Главная экологическая новость первой декады февраля, которая вызвала большой интерес у жителей Санкт-Петербурга и области: порт Усть-Луга и порты юго-восточной Финляндии объединяют усилия с представителями научного сообщества и муниципальными властями в решении вопросов устойчивого развития береговой зоны восточной части Финского залива. Условия улучшения состояния природной среды побережья при сохранении темпов экономического развития были обсуждены на Международной Конференции «Эко-Порт: стратегии процветания», которая состоялась 7 февраля в Санкт-Петербурге. Конференция стала вступительным мероприятием в рамках работы над стартовавшим российско-финским Проектом «Экологически дружественный порт» (ЭДП), реализуемым по Программе Приграничного сотрудничества в рамках Инструмента европейского соседства и партнерства «Юго-восточная Финляндия — Россия».

Для выполнения Проекта ЭДП создан консорциум организаций – исполнителей, в который от российской стороны вошли Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) и ОАО «Компания Усть-Луга», а от финской — Центр Морских исследований университета г. Турку и Университет прикладных наук г. Кюменлааксо. Кроме того, ассоциированными членами в Проекте выступают Администрация порта Хамина-Котка, Администрация г. Котка, Финская Ассоциация Портов и Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Администрации Ленинградской области. Таким образом, консорциум включил в себя представителей бизнеса, науки и администрации. Координатором Проекта ЭДП является РГГМУ.

Целью Проекта ЭДП является общее улучшение состояния природной среды восточной части Финского залива путем использования потенциала сотрудничества между гражданами – жителями побережья залива, участниками хозяйственной деятельности и властями на основании «зеленого подхода», «зеленой экономики» и экологического мышления.

Для мероприятия, организованного и проведенного 7 февраля РГГМУ и ОАО «Компания Усть-Луга», был выбран формат «конференции-диалога». Такой формат позволил пригласить на Конференцию представителей всех заинтересованных групп («стэйкхолдеров») участников процесса устойчивого развития берегов Финского залива. Несмотря на то, что Конференция была подготовлена организаторами за очень короткий срок, она вызвала живой интерес как у российской, так и у финской сторон и собрала более 70 официально зарегистрированных участников.

Конференцию открыл ректор РГГМУ проф. Л.Н. Карлин, который обратил внимание всех собравшихся на важность и актуальность решения вопросов обеспечения экологической безопасности в регионе, что может быть достигнуто только на основе комплексного подхода, с учетом мнения специалистов различных областей знания. Первоочередной задачей Конференции Л.Н. Карлин назвал объединение энергии и усилий экологов, экономистов, девелоперов, социологов и политиков для работы в одном направлении – создании платформы для устойчивого развития побережья Финского залива. Закончил свое выступление ректор РГГМУ словами известного барда Олега Митяева: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Проректор РГГМУ по международным связям А.И. Богуш рассказал об основных задачах Проекта ЭДП:

— разработать мероприятия по улучшению способности портов восточной части Финского залива совмещать устойчивый экономический рост с одновременным развитием мер по защите окружающей среды;

— обеспечить методологическую поддержку муниципалитетам по развитию направлений деятельности, связанных с безопасностью окружающей среды;

— разработать программы мероприятий по повышению осведомленности граждан  о преимуществах «зеленого» подхода к решению вопросов развития региона;

— разработать систему компенсационных мер, обеспечивающих устойчивое развитие Усть-Лужского морского портового комплекса и его формирование как «зеленого порта»;

— создать Центр Эко-Мониторинга в порту Усть-Луга и обеспечить профессиональную подготовку его персонала.

Основная идея Проекта ЭДП, как ее представил А.И. Богуш — гармонизация экологии и экономики. Развитие экономического сектора должно происходить при сохранении высокого уровня биологического разнообразия и качества природной среды в восточной части Финского залива.

При развитии партнерского взаимодействия с финской стороной следует исходить из того, что экология не признает государственных границ. В восточной части Финского залива располагаются два суверенных государства – Россия и Финляндия, но с точки зрения экологов это — единая природная экосистема. Поэтому возникающие экологические проблемы являются общими для русских и финнов, и преодолеть их мы сможем, только если найдем общий язык. «Если нам будет не хватать уже существующих общих подходов и понятий – в рамках Проекта ЭДП мы разработаем новые и  постараемся  доказать их работоспособность и эффективность»,— пообещал А.И. Богуш в конце своего выступления.

Заместитель председателя Комитета по природным ресурсам Правительства Ленинградской области К.В. Остриков отметил, что цели и задачи Проекта ЭДП полностью соответствуют таковым Комитета.  В связи с этим, Проект ЭДП вызывает повышенный интерес: его результатом должны стать практические разработки, способные реально оптимизировать экологические условия, как на северном, так и на южном берегах Финского залива. «Итогом нашего взаимодействия должно стать создание уникальных условий одновременного развития порта и сохранения окружающей среды. В этом должны быть уверены не только власти и ученые, но, в первую очередь, население прилегающей территории», – подчеркнул К.В. Остриков в своем обращении к участникам Конференции.

Рийтта Хемми, консул по вопросам окружающей среды Генерального консульства Республики Финляндия в Петербурге, назвала Проект ЭДП превосходным и очень своевременным, так как 2013 год в России назван Годом Окружающей Среды, а 2014 год страны Балтийского региона объявили Годом Финского залива. Учитывая ставку стран Европейского Союза на инновационное развитие, Проект должен уделить особое внимание внедрению новых «зеленых» технологий, новой энергетики и новой логистики. «Сейчас все порты Балтийского региона стараются достигнуть нового, «зеленого» статуса и снизить нагрузку, которую они оказывают на природную среду, уменьшить риски, использовать более «чистые» технологии. И если в торговых вопросах порты России и Финляндии могут между собой конкурировать, то в экологических они должны выступать как партнеры и союзники — тем более что нам есть чему учиться друг у друга», – подчеркнула в своем выступлении г-жа Хемми.

Представитель Программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства «Юго-Восточная Финляндия – Россия» Г.М. Псарев призвал участников Конференции «засучить рукава»: «По обсуждаемому Проекту запланирован очень большой объём работ, и времени «на раскачку» у исполнителей практически нет!».

Советник Министерства Природных ресурсов Финляндии Марти Поутанен в своем выступлении рассмотрел вопросы современного состояния экосистемы Финского залива. Оптимистичный прогноз в этом выступлении был дан в отношении качества водной среды. Благодаря введению в строй современных очистных сооружений, в последнее время удалось минимизировать уровень антропогенного загрязнения вод Финского залива и приостановить темпы эвтрофирования. Однако, качество природной среды определяется не только уровнем химического загрязнения, но и интенсивностью других форм антропогенного воздействия, которые необходимо учитывать в комплексе.

В ходе Конференции участники внесли свои предложения по реализации Проекта, обменялись опытом практической работы, рассмотрели возможности внедрения «зеленого» предпринимательства. Интересные примеры «зеленых» инженерно-строительных проектов привел в своем выступлении ЗАО «Бюро Техники» К.Д. Попов.

О необходимости учёта международного опыта и формирования единого нормативно-правового поля в регионе Финского залива говорила директор по развитию порта Хамина-Котка Риитта Кайаткари. Г-жа Кайаткари отметила, что в рамках Проекта ЭДП впервые в мировой практике вопросы комплексного управления прибрежными зонами предполагается решать на международном уровне, путем сотрудничества российских и финских сторон.

Представители населения посёлка Усть-Луга и общественных природоохранных организаций живо обсуждали доклад Председателя комитета экономического развития и инвестиционной политики администрации муниципального образования «Кингисепский муниципальный район» И.Н. Федорова «Формирование экологического сознания, роль и взаимодействие власти и бизнеса в этих процессах». В ходе обсуждения звучали призывы всячески развивать взаимодействие населения со своим муниципалитетом.

Всеобщий интерес вызвал доклад начальника Отдела Мониторинга окружающей среды и экологической экспертизы, заместителя Начальника Департамента Природных ресурсов Комитета по природным ресурсам Ленинградской области И.И. Мурашко «Экологическое состояние Ленинградской области». При обсуждении доклада были затронуты вопросы оценки состава стока реки Луга, впадающей в Лужскую губу (профессор РГГМУ В.А. Шелутко), важности эффектов трансграничного переноса в регионе (директор Морского института РГГМУ С.В. Лукьянов), возможного наличия (или отсутствия?) следа от выпадения радиоактивных осадков вследствие чернобыльской аварии (председатель совета общественной экологической организации «Зеленый мир» О.В. Бодров). Экспертами было отмечено, что радиоактивный фон в районе развивающегося морского портового комплекса во много раз меньше допустимых норм – даже с учетом «чернобыльского следа».

Наиболее эмоциональным было выступление директора Центра коренных народов Ленинградской области О.И. Коньковой, акцентировавшей внимание собравшихся на том, что осваиваемая в ходе развития морского портового комплекса прибрежная территория является районом проживания трех коренных народов – финнов-ингерманландцев, ижора и водь. Эти народы длительное время существовали в гармонии с природной средой и сделали берега Лужского залива пригодными для жизни и ведения хозяйства. Для каждого из этих народов характерен собственный традиционный способ природопользования, в той или иной степени связанный непосредственно с береговой зоной. Анализ опыта традиционного берегопользования может стать источником чрезвычайно полезной информации при развитии стратегии устойчивого развития прибрежной зоны восточной части Финского залива. Отношения между девелоперами, строителями портового комплекса, приезжими жителями и коренным населением должны формироваться с учётом исторически сложившегося в регионе культурного разнообразия.

Большое внимание участниками Конференции-диалога было уделено вопросам экологического мониторинга. Сообщения, посвященные истории мониторинговых наблюдений в Лужской губе, основным методическим подходам к проведению наблюдений и анализу их результатов, сравнению различных схем и сеток проведения мониторинга сделали директор Морского института РГГМУ С.В. Лукьянов и профессор РГГМУ М.Б. Шилин.

Парадоксально, но факт: долгое время экосистема Лужской губы оставалась крайне малоизученной в связи с существованием жесткого «приграничного» режима и практически полной закрытостью территории для научных исследований. Лишь со времени Перестройки конца 1980-х годов начались регулярные исследования природной среды и биологических сообществ побережья Лужской губы. Инициатором и организатором первых комплексных экологических экспедиций в Лужскую губу стал профессор РГГМУ А.В. Некрасов, использовавший для этих целей парусный катамаран. С.В. Лукьянов отметил, что участниками экспедиций на катамаране в Лужской губе были описаны такие интереснейшие океанологические явления и эффекты, как апвеллинг, каскадинг и др. Методология осуществления наблюдений с борта парусного катамарана на сегодняшний день остается оптимальной для условий мелководных прибрежных районов. Комплексные экологические исследования Лужской губы с использованием катамарана и других судов с малой осадкой для возможности выхода на мелководье будут продолжены в рамках Проекта ЭДП.   

Современная оценка экологической ситуации в Лужской губе была дана ведущим научным сотрудником ООО «Эко-Экспресс-Сервис» В.Ф. Шуйским. Основной упор был сделан при этом на необходимость развития компенсационных мероприятий, снижающих антропогенный пресс на биологические сообщества Лужской губы. При обсуждении доклада прозвучали призывы скорейшего повышения природоохранного статуса охраняемых территорий Кургальского и Сойкинского полуостровов, служащих местами стоянок перелетных птиц в период весенней и осенней миграций (С.А. Коузов, Санкт-Петербургский государственный университет). Проф. В.В. Мелентьев (Международный Центр по окружающей среде и дистанционному зондированию им. Ф. Нансена) напомнил участникам Конференции о том, что на островах Кургальского рифа расположены места массовых залежек серого тюленя.

Отвечая на вопросы обозревателей информационного агентства «ПортНьюс», разработчики и исполнители мониторинговых программ отметили, что прибрежные территории отличаются высоким уровнем экологической уязвимости, и это должно быть учтено при планировании всех видов работ в береговой зоне Лужской губы, особенно – в летнее и весеннее время. Пространственное планирование различных видов антропогенной активности в береговой зоне Лужской губы с учётом разного уровня экологической уязвимости биологических сообществ должно стать основой для принятия решений по устойчивому развитию.

В качестве важнейшей компенсационной меры Л.Ю. Бугров (зав. лабораторией Аквакультуры Государственного института озерного и речного рыбного хозяйства) предложил развивать в прибрежной акватории Лужской губы садковые рыбоводные хозяйства, которые специализировались бы на выращивании местных видов рыб – в первую очередь, лососевых. Для выбора мест размещения садковых хозяйств, опять-таки, должны быть использованы методы планирования морского прибрежного пространства. Рыба – это стиль жизни приморского населения во всем мире. Без рыбы происходит запустенье прибрежных посёлков, о чем говорит опыт Норвегии, Шотландии, да и России. Поэтому от развития аквакультуры никуда не уйти: это не просто бизнес, и даже не компенсационное экологическое мероприятие, а способ решения социально-демографических проблем.

Доцент факультета Социологии Санкт-Петербургского государственного университета О.В. Келасьев познакомил участников Конференции с международным опытом преодоления экологических конфликтов. А этот опыт, оказывается, учит, что при реализации любого проекта возникающих  конфликтов не следует опасаться. Более того, О.В. Келасьев попытался убедить присутствующих, что «конфликт – это нормально!». Конфликты всегда возникают там, где есть развитие. Преодоление конфликта – это и есть движение вперед, развитие. Но для того, чтобы развитие стало устойчивым, конфликт надо переводить в конструктивное русло. Оптимальный способ преодоления экологических конфликтов во всем мире – путём проведения компенсирующих мероприятий.

Завершая Конференцию, Л.Н. Карлин сделал важное обобщение: «Взаимодействие научного потенциала, крупного бизнеса и представителей власти на наш взгляд – самая эффективная схема сотрудничества. А рекомендации по созданию экологически дружественного порта, которые должны быть выработаны в последующие два года осуществления Проекта ЭДП, мы постараемся реализовать на практике».

Главным итогом Конференции стало утверждение основных задач Проекта «Экологически дружественный порт».

Предложения, поданные участниками Конференции-диалога в Оргкомитет во время дискуссий, позволили сформулировать следующие Решения.

  1. Участники Конференции-диалога подтверждают своё убеждение в том, что устойчивое развитие береговой зоны восточной части Финского залива возможно только при гармоничном взаимодействии экономического, экологического и социального  секторов.
  2. Важнейшим инструментом принятия решений по устойчивому развитию и внедрению компенсационных мер следует признать пространственное планирование прибрежно-морских территорий / акваторий с учётом уровня их экологической уязвимости в разные сезоны.
  3. В качестве компенсационных мер по минимизации антропогенного пресса на природные комплексы береговой зоны могут быть рекомендованы: оптимизация природоохранного статуса охраняемых и особо ценных территорий / акваторий; развитие аквакультуры; восстановление прибрежных биотопов и пляжей с использованием методов берегозащиты и берегоукрепления.
  4. В методическом плане целесообразно в ходе проекта унифицировать методику прогнозирования появления зон повышенной мутности при гидротехнических работах на основе математического моделирования и их фактической оценки при помощи судовых и спутниковых наблюдений с целью оценки вреда, наносимого водным биологическим ресурсам. Необходимо также разработать и утвердить порядок, регламентирующий процедуру выплат компенсаций ущерба водным биологическим ресурсам.
  5. При разработке методических документов следует руководствоваться системой действующих рекомендаций и нормативов, разработанных международными профессиональными объединениями —  ВАИВТ (PIANC) – Всемирной Ассоциацией Инфраструктуры Водного Транспорта (The World Association for Waterborne Transport Infrastructure) и ЦЕДА (CEDA) – Центральной Дреджинговой Ассоциацией.
  6. При формировании стратегии развития береговой зоны необходим учет интересов всех заинтересованных групп «стэйкхолдеров», а также опыта наилучшей практики традиционного природопользования местных коренных народов – финнов-ингерманландцев, ижора и водь.
  7. Целесообразно в кратчайшие сроки осуществить экологическую сертификацию  Усть-Лужского порта по двум направлениям: (1) менеджмент, и (2) все процессы погрузки-разгрузки продукции.
  8. В районе развития Усть-Лужского порта необходимо превентивно решить вопрос обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) на основе государственно-частного партнерства.
  9. Целесообразно разработать региональный экологический альбом-планшет Комплексного Управления Прибрежной Зоной Лужской губы (КУПЗ ЛГ) по 2 – 3 страницы по каждому разделу, который в наглядной форме на основе схем, таблиц и номограмм позволит лицам, принимающим решения, оценить возможные варианты решений по управлению экологической ситуацией и их финансово–временные затраты.
  10. Разработке успешной и эффективной экологической стратегии в регионе поможет организация системы экологического аудита порта Усть-Луга. Это должно быть не только престижно (так как означает фактически более высокий уровень ведения бизнеса), но и выгодно, так как в результате аудита происходит, помимо проверки деятельности организации/предприятия на соответствие требованиям экологического законодательства, также подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности, снижению рисков и оптимизации затрат.
  11. Проект «Экологически дружественный порт» является хорошим примером двустороннего сотрудничества финских и российских экспертов и может быть включен в программу «Год Финского Залива-2014», которая направлена на улучшение экологической обстановки в Финском заливе. Одной из наиболее важных тем программы ГФЗ – 2014 является пространственное планирование, что в полной мере соответствует содержанию проекта «Экологически дружественный порт». Результаты Проекта могут быть представлены на итоговых конференциях программы ГФЗ-2014, а рекомендации – включены в итоговую Декларацию по Финскому заливу.

Настоящее сообщение подготовили:

Научный руководитель Проекта – проф. РГГМУ М.Б. Шилин; специалист по работе со СМИ ОАО «Компания Усть-Луга» М.М. Петрова. Фото предоставлены  Ириной Самусевич

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники