В общем, сразу было понятно, что широко разрекламированный эксперимент по «шефству над озерами» со стороны предпринимательских структур провалится. Напомню, года два назад ряд честных бизнесменов с самыми чистыми намерениями взялись помочь волонтёрам очистить от мусора берега рек и озер региона. Идея была благородной — действительно, мусорят в основном горожане, а убирать за ними по закону положено за счет местного муниципального образования с населением в десяток пенсионеров. Почему бы питерцам и не убрать за своими неряхами — согражданами, таким образом пристыдив их? Участие предпринимателей должно было помочь движению этих добровольных ассенизаторов необходимым материальным обеспечением и придать ему некую респектабельность.

Конечно, нашлись десятки мальчиков и девочек с блеском в глазах. Я их уже много раз видел — и на комсомольских экологических субботниках, и среди движения «Добровольных помощников реставраторов», когда идея спасения разрушающихся памятников на короткий промежуток времени овладела хиппующими массами… Конечно, убирали мусор тоннами. С восторгом, уверенные, что делают правильное дело. Конечно, в следующие выходные мусора оказывалось ещё больше — ведь люди скорее приедут на чистое место, так что посещаемость чистого берега реки только выросла. И мало кто присоединялся к убирающим. Наоборот, возмущались — «что так редко приходите?»

Ну и конечно, пошли разочарования у рядовой массы и упреки в адрес лидеров движения, которые, собственно, были виноваты разве только в том, что не видели дальше собственного носа…

Между тем ответ на вопрос «что делать?» был широко известен. Пока ещё позволяли законы, действовала Общественная инспекция охраны природы. Такие же мальчики и девочки, разве что побойчее, без слюнтяйства, проходили дозорами по берегам рек и озер и, обнаружив рядом с палаткой кучу мусора, составляли протокол об административном правонарушении. И пусть хозяин палатки кричал, что мусор не его — в природоохранном законодательстве презумпция невиновности не действует. К примеру, зашел в лес в пожароопасный период — ты потенциальный поджигатель, пусть у тебя даже спичек с собой нет.

Теперь у нас природоохранный контроль — прерогатива государства. Составить протокол имеет право только чиновник. Общественности остается только «сигнализировать»… или действительно, убирать мусор за «отдыхающими».

Эта ситуация интересна вот с какой стороны. Масса людей готова заниматься совершенно бессмысленным, хотя и благородным, делом. Находятся и силы, и спонсоры, и поддержка в печати… И очень мало кто способен работать над изменениями законодательства в сторону расширения общественного контроля. Хотя, собственно, это кратчайший путь к вожделенному «гражданскому обществу». Какие же это граждане, которые не верят в свои силы и скорее готовы к бессмысленной физической работе вместо сложной интеллектуальной? Люмпены это, а не граждане… Пусть даже они имеют свой бизнес — всё равно по уровню гражданской зрелости они — люмпены.

А вот иной пример люмпенства в гражданской активности. На мой взгляд, патриотизм — это когда, к всему прочему, ты вкладываешь свои силы и средства в свою, а не чужую, страну. Поэтому с восхищением смотрю всегда на людей, строящих себе дома в России, облагораживающих вокруг них территорию… Все больше появляется у нас красивых и, главное, чистых, будто из Европы перенесенных, коттеджных посёлков. Дома в них стоят дорого, в Финляндии подешевле будет. Тем больше заслуги хозяину — не поскупился, и сам жить в России хочет, и детям дом оставит, и дорогу проложил, и рабочих зарплатой обеспечил, хотя мог бы задешево и спокойней за рубежом построиться. Да, пока между этими поселками обычное наше запустение — но ведь расширяются они, возрожденные к жизни территории! Смыкаются зеленые газоны, ломаются высокие заборы, потому как от своих нечего загораживаться… Сливаются посёлки друг с другом. Так и вспоминаешь, как вокруг Питера стояли на холмах усадьбы за усадьбами, играла в них музыка, ставились любительские спектакли, писались великие романы, стихи и картины…

И вот ведь находятся люди, которым слепит глаза чужое благополучие! Думали они, как бы ущучить «богатеев», и придумали — нашли недоработку в законе. Оказывается, вокруг водного объекта надо оставлять полосу свободного прохода — потому как вода является государственной собственностью. И вот изумрудный газон заканчивается за 20 метров до озера. А дальше начинается общий берег. Весь в плевках, соплях и окурках. В воде плавают бутылки, в кустах нагажено, с веток свисает презерватив. Владельцам коттеджа, имеющих несчастье получить «вид из окон на озеро» приходится день-деньской видеть, слышать и обонять это безобразие. А вмешаться нельзя — общественного контроля-то нет, отменили! И полицию не вызовешь — ближайший сержант за двадцать верст.

Если бы было можно получить кусок берега в собственность — на берегу было бы чисто. И озеро было бы чище, потому что ни один забор озеро не загрязнит, а вот грязнющую толпу от воды отсечет. Нет, находятся рядящиеся под «экологов», начинают протестовать: «народу купаться негде!» А почему, собственно, негде? А потому что муниципальные власти пляж не сделали для народа. Потому что у них на это денег нет, а бизнес в эти дела не идет, так-как платный пляж по закону тоже вроде как и не положен, а иначе затраченные на обустройство зоны отдыха деньги на одном пиве с мороженым не вернуть.

Ну, борцы за свободу гадить на берегах озёр у меня ничего, кроме брезгливости, не вызывают. С ними всё ясно — мелкие, зависливые к чужому благополучию душонки. Но ведь масса людей и организаций страдают от невозможности по закону получить в собственность кусок береговой полосы. К примеру, руководство санаториев и детских оздоровительных лагерей, которые тихой сапой огораживают-таки себе участки берега, владельцы гостиничных комплексов, да, собственно, каждый из нас, который бы хотел отдыхать в чистоте, пусть за деньги, а не в грязи, зато бесплатно. И нет, к моему удивлению, массового протеста против такой законодательной нормы. Все кряхтят, тихо дают взятки, ставят незаконные заборы, ворчат… но изменить положение дел не пытаются. И говорят при этом, что всё равно не получится. Да вы хотя бы попробуйте! А вдруг?

Юрий Шевчук