Бури и ураганы, настигшие Петербург осенью уходящего года, принесли горожанам две новости: хорошую и плохую. Во-первых, дамба, трижды защитившая Северную столицу от наводнения, в полной мере выполняет свою функцию – «хабаровского сценария» можно не опасаться. Во-вторых, разбушевавшаяся водная стихия с каждым разом подтачивает территорию Курортного района, вынужденного брать удар на себя. Пока это заметно только ученым и строителям, но если на долю прибрежного участка Петербурга придется еще пара таких «Святых Иуд», вопрос о спасении Сестрорецка и близлежащих поселений станет очевидным для всех.

За последние три месяца Комплекс защитных сооружений (дамбы, построенные поперек Финского залива) по требованию петербургского управления МЧС закрывался трижды. В конце октября город готовился отразить отголоски шторма «Святой Иуда», обрушившегося на северную Европу. Для тысячи населенных пунктов в Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Тверской областях шторм спровоцировал отключение электричества, а прибрежный Петербург мог ощутить эхо «Иуды» куда сильнее. По словам экспертов, закрытие судо- и водопропускных сооружений уберегло город от наводнения, которое обошлось бы более чем в 19 миллиардов рублей.

В следующий раз спасатели забили тревогу в середине ноября. Синоптики ожидали повышения уровня воды до двух метров, из-за чего снова в спешном порядке закрыли дамбу. Однако угроза миновала – вода не превысила отметки в 130 сантиметров (тогда как наводнением считается превышение ординара на 160 сантиметров). В начале декабря городу прочили встречу с разрушительным ураганом «Ксавьер», который метеорологи называли одним из мощнейших за последние 30 лет. Ураган двигался с европейской части континента к России, предвещая ветер со скоростью до 16 метров в секунду и метель. К счастью, до России стихия не добралась. В последний раз дамбу закрывали совсем недавно, 12 декабря. В пятницу, 13-го ожидалось повышение уровня воды в Неве почти на два метра выше ординара (дамба может выдерживать до трех метров) и ветер до 20 метров в секунду. В МЧС, памятуя об октябрьском опыте, решили закрыть комплекс защитных сооружений накануне. Почти сутки дамба сдерживала напор воды, уровень которой поднялся до 180 сантиметров со стороны залива. За всю историю Петербурга это было уже 314-е наводнение.

Живописные последствия штормов каждый раз становятся главной темой газетных заметок и новостных передач, а иллюстрацией к разрушительному шторму неизменно служат кадры с тонущими детскими площадками и затопленными дворами Курортного района, где после «Святого Иуды» вода затопила Дубковское шоссе в районе улиц Полевая, Пляжная, Большая Купальная и Луговая, заполнила Тарховский лесопарк и все пляжи. Неудивительно – единственный район Петербурга, оставшийся за дамбой и частично ютящийся на полоске земли между Финским заливом и Сестрорецким разливом, от штормов не защищен практически ничем. Подмывание береговых грунтов, которое давно тревожит застройщиков и администрацию района, грозит перерасти в настоящую экологическую беду, поскольку участившиеся штормовые предупреждения – вовсе не случайность.

По данным городского комитета по природопользованию и охране окружающей среды, а также по итогам исследований Всероссийского научно-исследовательского геологического института, можно с полной уверенностью говорить об увеличении интенсивности разрушения берегов в Курортном районе. В беседе с корреспондентом «Российской газеты» начальник отдела предпроектного анализа Научно-исследовательского и проектного центра Генплана Петербурга Артем Павловский объяснил, что на разрушение берега влияет совокупность двух факторов: участившиеся шторма и повышение среднего многолетнего уровня Финского залива из-за глобального потепления.

— Прогнозировать дальнейшее учащение штормов сложно, но статистика с 1691 по 2008 год показывает, что количество наводнений в Петербурге за последние 30 лет по сравнению с началом XX века выросло почти вдвое, — сообщил он. – Существуют разные сценарии повышения среднего уровня воды в заливе вследствие глобального потепления. По самому пессимистичному, к концу XXI века он может подняться на один метр – тогда будут затоплены 220-230 гектаров пляжей Курортного района и чуть сильнее пострадает Кронштадт. Правда, наиболее обоснованным считается сценарий, по которому уровень воды поднимется лишь на 30-40 сантиметров. Но в сочетании с частыми штормами это все равно несет угрозу почве прибрежных зон. Катастрофа в этом веке Курортный район не ждет, но локальные разрушения все же возможны. В первую очередь это касается пляжей. Существуют, конечно, инженерные превентивные меры – насыпи и волнорезы. Пока наш отдел находится на этапе мониторинга ситуации. Как только мы наберем достаточно сведений, можно будет разрабатывать конкретные проекты по сохранению этих ценных рекреационных зон.

По данным Экологического портала Санкт-Петербурга, за последние 10 лет наиболее опасные размывы берегов происходили в 2006-2007 и 2011-2012 годах зимой и осенью. Например, была размыта вся авандюна (валообразная защитная дюна у берега) в поселке Комарово. Как правило, легкий размыв дюны восстанавливается сам собой за один или два года, но в случае с Комарово четырехкилометровая дюна не восстановилась, открыв штормам доступ к берегу. Также в 2011-2012 годах подтопило прибрежную зону в районе Горской и участки Приморского шоссе в поселке Репино. Измерения с помощью космических снимков проводятся в Курортном районе ежегодно с 2004 года. За это время экологи пришли к выводу, что берега Финского залива в пределах района отступают. Средняя скорость размыва берегов составляет около 0,5 метра в год, на отдельных участках берегов в поселках Ушково, Комарово, Репино, на скорость может достигать 0,8-1 метра. По мнению доктора архитектуры, советника Российской академии архитектуры и строительных наук Сергея Митягина, не следует дожидаться необратимых изменений береговой линии – укреплять ее следует уже сейчас.

— Действительно, шторма за последнее время участились, а каждый раз с закрытием дамбы перед ней концентрируется нагонная волна, в зону подъема которой как раз попадает Курортный район, — рассказал архитектор. – Особенно страдают поселки Тарховка и Горская. Волна не только подмывает берег, но и подтачивает корни деревьев. Деревья падают, а берег без них становится еще более беззащитным. Честно говоря, я сомневаюсь в том, что закрывать водопропускные проемы дамбы на период подъема воды действительно необходимо – на мой взгляд, дамба сама по себе достаточно удерживает наступающую воду. Что касается защиты берегов, то у наших зарубежных коллег есть положительные примеры. Скажем, голландцы строят искусственные песчаные дюны перед берегом. Эти дюны постоянно размывает, их все время нужно восстанавливать, но зато основной берег остается целым. Еще, возможно, от разымва может спасти особый рельеф дна, поскольку мелководье вперемежку с глубокими рвами гасит волну. Современные проекты строительства на намывных территориях так же должны защитить береговую линию, но это касается лишь берегов расположенных в границах проекта, а защищать пляжи нужно на всем их протяжении.

Летом этого года комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности объявил конкурс на проектно-изыскательские работы по укреплению берегов Финского залива от Репино до Комарово. Из бюджета на это выделили 4,6 миллиона рублей. Проект должен быть завершен до конца года. Его подробности пока не разглашаются, подрядчика комитет тоже пока не ищет.

Согласно исследованию НИПЦ Генплана, в период с 1979 по 2008 год наиболее щедрыми на наводнения месяцами стали октябрь, ноябрь, декабрь и январь. В частности, в октябре среднее количество наводнений достигает 12, тогда как в весенние и летние месяцы город практически избавлен от этого бедствия. Пик наводнений, по статистике, наступает в январе – по данным последних 30 лет, их среднее количество достигает 19 за месяц. Все это дает основания полагать, что недавние тревожные сообщения МЧС были только разминкой перед тем, что может ожидать Северную столицу в первый месяц 2014 года. 

Елена Ляшенко, газета «Российская газета»