На мою статью «Будем молиться за Украину, сожжённую и распятую на майдане»… пришло много отзывов из России, Белоруссии, Болгарии, Сербии, Украины. Болгарский поэт Симеон Христов написал: «Я всегда был убежден, что Крым обязательно перейдёт к России. Это самое нормальное, что могло случиться и произошло. Есть люди, которые говорят только то, за что им платят. Я говорю, как велит моя совесть. Я знаю, что происходит в Украине. Бесконечная смена олигархов и беззаконие. Но люди там не понимают этого. Поймут непременно». К сожалению, были и корреспонденты (их единицы), писавшие, что выход Крыма из Украины не расколол, а сплотил страну, и, якобы, весь народ, объединённый справедливым гневом, готов восстать против России. Именно об этих людях и пишет Симеон Христов. Их сознание зомбировалось в течение двух десятков лет, в результате чего они считают себя истинными украинцами, а всех с другой культурой, с иным менталитетом, инакомыслящий немедленно причисляют к разряду посягателей на украинское самосознание, «свободу». Не все украинцы такие.

Зомбирование проводилось и среди русского населения Украины: якобы они-то русские, но уже не такие, как в России, что им, по словам бывшего президента Украины, нужно освободиться от старых ценностей и символов. В одном из моих рассказов девочка выкидывает отцовские ордена – сюжет рассказа взят из жизни. Постоянно вбрасывались идеи о переименовании улиц, сносе памятников, предлагались грязные анекдоты о героях Гражданской и Великой Отечественной войн. К сожалению, многие слухи и псевдо-открытия в области истории подхватывались СМИ и тиражировались. Хитро выстроенные, едва уловимые технологии формирования сознания вкрадчиво объясняли молодым людям, что старое ошибочно, что вся история переписана «ненавистными коммуняками», идеалов нет. И вот уже забываются родные корни, попираются могилы предков, скомкано изучается родной язык (и что это за язык, если он даже не государственный?!), и вообще, якобы, Россия – агрессор и враг всему украинскому. И вотмолодой человек уже начинает задавать вопросы: «Может, лучше было бы сдаться Гитлеру? Может, тогда мы бы лучше жили? Может, попав в Европу, мы тут же станем богатыми, счастливыми, НЕЗАВИСИМЫМИ?!».

Когда Киев (заметьте, не Украину!) захлестнула майдановская волна, я с ужасом увидела, что её поддерживают люди, которых я считала умными, а ведь уже тогда летели камни и оскорбительные слова. И именно бросающие камни и не стесняющиеся в выражениях хотели в Европу.

Западным и американским идеологам и политтехнологам не удалось подменить сознание русских только потому, что не хватило времени впихнуть вышеперечисленные «идеи» в «окно Овертона», не рассчитали «преобразователи мира», как сильна у русских любовь к предкам, тяга к своим корням, как независимо их мышление. Русский долго терпит, долго запрягает, но уж если расправит плечи!..

Напомню своим оппонентам, что Россия не отвоёвывала Крым у Украины, он сам на основании общекрымского референдума не просто добровольно, а активно настоятельно и с огромной благодарностью присоединился к России. Как писатель я не могла не отметить, что вхождение автономии в Российскую Федерацию на правах субъекта федерации практически в одночасье отразилось в поэтических произведениях моих коллег по писательскому труду: Константина Фролова, Владимира Грачёва, Ольги Голубевой, Веры Трифоновой, Елены Францевой и многих других (не это ли доказательство всеобщего духовного подъёма?!).

Да простит меня читатель, но здесь не могу не вспомнить о многочисленных высказываниях в Интернете и СМИ, что Референдум, якобы, нелегитимен и обошёлся Украине в 16 миллионов гривен, хотя он был профинансирован из крымского республиканского бюджета. Хорошо бы всё-таки господам, пишущим такие вещи, определиться: нелегитимен или обошёлся? Если его финансировала украинская власть, то: а) он законен; б) украинская власть финансировала незаконный Референдум (нужное подчеркнуть).

Напомню также, что русскоязычные граждане составляют половину населения страны. Неважно, как проводилась последняя перепись, можно просто посмотреть записи многих телепередач, телешоу предыдущих лет: журналисты натужно задают вопросы по-украински, а гости студии, из каких бы регионов страны они ни были, в подавляющем большинстве отвечают по-русски. Книги, билеты на спектакли на русском языке раскупают на Украине гораздо охотнее, чем на украинском. Показательно: люди голосуют рублём за выбранный язык.

Среди украинцев есть огромный пласт населения, о котором вспоминают нечасто. Это те люди, по сердцу которых прошла граница между Россией и Украиной. И если принимать во внимание то, что писатели – это выразители идей, чаяний, устремлений довольно большого количества людей, то численность представителей билингвизма весьма значительна, потому что литераторы, пишущие, думающие на двух языках и страдающие от притеснения одного из языков, проживают во многих областях Украины. Произведения их красноречиво говорят о том, что эти авторы, как и русские люди из юго-восточных регионов, никогда не станут объединяться вокруг националистической идеи, которую с первых дней продекларировали те, кто пришли вооружённым путём на плечах майдановцев к власти.

Все годы украинской независимости двуязычные литераторы были носителями и выразителями центростремительных идей украинской государственности. Это они объединяли украинское и русское начала в стране, проповедовали культурные общеславянские ценности, а не противопоставляли одних граждан Украины, говорящих и думающих по-украински, – другим, говорящим и думающим по-русски.

Теперь они поставлены в такое положение, что им рано или поздно придётся делать выбор.

Думаю, я ответила своим оппонентам, и всё же приведу небольшую подборку стихотворений поэтов из разных уголков Украины.

Обращаю внимание на то, что эти произведения созданы ещё в предмайдановское время, написаны не суржиком, как может показаться с первого взгляда, а двумя литературными языками (русским и украинским), их перекличкой, их переплетением. Приём использован для усиления эмоциональной окраски сказанного.

Ольга ИВАНОВА, заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, лауреат Всероссийской литературной премии им. Н. С. Гумилёва, лауреат Премии Автономной Республики Крым

Василий ВОРГУЛЬ

(Харьков)

***

Не русский я – хохол русскоязычный,

Влюблённый в поле, птичий хоровод,

Апрельский дождь, июльский сон криничный,

Вишнёвый цвет, малиновый восход.

Не русский я. Стезя моя лихая.

Размыло южной мягкостью глагол.

Но если ты брюзжишь, Россию хая,

Тогда я – русский. Больше, чем хохол.

Не русский я. И взгляд куда ни кину,

Зажата «ненька» нищенской межой.

Когда же недруг лает Украину,

Я – украинец всей своей душой.

Не русский я. Ночами оглупело

Не рвусь в терзаньях: «Чьих же я кровей?».

Меня Сумская ласточка напела,

Помог ей в этом Курский соловей.

Васыль ДРОБОТ

(Киев)

***

Политая потом и кровью,

Родная-родная земля,

Ты станешь для всех изголовьем,

Травой на ветру шевеля,

Любому, сомкнувшему веки.

Прижмёшься ладошкой к щеке,

И он позабудет навеки,

На чьём говорил языке.

И станет землёй – Украиной –

Всем будущим детям твоим…

Так ты за язык не кори нас,

Пока мы ещё говорим.

Елена Матвиенко

(Бердянск)

ИСПОВЕДЬ РУССКОЙ УКРАИНКИ

Помню, реял в небе синем

Лозунг в давние года:

«Украина и Россия

Породнились навсегда».

Помню праздничные трубы,

Море флагов из окна…

Триста лет великой дружбы

Отмечала вся страна.

«Переяславскую Раду»

Ставил школьный наш кружок,

И играл Богдана рьяно

Закадычный мой дружок.

И восторженно внимали

Звучным гетманским словам

В полутёмном школьном зале

Мы, потомки тех славян.

Где вы, дружные ребята

С детской солнечной земли?

То, что прежде было свято,

Расплескали? Сберегли?

Может быть, таились в щели,

Ожидая перемен?

Может, чудом вдруг «прозрели»,

Осудили братский «плен»?

И в угаре той свободы

Жгли столетние мосты,

И, расправив плечи гордо,

Распушили вдруг хвосты,

Чтоб, хвалясь до неприличья,

Вознестись аж до небес,

Всё славянское величье

Приписав одним себе.

Мы такие, мы сякие,

Соль земли да пуп земли.

Да зачем нам та Россия?

Нас в Европе заждались!

Так «пошёл процесс» прозренья…

И тревожно за него

Мне – живому воплощенью

Братской дружбы вековой.

… Как бывало той порою,

Не ходили под венец

Мама – русская по крови,

Украинец – мой отец.

Тот союз благословляя,

Повенчала их любовь,

И слились во мне тверская

И житомирская кровь.

Был отец «врагом народа»

Строил Беломорканал,

Но в войну, в лихие годы

Он Россию защищал.

Мать, с детьми в тот час суровый

И с отцом на костылях

Засевала жизнью новой

Украинские поля.

Русский ты или не русский –

Кто их спрашивал тогда?

Триста лет великой дружбы

Подтвердила та страда.

…Как хотите, так судите,

Жизнь у каждого своя…

Кто в тени, а кто в зените.

Но о том мечта моя,

……………………………..

Чтобы пели, не смолкая,

Про согласье и любовь

Две струи во мне –

Тверская и житомирская кровь.

Римма КАТАЕВА

(Полтава – Харьков)

УКРАИНА

     «Україно моя!..»

                     А моя – не моя Украина?!

     В этой хлебной земле –

                     непокорные корни мои.

     «Стебловина» взросла –

                     не слаба, но нещадно ранима.

     Сколько разных ветров

                     норовили её надломить!..

     Породил меня город.

                     Город пестрой стремительной жизни.

     Из петлистых дорог

                     я к нему возвращалась всегда.

     Он меня обнимал, он учил,

                     он натягивал жилы, –

     Где-то в харьковском небе –

                     неприметная светит звезда.

     Я врачом начинала,

                     мотаясь по сельским ухабам.

     Молодая – в резине –

                     месила полтавскую грязь.

     Как любили меня

                     эти хворые сельские бабы,

     Мужики не спускали

                     с меня доверяющих глаз…

     Там полтавские зори

                     такие мне песни напели!

     Там дремотная Ворскла

                     казалась мне райской рекой.

     Там любовь повстречала

                     в распахнутой серой шинели.

     Там я дочь родила.

                     Там однажды взорвался покой.

     А потом – сколько лет,

                     сколько верст я по ней исходила –

     По большой Украинской,

                     богатой и нищей стране…

     Из усталой земли –

                     беспокойную черпала силу

     И мечтала о новой,

                     её возрожденной весне.

     Я пишу для неё.

                     Пусть неровно, срываясь от боли.

     Украинскому слову –

                     ищу я живой перевод.

     И страдаю за судьбы,

                     чей голос душили в неволе,

     Чьим стихам иногда

                     слишком поздно приходит черед.

     Роюсь вместе со всеми

                     в забытых, зарытых руинах.

     Каждый голос осмыслить пытаюсь:

                     куда он зовёт?*

     Лишь бы правду свою

                     отыскал и очистил народ!..

     «Україно моя…»?

                     И – моя, и моя Украина!

Владимир РОДИОНОВ

(Чугуев)

ДВА КРЫЛА

Нет-нет и я разговорюсь,

Бывает, с младшим сыном,

Как я люблю святую Русь

И неньку-Украину.

Они, как два моих крыла,

Два сердца и две страсти.

И если Русь мне жизнь дала,

То Украина — счастье!

ТАТЬЯНА ПАТЕНКО

(Запорожье)

* * *

Я не бью себя в грудь,

не кричу: «Украинка!».

А ведь я её суть

и природы кровинка.

Золотистая степь –

мне как лес белоствольный,

только взор не ослеп

разделеньем сегодня

двух великих племён

да славянского корня.

Это рокот времен

так щемит колокольный.

Ведь Есенин в душе,

как и нежный Шевченко.

На каком рубеже

меж культурами стенка?

Только я не хочу

изнутри разделяться.

Не гашу я свечу

вековечного братства.

Нас связала любовь,

породнила нас Муза.

Украинке, мне вновь

ощущать себя – русской.

Но и русской душе

степь близка бубенцами.

На каком рубеже

разделились мы сами?

И рокочет струна,

степь веками рокочет.

Где живу, чья страна,

понимать дух не хочет.

Соловей здесь поёт,

соловейко щебече,

по устам мёд течет

мови так же, как речи.

Киев так же, как мне,

и для русских – святыня,

и пылают в огне

купола золотые.

Я друзей не делю

на своих и на русских.

Мне свои – с кем пою,

с кем смешно мне и грустно,

с кем делиться пришлось

хлебом так же, как солью.

Я хозяин, и гость,

и философ спокойный.

А ведь я её суть

и природы кровинка.

Я не бью себя в грудь,

не кричу: «Украинка!».

 

ЕВГЕНИЙ ГРИНБЕРГ

(Запорожье)

ПОДМОСКОВНАЯ ЛЮБОВЬ

Я люблю Украину,

Як кохану дівчину.

Не нужны никакие мне иные края.

Но и в милой России

Те же дали и сини.

Там живет в Подмосковье дорогая моя.

Ничего нет дороже,

Чем моё Запорожье.

Здесь девчонки не хуже, а порой лучше всех.

Но других я не знаю.

Я всегда вспоминаю

Подмосковную речку и счастливый твой смех.

Я люблю Украину,

Как положено сыну,

Украинские звёзды мне в окошко глядят.

А в соседней России

Есть глаза голубые,

Только там твой зовущий и волнующий взгляд.

Украинские ночи,

Словно черные очи.

А в России над нами – звёзд широкий полет.

Там на старом причале

Мы рассветы встречали,

И с тобой целовались мы всю ночь напролёт.

Людмила НЕКРАСОВСКАЯ

(Днепропетровск)

ПАТРИОТИЗМ

Сказали мне: «Любя народ,

Ты ритма Родины не слышишь.

И коль стихи по-русски пишешь,

То, значит, ты не патриот».

Мне ваш понятен нигилизм,

И ваша злость ясна мне, братцы,

И всё же стоит разобраться:

Каков он – наш патриотизм.

Ведь с каждым днём во мне сильней

И нерушимей убежденья –

Патриотизм не от рожденья,

Патриотизм он от корней.

Ковал отец мой тридцать лет

Военный щит родной державы

И с гордостью носил мой дед

Три ордена «Шахтёрской славы».

Чтоб защитить свою страну,

Другой мой дед ушёл солдатом

На ту проклятую войну

И пал в Победном сорок пятом.

И вот уже полвека мать

В родном краю детишек лечит…

И вы хотите мне сказать,

Что мой патриотизм увечен,

«Тому що не пишу вірші

На рідній українській мові»???

Остыньте! Глупо хмурить брови

На выражение души.

А Родина – она поймёт:

Язык – не велика отвага.

Кто трудится стране во благо,

Тот – настоящий патриот.

_____________________________________

* Римму Катаеву многие современные поэты считают своим учителем, старшим братом по перу. Благодаря её подвижническому труду увидело свет большое число произведений украинских поэтов. Прим. Автора вступительного слова.