Партнеры грантовой программы России, Финляндии и Евросоюза Ecofood подвели итоги первого года реализации проекта. Сельхозпроизводителям были представлены разработанные в 2012 году проект российского органического стандарта, соответствующего международным требованиям, и тестовая версия технологической платформы Ecofood. Программа Ecofood направлена на развитие биохозяйствования и производства натурального продукта высокого качества, эффективное сотрудничество между финскими и российскими предприятиями и формирование единого рынка экопродукции на территории Юго-Восточной Финляндии и Северо-Запада России. Программа реализуется Экологическим союзом, ТПП СПб, Лаппеенрантским университетом (LUT) и Финско-Российской Торговой Палатой.

На отчетном семинаре-презентации Юлия Грачева, директор Экологического союза, привела данные анализа мирового и российского рынка органической продукции. По сведениям Organic monitor[1], лидирующими регионами производства органик-продукции в мире являются Европа и Северная Америка. Лидирующие рынки — США, Германия, Франция.

Объем мирового рынка органик-продукции в 2010 году составил 60 млрд долл. США. По данным отчета Сельскохозяйственного торгового представительства США в Москве [2], оборот продаж органических продуктов питания в России вырос с 379,9 тыс. рублей в 2002 года до 7,366 млн. рублей в 2011 году.

Средняя ценовая разница в российском ритейле и интернет-магазинах между продуктами Organic (импорт), псевдо-органическими фермерскими брэндами и продуктами массового производства составляет от 100 до 200%. В розничной торговле Западной Европы этот разрыв — 10-20%. Основные причины завышенных цен — позиционирование в классе «премиум», спекуляция, малые объемы поставок, повышенные риски экофермеров.

Микко Рахтола, эксперт Ассоциации органического сельского хозяйства Луомулитто, отметил, что финский рынок органической продукции отстаёт в развитии по европейским меркам, но положение дел лучше, чем в России:

В Финляндии существуют субсидии для фермеров (50%), что способствует увеличению количества фермеров. Кроме того, крупное хозяйство Siuntio, перешло на органическое сельское хозяйство, потому что по результатам экономических расчетов оказалось, что такое хозяйство выгоднее, чем неорганическое.

Эксперты отмечают, что развитию органического рынка России мешают отсутствие единой и официальной системы органик-сертификации, общей концепции развития и правил органического земледелия, понимания потребителем, что такое органик-продукты, установка барьерных цен крупными торговыми сетями. При этом изменение потребительских предпочтений в сторону здорового питания, развитие специализированных розничных магазинов, розничной торговли в Интернет, наличие в России обширных свободных земель, не обработанных химикатами, говорят о большом потенциале рынка.

Российский органический стандарт и технологическая платформа для сертификации

В связи с отсутствием в России достаточного госрегулирования производства органической продукции, критериев и требований к органическому производству и органам по сертификации Экологический союз в рамках Ecofood разработал проект российского стандарта для добровольной органической сертификации «Листок жизни. Органик».

Проект стандарта разработан в соответствии с положениями Кодекс Алиментариус «Органические пищевые продукты», учитывает требования Европейской директивы 834/2007, требования финского стандарта органического производства Luomu и российского СанПиН 2.3.2.1078-01. Также учтены российские особенности и уровень развития органического земледелия.

В марте проекту стандарта предстоит пройти публичную экспертную оценку, в том числе с привлечением западных специалистов в области органического хозяйствования. Далее запланирована процедура прохождения международного признания Министерством сельского хозяйства Финляндии и органами по аккредитации Европейского союза.

Уже сейчас к преимуществам стандарта можно отнести его соответствие российским условиям и уровню развития сельского хозяйства, более выгодную стоимость процедуры сертификации, документацию на русском языке. Стандарт позволит российским производителям позиционировать свою продукцию как органическую и на внутреннем, и на внешнем рынках, в данном случае в рамках проекта Ecofood речь идет о приграничном финском сотрудничестве, — отмечает Юлия Грачева, директор «Экологического союза».

Сертификация в рамках программы Ecofood будет проводиться на льготных условиях. Пройти процедуру могут как малые, так и крупные производители животноводческой и растениеводческой продукции, а также фермеры и предприятия, занимающиеся переработкой сельхозпродукции.

Для информационной поддержки экоориентированных сельхозпроизводителей Лаппеенрантский университет разработал специальную технологическую платформу Ecofood. На семинаре была представлена тестовая версия технологичного портала:

— Введя данные своего хозяйства на сайте «Экофуд», производитель сможет понять,                         насколько его хозяйство отвечает требованиям стандарта. Вся внесенная информация поступает экспертам Экологического союза. Эксперты пишут комментарии индивидуально для каждого фермера, высылают рекомендации по усовершенствованию хозяйства, — рассказал Юрий Авраменко, представитель LUT.

Особенности развития экоориентированных ферм

Для обмена опытом между предприятиями и фермерскими хозяйствами СЗФО, знакомства с особенностями работы экоориентированного хозяйства и преимуществами органик-продукции в рамках программы Ecofood состоялась встреча специалистов на базе экоориентированной фермы «Живое поле». В деловой экскурсии приняли участие торговые сети и интернет-магазины,  представители Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, Союза фермеров Ленинградской области, университетов Петербурга и других организаций.

Дмитрий Двас, владелец фермерского хозяйства, познакомил гостей с положительным экологическим опытом фермы. Специалисты посмотрели как организованы птичник, коровник, козлятник, овчарня, летняя площадка для содержания животных и птицы, а также парк отдыха, предназначенный для развития на базе фермы сельского туризма.

Андрей Кузнецов, инспектор по органик-сертификации Экологического союза, рассказал о требованиях, выполнение которых необходимо для получения заинтересованными хозяйствами органик-сертификата:

Для продукции растениеводства допустимо применение натуральных удобрений, запрет на использование химических средств защиты растений (разрешены механические, биологические средства), запрещена обработка семян искусственными химическими препаратами. Для продукции животноводства допускаются только натуральные корма (допускается 70% органик, 30% органик в конверсии), запрещается использование антибиотиков, животные должны содержаться беспривязно.

Дмитрий Двас, оценивая развитие органического производства в России, отметил:

Основная сложность для экологической фермы — отсутствие возможности доказать покупателю высокий (органический) уровень качества и происхождение своей продукции. На сегодняшний день нет ни критериев оценки, ни контролирующей организации, которой доверяет покупатель и которая может подтвердить качество и происхождение продукции. Покупают органическую продукцию люди, заботящиеся о здоровье своей семьи, имеющие для этого достаточный доход. Рестораны интереса не проявляют, так как цены не только на органическую, но и на обычную фермерскую продукцию для них слишком высоки. В Европейских странах такой существенной разницы в цене нет, так как там производители экологической продукции субсидируются государством. Поэтому доступные и наиболее эффективные каналы сбыта для фермы небольшого размера — продажа через собственный сайт с доставкой на дом или собственное место на рынке. При этом приходится конкурировать с обычными фермерами, а не с органическими. К сожалению, большинство покупателей отождествляют эти понятия.

Руководитель фермерского кооператива и интернет-магазина «Зеленый хутор» Мария Гиршберг считает, что отсутствие в России органик-стандарта вносит большую путаницу:

Отсутствие органик стандарта в России приводит к множеству терминов — фермерский, натуральный, экологически чистый, экологичный, деревенский, за которыми неизвестно что стоит. В результате размываются критерии качества, что мешает и производителю, которому не понятно, на что ориентироваться, и покупателю, который не знает, чем отличается фермерское мясо в магазине «Фермер» от более дорогого в интернет-магазине или еще более дорогого импортного «органик». Нужен единый стандарт, сделать  получение необходимых документов финансово и организационно доступными для производителя, тогда появится качественное предложение, а за ним и спрос подтянется.

Сегодня по Европейскому биостандарту EU 834/07 Экологическим союзом уже сертифицированы такие хозяйства Краснодарского края, как ИП Новичихин, ООО «Чистая еда», ИП Кондаков, ООО «Сибирь Органик» (Республика Хакасия), ООО «Экологическая ферма «Алеховщина» Ленинградская область и другие.

По итогам первого года реализации проекта мы продвинулись в разработке органик стандарта. Нами были проведены успешные переговоры с такими финскими организациями как Evira, Министество сельского хозяйства Финляндии и Луомулиито (Ассоциация органик сертификации). По итогам этих встреч мы получили положительные отзывы о нашей работе и заинтересованность в ее продвижении, — подытожила обсуждение Алена Рассохина, менеджер проекта Ecoofood, СПб ТПП.

Для обмена опытом и технологиями в рамках программы Ecofood также запланирована ознакомительная поездка руководителей сельхозпредприятий Северо-Запада России на сертифицированные фермы Юго-Восточной Финляндии.

Юлия Симакова,

руководитель отдела связей с общественностью НП «Экологический союз»

+7 (921) 588-10-62, +7 (812) 571-38-38 www.ecounion.ru


[1] http://www.organicmonitor.com/

[2] Moscow ATO “Russian Organic Market Taking Root” 4/27/2011