немного скорректировала наш план. Я имею в виду вывешенный в понедельник в администрации Выборгского района проект ТЗ на ОВОС будущего МПК в пос. Левашово.

Кроме самого Владимира Александровича в кабинете присутствовали трое незнакомых мужчин и женщина. Никого из них нам не представили. Вступительное слово, по предварительному согласованию, было предоставлено мне. Я представилась вице-губернатору, передала ему подготовленные аналитические материалы, касающиеся Региональной программы и нашего видения, как следует изменить систему обращения с ТБО в городе, а также данные о состоянии атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге как информацию для размышления: целесообразно ли еще и сжигать ТБО, если уже и так ситуация печальна.
Далее я сказала, что мы пришли предложить свою помощь в решении проблемы мусора в регионе, что начинать нужно с Региональной программы, так как она противоречит не только здравому смыслу, но и действующему природоохранному законодательству. Что аналитические материалы по противоречиям мы уже передали в надзорные органы федерального уровня, и с ними уже работают. 

Когда я заявила, что мы давно занимаемся вопросами обращения с ТБО и имеем четкое представление, как и что надо сделать, Владимир Александрович меня перебил, попросив рассказать поподробнее, чем именно мы занимаемся. Меня выручила Татьяна Нагорская, взяв инициативу в свои руки. Она очень убедительно рассказала о масштабах деятельности РДС, размахе проводимых акций, объемах и количестве фракций собираемого вторсырья. Мужчина, сидевший рядом с ней, заметно оживился. Между ними завязался отдельный диалог. Оказалось, что это не кто иной, как новый заместитель председателя Комитета по благоустройству Пивоваров Константин Александрович. Он заинтересованно слушал Татьяну, и с «благословления» вице-губернатора обменялся с ней координатами и выразил желание сотрудничать. 

В это время мы подняли перед В.А. Лавленцевым животрепещущий вопрос о технологиях сжигания на будущем МПК в пос. Левашово. Но, к сожалению, в рамках обсуждения этой темы мы не нашли взаимопонимания с Владимиром Александровичем. Я неоднократно безрезультатно «тыкала» пальцем в раздел схемы ТЗ, где незавуалированно показана топка мусоросжигательной печи, указывала, что приведенные в проекте ТЗ примеры аналогичных комплексов, являются сжигательными. Но он как повторял, что никакого сжигания не будет, что он, как и губернатор, категорически против сжигания, что инвестору дано задание — обойтись без сжигания, так и повторял бесконечно. На вопрос: «Если это не сжигание, то что, по Вашему мнению?» Владимир Александрович непоколебимо утверждал, что это будет термическая обработка отходов. Разницу между сжиганием и термической обработкой отходов со мной обсуждать он отказался, так как «Вы не технолог». Все окончательные выводы о вредности или безопасности применяемых технологий вице-губернатор предложил отложить до момента получения результатов государственной экологической экспертизы и проведения слушаний по ОВОС.

Наташа Телишевская, чувствуя, что визит плавно «закругляется», стала спрашивать, можем ли мы ознакомиться с техническими подробностями проекта, с особенностями будущих технологий, и как будут учитывать мнение общественности в ходе публичных слушаний. Сначала Владимир Александрович терпеливо отвечал: «Дождемся результатов экспертизы, если экспертиза покажет, что выхлопы в пределах нормы, то чего общественности волноваться». Мы поняли, что материалы нам никто предоставлять не собирается. Наташа настаивала на том, что общественности должны быть предоставлены хоть какие-то сведения о будущих технологиях, вице-губернатор начал сердиться и повторял: «Я все сказал, нечего волноваться».

Тут Татьяна спросила Владимира Александровича, можно сказать, в лоб: «Когда будете вносить изменения в Региональную программу?» 
Вице-губернатор ответил следующим образом:
— Во-первых, вы же видите, что мы ее не исполняем. В наших планах действительно внедрять раздельный сбор отходов, развивать их переработку, но все это после того, примут поправки к 89 ФЗ «Об отходах». Вот примут поправки, тогда и будем менять Программу. Это будет осенью, к Новому Году.
Таня спросила: «Но ведь когда ее принимали, никого не смущало, что поправки к 89 ФЗ не приняты. Зачем же сейчас медлить?». Тем не менее, Владимир Александрович настаивал, что так им удобнее. Таня сказала, что никто не мешает уже сейчас начать открытое общественное обсуждение будущей программы. Владимир Александрович категорически не увидел в этом никакого смысла, но К.А. Пивоваров высказался, что, дескать, вреда от этого не будет. К сведению интересующихся, в текстовой части проекта ТЗ на разработку ОВОС будущего МПК в пос. Левашово написано: «В рамках реализации Региональной программы по обращению с отходами», поэтому позиция Правительства Санкт-Петербурга нам кажется подобной двойным стандартам: когда это им невыгодно, они не исполняют Программу, потому что она «плохая», а когда это им нужно – ссылаются на нее, потому что она действующая. 

Резюмируя нашу встречу, Владимир Александрович отметил, что он знает только два или три общественных движения, которые реально что-то делают, остальные «пиарят себя в соцсетях и больше ничего». Что из всего нами сказанного он услышал только одну интересную вещь – это про опыт акций раздельного сбора среди населения, и что мы знаем действующих заготовителей и переработчиков. Все остальное не заслуживает внимания. И при этом очень многозначительно посмотрел на меня. 
Далее мы были переданы К.А Пивоварову. Константин Александрович попросил отправить ему копии всех наших аналитических материалов и выразил желание встретиться с нами в комитете для более подробной беседы.