Санкт-Петербургу очень нужна современная привлекательная архитектура экстракласса, которая бы соответствовала эстетическим и историческим традициям, заложенным в его основу Российским Императором Петром Первым и, одновременно, впитывала бы в себя все новые технологические достижения. Сочетание высокого архитектурного стиля близкого к классике и применение технологий «умного города» — вот чего ждут петербуржцы от городских архитекторов, доброкачественных инвесторов и идеологов различных проектов. За последние 20 лет редкая архитектурная муза посетила город на Неве. Всё было как-то серенько, всё было как-то понизу. Где же она, муза архитектуры, вдохновительница красоты, соотношений и пропорций? Где же тот удачливый архитектор, который бы прочувствовал дух великого города?  

Развернувшаяся в городе на Неве дискуссия по поводу строительства недалеко от Сестрорецка на Финском заливе нового городка, а по сути нового архитектурного ансамбля является крайне важной, поскольку поворачивает разум людей на реализацию серьёзных созидательных проектов. Архитектурная муза стала потихонечку приближаться к нашему городу,  вдохновляя команду проекта «Новый берег» на создание современного городского ансамбля. Однако, она пока ещё боязливо и с опаской оглядывается по сторонам, остерегаясь завистливых и не понимающих сути «поэзии в камне» людей, которые могут неожиданно выскочить из-за кустов и пальнуть по ней из ржавого охотничьего ружья.

Но время идёт, а с ним приходит и понимание, что для архитектурной музы нужно создавать особые творческие условия для работы. И только в таких условиях наш город может  вернуть себе былую славу – архитектурной жемчужины России и мира. Такой период был и его, на мой взгляд, условно можно обозначить границами — с 1703 года (года рождения Санкт-Петербурга) до, примерно, 1960 года, когда ещё по накатанной дорожке велось строительство жилых домов, дворцов культуры, школ, разработанных архитекторами сталинской советской имперской эпохи. После 1960 года началась иная архитектурная история, вошедшая в народный лексикон под названием «хрущёвок» и «брежневок», по сути являясь безликой, хотя и массовой застройкой.

За последние 20 лет в Санкт-Петербурге почти ничего не сделано, с точки зрения строительства уникальных объектов историко-культурного значения. В данном случае, конечно, не имеются в виду крупные объекты, такие, например, как дамба, вантовый мост, кольцевая автодорога, ледовый дворец, многочисленные реконструкции, торговые комплексы и т.д. Речь идёт об ансамблиевой архитектуре нового типа, вписывающейся в петербургский стиль. Именно на этом направлении «главного удара» возникла пустота. Предлагаемый горожанам проект «Новый берег» может восполнить данную пустоту, поскольку является масштабным проектом именно такого уровня. Он будет реализован в России впервые. Команда инвесторов компании «Северо-Запад Инвест» привлекает к этому проекту все лучшие силы. Проект уже прошёл Государственную экологическую экспертизу.

На взгляд профессионалов, новый пригород на берегу Финского залива формируется в лучших традициях исторических пригородов Санкт-Петербурга. Наш город изначально создавался не только для усиления экономической и морской мощи Российской Империи, но и как красивейший город  державы. Не случайно его называют Северная Венеция.

Проект комплексного развития территории севернее посёлка Лисий Нос – это воплощение стратегии развития России, это стремление к реализации новых принципов, затрагивающих технологические и экономические вопросы развития промышленной сферы, сфер культуры, здравоохранения, образования, управления и развития бизнеса. Главным в этой стратегии является осознание того факта, что развитие человека — это и основная цель и необходимое условие прогресса современного общества.

Многие люди, приезжая в Санкт-Петербург из различных уголков земного шара, стараются попасть в Петергоф и полюбоваться его красотой, насытиться эстетикой парков и дворцов, насытиться чудом.

После реализации проекта «Новый берег» перед взорами человечества откроется ещё одно неповторимое чудо — это будет не просто «второй Петергоф», это будет архитектурный ансамбль по некоторым параметрам краше, чем Петергоф. Конечно, данный тезис не следует понимать буквально, поскольку речь идёт не о копировании архитектуры дворцово-паркового хозяйства, а о подходе в решении задачи создания архитектурного ансамбля сопоставимого с уровнем Петергофа. Предполагается не только строительство жилья, школ, детских садов, но и фестивального ядра, мостов, пятикилометровой пляжной зоны, яхтенной гавани и интересных в архитектурном и познавательном плане объектов.

Совсем недавно проект «Новый Берег» первым появился в виртуальной реальности, зажив собственной жизнью в уникальном приложении Petersburg для мобильных платформ iPhone, Android и Windows Mobile. С помощью гида все пользователи приложения смогут совершить виртуальное путешествие по территории будущего острова, посмотреть видеоролик о проекте, а также изучить мастер-план территории.

С точки зрения  экологической безопасности, при реализации проекта «Новый берег» руководство компании «Северо-Запад Инвест» придерживается нормы «не навреди природе». При этом, поскольку любое строительство является вмешательством в окружающую среду, компания не только компенсирует нанесённый ущерб, но и осуществит целый комплекс мероприятий, как то: создание искусственных отмелей для птиц, создание особо охраняемой природной территории (ООПТ), произведёт сохранение краснокнижных растений и многое другое. Для работ по оценке воздействия на окружающую среду и определения всех расчётов по ущербу и компенсации приглашены к сотрудничеству специалисты экологической компании «Эко-Экспресс-Сервис».

Внимательное отношение к проекту «Новый берег» со стороны оппонентов и критиков, характеризует состояние общества, как вполне демократическое, желающее знать всю правду. Но важен не только процесс получения знаний об этапах реализации проекта, который необходим  для критиков (хотя вся информация, полученная в дискуссиях и спорах нужна также и инвесторам, поскольку позволяет скорректировать проект). Важна конечная цель — реализация проекта. В этом плане не хотелось бы, чтобы критика проекта перерастала в войну против тех, кто делает для города без сомнения великое дело.

Очень интересным событием для двух сторон стал факт подключения Российской Академии Наук для выяснения истины. Вот что об этом говорит директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН, заведующий базовой кафедрой РАН «Экологическая безопасность и устойчивое развитие регионов» Владислав Донченко: «РАН должна провести исследование и анализ всех предыдущих исследований и заключений, чтобы сформировать обоснованное мнение. Академия традиционно выступает своеобразным арбитром в ситуации, когда по поводу какого-либо вопроса формируются полярные мнения научного сообщества и общественности. После беспристрастного изучения вопроса, РАН дает свою оценку».

Данный опыт, безусловно, будет интересен для изучения, но при этом нужно учесть очевидный факт (подчеркну его ещё раз): Санкт-Петербург за последние годы обезличивается, становится городом «как все», что видно всем простым горожанам. Санкт-Петербургу нужно менять архитектурную стратегию развития города.

В этом плане «Новый Берег», как одно из будущих городских муниципальных образований, может внести свои положительные коррективы и стать не только любимым местом для горожан, но и визитной карточкой современного Санкт-Петербурга.

Пассажиры и моряки всех судов, проходя по морскому каналу мимо Сестрорецка в Санкт-Петербург и обратно будут с любопытством разглядывать новое русское чудо и рассказывать о нём в других странах.

Сергей Лисовский,

главный редактор газеты «Общество и Экология»