Интервью с Марком Костроминым учредителем венчурного клуба «Эпсилон»

— Марк, расскажите, пожалуйста,  в чем  понятие и сущность венчурного предпринимательства?

 — Сегодня многие знают, что такое инвестирование, потому что данная экономическая категория уже давно прижилась не только в экономике страны, но и в обиходе людей. Между тем инвестиции бывают разными.  Характерной особенностью венчурного инвестирования является развитие начинающего бизнеса. Как правило,  применяется по отношению не к обычному бизнесу (торговля, оказание услуг), а для реализации высокотехнологичных бизнес-проектов. Венчурные отношения создаются  на договорной основе и на денежные вложения, полученные путем объединения средств инвесторов. Но его функциональная задача: способствовать росту конкретного бизнеса предоставляя определенные суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.

— В России эта форма мало известна.  В чем ее отличия, например, от простого кредитования?

— Да, Вы правы ….  венчурный бизнес  – мало понятный для большинства россиян феномен,  часто его  путают с банковским кредитованием или благотворительностью. Венчурное финансирование коренным образом отличается от кредитования коммерческими банками. Получение прибыли при этом рассматривается в долгосрочной перспективе. Таким образом, предприятие получает гарантию от банкротства, которое возможно,  если, например,  нарушаются  сроки  погашения банковского кредита. Кроме того, венчурный инвестор, разделяя риски с инновационной фирмой, не требует от нее залога или иного обеспечения в обмен на вложенные средства. Как правило,   венчурные инвесторы первые пять лет довольствуются самим фактом приобретения пакета акций финансируемой фирмы. Если предприятие начинает давать даже небольшую прибыль, то она и становится источником погашения вложений венчурного капитала. В настоящее время  это самый перспективный сектор деловой активности. Хотя эксперты отмечают некоторый спад рынка в 2014 году.

— А почему Вы назвали этот бизнес  рисковым?

— Новые предприятия и новые виды деятельности традиционно считаются высокорискованными. Это не мое опреление, но если обратиться к истории, то Венчурный бизнес зародился в США  в Силиконовой долине.  Первый венчурный фонд (новое поколение транзисторов) был сформирован  в 1961 году.  Никогда ранее еще не случалось создавать специальную фирму под абсолютно новую идею, да еще и финансировать теоретический проект. Результаты работы фонда оказались ошеломляющими:  израсходовав всего часть вложенных средств, через непродолжительное время он принес инвесторам почти тридцатикратную  прибыль

— В чем же тогда преимущества венчурного бизнеса?

— В гибкости, подвижности, способности  мобильно переориентироваться, изменять направления поиска, быстро улавливать и апробировать новые идеи. Рисковые предприятия – это своеобразная форма защиты талантов от потерь на стартовых участках инновационного процесса, когда новизна научной или технической идеи мешает ее восприятию административными руководителями фирмы. Инициаторами такого предприятия чаще всего выступает небольшая группа лиц талантливые инженеры, изобретатели, ученые, менеджеры-новаторы, желающие посвятить себя разработке перспективной идеи и при этом работать без ограничений, неизбежных в лабораториях крупных фирм, подчиненных в своей деятельности жестким программам и централизованным планам. Такой метод организации исследований позволяет максимально использовать потенциал научных кадров, освобождающихся в этом случае от влияния бюрократии.

— Марк, а почему именно  клуб?

— Прежде всего, клуб — это объединение единомышленников, где каждый из участников привносит свои опыт и знания не только в свои проекты, но и в общее поле,  делится с партнерами своим опытом. И, конечно же, общение, не только бизнес, но и взаимопонимание,  удовольствие от совместного времяпрепровождения, от совместной деятельности  

Наш клуб инвесторов характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью его членов и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений с минимальными затратами.

План создания венчурного предприятия в неформальной форме клуба возник давно, прежде всего  от желания поддержать таланты которыми так богата русская земля. В целом условия для стартапа в России вполне благоприятные с точки зрения наличия инвестиционных средств. Вот с наличием идей сложнее, участникам стартапов почти негде встречаться, обмениваться опытом, общаться с экспертами и обсуждать свои идеи.

Отличительной особенностью данной формы должна стать поддержка деловой активности молодых предпринимателей региона, содействие их профессиональному развитию, а также  участие и поддержка программ развития личности и воспитания деловой культуры жителей региона.

— Как Вам кажется, что поможет появлению в России новых эффективных стартапов?

— Безусловно образование, наука, развитие собственных исследований, разработок и производства в высокотехнологичных областях

— Будет ли  поддерживать экологические проекты Ваш клуб?

— В последнее время венчурный бизнес все больше входит в деловую среду России. Эксперты и организаторы  инвестиционных фондов отмечают, что количество стартап-компаний, заявляющихся на конкурс, медленно, но растет. Это обусловлено тем, что в стране усиливается поддержка социального предпринимательства — внимание к сектору проявляют государство, крупный бизнес, некоммерческие организации. Я уверен, что бизнес, ориентированный на решение социальных  и экологических проблем, очень важен для России, он обладает большим потенциалом и может дать ответы на многие острые вопросы. И люди готовы попробовать свои силы в этом направлении. Еще одна «стартапоемкая» область — экологические проекты. Например,  проблема всех мегаполисов  — утилизация отходов.  Уменьшение количества опасных отходов (раздельный сбор отработанных батареек). Думаю, что администрация Санкт-Петербурга и Ленинградской области проявит интерес. Современная молодежь, новое поколение предпринимателей, все чаще задумывается о том, что экология, этика потребления — это не пустой звук, от этих вещей зависит качество нашей жизни. Такое отношение должно порождать интересные и яркие проекты в области экологии и охраны окружающей среды и мы,  конечно, будем их поддерживать.

Беседовали руководитель проектов Фонда Экологической Безопасности Паль Татьяна и учредитель венчурного клуба «Эпсилон»