Ввод рыночных отношений обеспечил для сферы коммунального обслуживания перспективу развития. Однако, нормативная база, регулирующая важнейшее направление жизнеобеспечения населения, практически не изменилась. Поэтому компании, управляющие жилым фондом, плодами экономической свободы пользуются, а ответственность за устойчивость и развитие коммунального хозяйства в полной мере не осознают. Отсюда срывы в обслуживании и стремление к повышению тарифов, вызывающие справедливое недовольство населения. Этот недостаток можно устранить путем государственного регулирования, но изменения не должны привести к лишению управляющих компаний прав и ресурсов, что противоречит духу жилищной реформы. Нужно резко повысить уровень конкуренции на рынке. Управляющие компании должны бороться за клиента, а жители — внимательно выбирать подрядчика. Как это сделать?

Для наведения порядка и привлечения в сферу коммунального обслуживания инвестиций нужно, прежде всего, определить рыночную стоимость объектов. Динамика капитализации является интегральным показателем развития систем в рыночной экономике. Если ваша квартира вчера стоила 3 миллиона рублей, а сегодня, благодаря тому, что управляющая компания благоустроила дом и прилегающую к нему территорию и взимает разумные платежи, стала стоить 4, вы это неизбежно оцените. Если у соседей рыночная стоимость жилья увеличивается, а у вас нет, то вы наверняка задумаетесь, не нанять ли более успешную компанию. В Германии таким способом привлекли инвестиции для благоустройства пятиэтажек, оставшихся в наследство от ГДР, и население довольно. Сведения о динамике капитализации должны стать публичным ориентиром, наряду с муниципальным рейтингом управляющих компаний.

Подобным образом можно поступать и с отдельными сегментами коммунального хозяйства,  в том числе и с обращением с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Сегодня рыночная стоимость как всей системы обращения с отходами Санкт-Петербурга, так  и ее элементов не известна. Для инвестора это неприемлемо, так как трудно судить, как изменится  капитал, если вложить в ее развитие средства. Но это несложно исправить: полгода — и все будет посчитано. И тогда мы получим ясную точку отсчета, ориентир и главный рыночный критерий для оценки развития.

Сегодня выделение земель, сооружение и ввод в эксплуатацию новых полигонов — трудные задачи для региональной власти. Альтернатива многим видится в переработке мусора. Перечень основных технологий невелик: либо сжигание, либо раздельный сбор и сортировка. Выбор любой из этих технологий порождает массу проблем. Польза от ограничения прямого захоронения мусора не очевидна. Сжигание ТБО абсурдно с точки зрения ресурсосбережения, дорого, и, в российских условиях,  практически гарантирует негативные последствия для атмосферы и здоровья населения. Организация раздельного сбора потребует десятилетий, прежде чем будут достигнуты показатели, которые уже сегодня демонстрируются во многих европейских странах. Поэтому нужен рывок на основе новых технологий и лозунга: «Ноль ресурсов на полигоны!». Членство страны во Всемирной торговой организации, состояние добывающей и энергетической отраслей не оставляют России иного выход. Сложность задачи обращения с отходами в том, что при ее решении необходимо одновременно обеспечивать координацию достижения целей по четырем направлениям: экономическому, экологическому, ресурсному и социальному. Видение идеальной системы имеется. Ключевым пунктом является то, что необходимо развивать не переработку отходов, а ресурсосбережение посредством их переработки, а также заботиться о повышении производительности труда и снижении издержек по всем звеньям производства.

Наша жизнь, благополучие и здоровье во многом зависят от того, сможем ли мы в России создать новую схему обращения ресурсов, так называемый циркулярный ресурсный цикл, при котором будет действовать иная, новая схема обращения ресурсов: промышленность производит продукцию, пригодную после окончания срока службы к сырьевому или энергетическому использованию; созданы мощности для переработки различных фракций отходов; вторичное сырье, за счет экологических платежей, не дороже первичного; соответствующим образом настроена транспортная логистика.  

Петербург приступил к созданию таких мощностей. Первый автоматический мусороперерабатывающий комплекс на 100 тысяч тонн введен в действие в прошлом году. В ближайшее 2 года наше предпринимательство планирует инвестировать в ресурсосбережение более 2 млрд рублей и ввести мощности по переработке уже на один миллион тонн отходов, что, при уровне использования в 76-80 процентов, практически на половину сократит негативное воздействие ТБО города на окружающую природную среду.  Союз промышленников и предпринимателей города и члены торговых палат координируют деятельность переработчиков отходов, в том числе всевозможной упаковки, для создания устойчивых связей в переработке производственных отходов и использовании вторсырья. Экономический механизм для этого уже разработан. Порой степень использования отходов отдельных предприятий достигает 99 процентов!

Мы гордимся позицией лидера в этой области и считаем, что наш опыт можно быстро и эффективно использовать не только в России, но и за рубежом. Ведь в западных странах для ресурсосбережения используются устаревшие технологии раздельного сбора и сжигания мусора. А Россия, используя новейшие технологии его автоматической сортировки, фактически за 5 лет может обрести статус мирового лидера в области ресурсосбережения. При этом негативное воздействие отходов на окружающую среду будет ликвидировано с наименьшими затратами. Регионы не попадут в «неоколониальную» зависимость от западных псевдоинвесторов. Тарифы на удаление отходов для жителей и предпринимателей существенно не увеличатся.

Все это отнюдь не фантазии! В России только в крупных и средних населенных пунктах и пригородах проживает 70 миллионов человек. В год они накапливают около 30 млн тонн ТБО. Из коммунального мусора, применяя технологии комплексного сбережения ресурсов, можно получить продукцию на 45 млрд рублей, в том числе 7 млн тонн альтернативного топлива (эквивалентного 3,5 млрд кубометров природного газа), 6 млн тонн вторсырья — металлолома, полимеров, макулатуры, да еще и 10 млн тонн техногенного грунта и компоста. Если из коммунальных отходов извлечь ценные ресурсы, то для захоронения на полигонах останется от общей массы ТБО менее четверти (!) обезвреженных, инертных отходов пятой категории опасности.

Для этого достаточно построить 200 автоматизированных сортировочных комплексов, организовать грамотную логистику и обеспечить стимулирование в рамках вертикально интегрированных объединений — и задача будет решена. Только благодаря организации ресурсосбережения можно в короткий срок увеличить валовой национальный продукт на 5, а со временем — и на 15 процентов. Первое подобное производство, повторюсь, уже введено в эксплуатацию в Петербурге. Теперь планируется наращивать на рыночных условиях производственные мощности до миллиона тонн, постепенно замещать импортную технику, укреплять кооперацию и комбинирование возможностей индустрии города и переработчиков отходов.

К счастью, в городе сохранены высококвалифицированные специалисты, способные подобрать эффективные технологии, обеспечить организацию производства  и устойчивую малозатратную работу. Но, бережно относясь к имеющимся специалистам, обеспечивающим наш быт, необходимо одновременно восстановить систему воспитания, обучения, повышения квалификации и сохранения кадров для ЖКХ, повышать бытовую культуру населения, прививать ему разумные навыки обращения с отходами. В этом мы надеемся получить помощь от научного сообщества и экологической общественности.

Основное бремя ответственности за развитие территориальных систем обращения с отходами несут уполномоченные органы исполнительной власти. Цена решений, принимаемых в условиях недостатка квалифицированных кадров и инвестиций, весьма высока для настоящего и будущего населения региона. Опыт  предпринимателей Петербурга может служить ярким примером развития ресурсосбережения и снижения негативного воздействия производственной деятельности на окружающую природную среду в год, объявленный Президентом РФ Годом экологии.

 

Николай КОЛЫЧЕВ,

председатель подкомитета по отходам и ресурсосбережению Союза промышленников и предпринимателей Петербурга