В Москве в малом конференц-зале Администрации Президента России 26 июля 2013 года состоялось большое событие. Комиссия Общественной Палаты РФ по здоровью нации, развитию спорта и туризма во взаимодействии с Лигой здоровья нации, представителями федеральных и региональных ведомств и многими общественными организациями России провела Общественные слушания по важнейшей для всей страны теме: «Общественный мониторинг деятельности органов государственной власти по формированию здорового образа жизни». На слушания съехались более 200 человек, занимающихся вопросами охраны здоровья, экологии, народной дипломатии и общественной безопасности. В слушаниях принял участие Международный союз общественных объединений «Киевская Русь» и редакция петербургской газеты «Общество и Экология». Открыл слушания и выступил с основным докладом Президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», академик РАН и РАМН, Председатель Комиссии ОП РФ по здоровью нации, развитию спорта и туризма, выдающийся советский и российский врач-кардиохирург, изобретатель, организатор медицинской науки, педагог, профессор Лео Антонович Бокерия.

Он представил итоги деятельности Комиссии и результаты Общественного мониторинга Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 598, в части обеспечения федеральными и региональными органами власти дальнейшей работы по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации.

Общественные слушания были прекрасно организованы, обеспечены качественным информационным материалом. Проходили они по-деловому, с живой дискуссией и комментариями. Проведение слушаний поддержали Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство образования и науки РФ.

Все выступающие представили содержательные доклады. Одним из интересных было выступление  помощника Министра здравоохранения по вопросам профилактики заболеваний и здорового образа жизни Татьяны Валентиновны Клименко. Тема её доклада «О реализации государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации».

Выступили также председатель Комиссии Общественной Палаты по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Николай Аркадьевич Дайхес по теме: «Формирование здорового образа жизни как стратегии реформирования и модернизации системы здравоохранения».

Было ещё много выступающих, а также тех людей, которые подали в президиум записки для выступлений, но не успели выступить из-за отсутствия времени, хотя каждому человеку было что сказать, поскольку тема для России является суперактуальной.  Спектр обсуждаемых тем был очень широк: статистика заболеваний, профилактика болезней, производственный травматизм, кровь, сахарный диабет, борьба с курением, здоровый образ жизни, учебные нагрузки, демографическая ситуация, передовой опыт в борьбе за здоровый образ жизни, экология, подача информации, работа с органами власти и общественными организациями. Все тема заслуживают обсуждения на центральных телеканалах. Очень жаль, что как раз эти центральные телеканалы не доехали на данные стратегически важные Общественные слушания. На слушаниях также была высказана критика в адрес некоторых ведомств из-за нескоординированной работы в направлении защиты здоровья граждан. Предлагалось усилить роль общественных организаций.

В зале были заинтересованные люди. Многие хотят и делают всё возможное для решения проблем. Но есть то, что тормозит работу всех и каждого. На мой взгляд, ситуация упирается в информационную политику. После проведения Общественных слушаний, я подошёл к Лео Антоновичу Бокерия и высказал предложение о необходимости организации конкурса  для СМИ по теме здорового образа жизни и экологической безопасности. Лео Антонович  внимательно выслушал и поддержал эту идею, предложив включиться в работу.

Реальным механизмом, включающим интерес СМИ к теме здорового образа жизни являются конкурсы. Именно через грамотно организованные конкурсы можно поднять интерес к теме, поскольку после его объявления в СМИ начнёт появляться большое количество публикаций. Таким образом, тему здорового образа жизни можно сделать модной среди всех слоев населения и особенно среди молодёжи.

Ещё одним их главнейших источников здоровья человека является окружающая природная среда. Если она будет загрязняться, то в организм человека будут проникать болезни, бороться с которыми станет всё сложнее и сложнее. Поэтому забота о здоровье народа должна развиваться комплексно по нескольким фронтам – информационная политика, медицина, экология. Это взаимосвязанные направления деятельности. Здоровая окружающая среда – основа благополучия человека.

Нужно отдать должное сотрудникам Общественной Палаты России, Лиги здоровья нации и лично её Президенту Л.А. Бокерия, ставших на защиту нашего народа на таком трудном и стратегически важно участке работы. В молодости люди здоровье не берегут, в среднем возрасте относятся к нему более бережно, а в старости жалеют, что в молодости транжирили его направо и налево. Так давайте будем мудрыми и думать о здоровье уже сейчас! Резолюция Общественных слушаний, которую зачитал Лео Антонович Бокерия от имени всех участников, призывает к этому.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

            Участники Общественных слушаний о ходе общественного мониторинга  исполнения Указа Президента РФ № 598 от 07.05.2012 г. в части обеспечения дальнейшей работы органов исполнительной власти по формированию здорового образа жизни, выражают признательность Администрации Президента РФ, Общественной Палате РФ, Комиссии Общественной палаты РФ по здоровью нации, развитию спорта и туризма, Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» за  организацию и проведение настоящих слушаний.

Участники слушаний  признают, что здоровье населения является безусловной общественной ценностью,  приоритетом  национальной социальной стратегии, основой национального богатства и национальной безопасности Российской Федерации. На популяционном уровне здоровье населения влияет на социально-экономическое развитие, жизнестойкость и геополитические перспективы страны.

Участники слушаний признают, что здоровье является сферой взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и личности, где интересы и ответственность личности имеют решающее значение.

Принимая во внимание угрожающий рост числа заболеваний, бремя которых затрагивает все сферы социально-экономической жизни страны, участники слушаний поддерживают  решения Президента РФ, направленные на совершенствование системы здравоохранения, усиление профилактики болезней на всех уровнях, снижение общих факторов риска заболеваний, формирование здорового образа жизни и сокращение неравенства в отношении здоровья.          

Участники слушаний подчёркивают необходимость активизации деятельности государственных и общественных структур, направленной на совершенствование сферы охраны общественного здоровья, профилактику  различных заболеваний, развитие массового и юношеского спорта, охрану среды обитания, формирование здорового образа жизни и т.д. с целью повышения качества жизни граждан РФ.

Участники слушаний отмечают, что обеспечение комплексного, междисциплинарного, многоуровневого подхода в вопросах утверждения принципов здорового образа жизни является существенным и необходимым условием решения задач всестороннего оздоровления граждан РФ.

Участники соглашения подчёркивают необходимость политики государственного протекционизма в интересах здоровья на национальном уровне, выражающейся, в том числе, в реализации концепции «единой межсекторальной профилактической среды», направленной на весь спектр детерминант здоровья (от индивидуального до структурного уровня) с целью реализации популяционных стратегий профилактики и создания необходимых условий для выбора и ведения здорового образа жизни.

Участники форума считают необходимым последовательно развивать  и внедрять такую межсекторальную государственную политику, которая обеспечивает приоритет создания среды, способствующей укреплению здоровья населения, а так же  увеличивает положительные и снижает  отрицательные стороны влияния  на этот процесс других секторов:

·                    сектору по развитию  образования и науки необходимо обеспечить приоритет создания и внедрения программ образования и воспитания по формированию здорового образа жизни и снижению факторов риска заболеваний среди учащихся образовательных учреждений всех  уровней, учитывая возрастные и гендерные особенности, а так же поддержку и всемерное развитие научных исследований и программ прямо или косвенно выражающих интересы здоровья;

·                    сектору по развитию физической культуры, спорта и туризма  необходимо обеспечить приоритетное развитие массовых видов спорта, пропаганду спортивного образа жизни, повышение эффективности физического воспитания подрастающего поколения, широко внедрять формы активного досуга и физической активности для различных возрастных категорий населения;

·                    сектору связи и массовых коммуникаций  необходимо обеспечить приоритет информационной политики в интересах здоровья, разработку и реализацию психологически выверенных для разных социальных групп населения широкомасштабных информационных стратегий, направленных на выбор здорового образа жизни, пропаганду ценностей физического и духовного здоровья, формирование моды на физическую активность, отказ от вредных привычек  и нездорового питания;

·                    сектору по развитию культуры  учитывая национальные, культурные и исторические особенности необходимо обеспечить приоритетную поддержку программ, проектов и мероприятий, направленных на распространение и тиражирование традиций здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, культуры питания  и экологической культуры;

·                    в компетенцию сектора  сельского хозяйства и продовольствия  должно входить обеспечение  безопасности и качества массовых продуктов питания, отвечающего интересам здоровья,  а так же разработка  и внедрение стандартов (технических регламентов) производства органической (экологической) сельскохозяйственной продукции, с соответствующими внесениями в национальную законодательную и нормативную базу;

·                    в компетенцию сектора природных ресурсов и экологии  должна входить реализация комплекса мер по обеспечению экологической безопасности; охране, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов; развитию и внедрению природоохранных и ресурсосберегающих технологий с целью создания благоприятных условий для жизнедеятельности и сохранения здоровья человека;

·                    в компетенцию сектора регионального развития и развития территорий  должно входить обеспечение минимального уровня неблагоприятных воздействий на человека и природу при сохранении достаточных темпов развития экономики, коммуникаций, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т.д.  при разработке и реализации комплексных стратегий развития территорий.

·                    сектору трудовых отношений и социальной защиты необходимо разработать и реализовать комплекс мер по обеспечению приоритетов охраны труда и безопасности  производственных условий, сокращению рисков профессиональных заболеваний,  сохранению и укреплению здоровья трудоспособного населения в целом; а так же  обеспечению социальной безопасности, соблюдению социальных гарантий и повышению социального благополучия населения;

·                    сектору экономики и финансов необходимо разработать и внедрить критерии «интересов здоровья нации» при государственном финансировании тех или иных программ и проектов социально-экономической сферы, кроме того  предусмотреть  формирование приоритетов финансовой поддержки программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых другими секторами в интересах здоровья.

Участники слушаний считают необходимым всемерно расширять формы государственно-частного партнёрства в интересах здоровья, с целью привлечения частного сектора  в деятельность по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Участники слушаний признают особую роль общественного сектора в реализации социальных стратегий, и подчёркивают необходимость широкого вовлечения  гражданского общества в деятельность по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Участники слушаний признают особую роль общественного сектора в реализации социальных стратегий, и подчёркивают необходимость широкого вовлечения  гражданского общества в деятельность по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Участники слушаний считают необходимым повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и институтов гражданского общества в реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни.

Участники слушаний считают необходимым и целесообразным проведение общественного мониторинга деятельности органов государственной исполнительной власти всех уровней и секторов в целях обеспечения межсекторального, междисциплинарного,  многоуровневого подхода в решении проблемы формирования здорового образа жизни граждан РФ.

Участники слушаний поддерживают предложения Комиссии Общественной палаты РФ по здоровью нации, развитию спорта и туризма по дальнейшей реализации общественного мониторинга деятельности органов исполнительной власти по формированию здорового образа жизни.

Участники слушаний призывают органы федеральной и региональной исполнительной власти учитывать в своей деятельности рекомендации и резолюции Общественной палаты РФ в части их компетенции в вопросах формирования здорового образа жизни.

Участники слушаний призывают органы федеральной и региональной исполнительной власти оказывать всемерную поддержку мероприятий, направленных на реализацию общественного мониторинга исполнения Указа Президента РФ № 598 от 07.05.2012 г.

Материал подготовил Сергей Лисовский, член Правления Международного союза общественных объединений «Киевская Русь», главный редактор газеты «Общество и Экология»

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники