«Озеро, образовавшееся на месте выработанного карьера, засыпают всяким мусором и грязью, – рассказывают жители деревни Суоранда Всеволожского района о своих впечатлениях от работ по рекультивации старого карьера. Машины прибывают днем и ночью. Из их кузовов торчат доски, кирпичи, бетонные глыбы, канистры. А в вечернее и ночное время в очереди к озеру стоят специализированные мусоровозы со строительными и бытовыми отходами». Жители Суоранды написали письма, наверное, во все контролирующие природоохранные органы и в половину общественных экологических организаций региона. Проверки, направляемые на объект, в основном подтверждали их правоту. Сменялся подрядчик, платились штрафы, менялся проект, переставали поступать бытовые отходы – но засыпка обводненного карьера мусором, а не чистым грунтом продолжалась. И такое происходит, как показывают заявления граждан, не только в Суоранде. Рекультивация карьеров стала возможностью утилизировать строительный мусор по демпинговым ценам для множества недобросовестных перевозчиков.

«На данный момент лишь малая часть объектов рекультивации нарушенных земель относится к ведению «Управляющей компании», — говорит Роман Казаков, первый заместитель генерального директора ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». – Это создает определенные трудности в организации эффективной системы контроля за перемещением и  размещением грунтов и строительных отходов на территории области. На наш взгляд такими объектами должен заниматься  единый оператор в области переработки и размещения отходов».  

Есть и другая, стратегическая, причина для создания такого «единого оператора».

«Переход к полной переработке как коммунальных, так и строительных отходов, для Ленинградской области технологически возможен, — говорит председатель Северо-Западного Зеленого Креста, Юрий Шевчук. – Есть технологии, есть подрядчики, есть место для размещения перерабатывающих заводов. Но если наряду с переработкой отходов будет действовать рынок использования отходов для нужд так называемой рекультивации по демпинговой цене, никакой инвестор не будет вкладывать средства в перерабатывающие мощности. Ведь всё повезут мимо, в «рекультивируемые» карьеры. Эту проблему можно решить, создав единого оператора как для рекультивации, так и для депонирования и переработки коммунальных и строительных отходов».

Так частный, казалось бы, пример деревни Суоранда высветил значительные проблемы в самой системе рекультивации отработанных карьеров.

Пресс-служба Северо-Западного Зеленого Креста