В Санкт-Петербурге с 28 февраля по 2 марта 2013 года состоялся IV Международный форум «Экология», который проходит в рамках проекта партии «Единая Россия» «Санкт-Петербург – морская столица России». Петербургская газета «Общество и Экология», являясь информационным партнёром данного форума, с большим вниманием следит за выступлениями и дискуссиями, подмечает значимые мысли и доклады, а затем, собранный «интеллектуальный мёд» публикует на своих печатных и интернет-ресурсах. Одним из ярких и содержательных докладов, панорамно раскрывшим суть вопроса был доклад Председателя подкомитета по водным ресурсам Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, депутата Государственной Думы  России Георгия Александровича Карлова. После выступления на форуме, редакция газеты попросила прислать текст выступления депутата в электронном виде – и сегодня доклад был нам прислал. Публикуем его для осмысления нашими читателями.

Уважаемые коллеги!

Не случайно Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций объявила 2013 год Всемирным годом сотрудничества в сфере водных ресурсов.

1. Общемировая проблематика водных ресурсов (Слайд 3)

Вода является основным условием существования жизни на нашей планете. Вся история человеческой цивилизации неразрывно связана с водой. Местом зарождения ранних цивилизаций были берега крупных рек. И по сей день, мы тянемся к воде, хотим жить и отдыхать рядом с ней. Вода служит непременной составляющей любой производственной деятельности.

За последние тысячелетия развития цивилизации мировые запасы воды остались без изменений, в то время как население планеты возросло в сотни раз, а потребление воды только за последние 100 лет выросло в 6–7 раз. Средняя обеспеченность населения планеты пресной водой только за последние 50 лет сократилась в 2,5 раза и продолжает сокращаться. (Слайд 4)

Стремительно снижается качество воды, а темпы её очистки и восстановления заметно отстают.

По прогнозам учёных глобальный спрос на питьевую воду к 2050 году увеличится в полтора раза, поэтому к середине века водный кризис может стать основным источником конфликтов в мире.

Таким образом, вода приобретает все большее значение как стратегический ресурс государства.

2. Проблемы международного водного законодательства (Слайд 5)

Межгосударственные водные отношения, имеющие более чем трёхтысячелетнюю историю, до ХIХ века ограничивались в основном определением условий прохождения границ, судоходства, торговли. Эти вопросы, в числе прочих, были отражены в одном из первых в истории Соглашений, заключённом около 3300 лет назад (1296 г. до н.э.) между египетским фараоном и хеттским царём.

С начала ХIХ века, и особенно со второй его половины, появляется необходимость правового регулирования объёма водозабора, качества вод, их вредного трансграничного воздействия. Многие межгосударственные договоры имеют целью регулирование целого ряда аспектов использования водных объектов.

В целом, по мнению многих экспертов, международное право в отношении трансграничных водных ресурсов в основном носит общий (рекомендательный) характер, затрагивая преимущественно экологические проблемы. Что касается проблем управления водными ресурсами и решения спорных ситуаций, то оно не содержит конкретных механизмов разрешения международных споров.

Россия занимает второе место в мире по водным запасам после Бразилии. Обладание такими огромными ресурсами в ситуации, когда вода становится «нефтью нового тысячелетия», открывает перед Россией новые возможности, но повышает и её риски. Наше водное преимущество в сравнении с соседними странами, с одной стороны, может способствовать укреплению геополитического влияния в регионе, но может и создать проблемы во взаимодействии, например, со странами Центральной Азии и Китаем, где водный дефицит ощущается все более остро.

Однако далеко не все вопросы международного сотрудничества в области водных ресурсов на сегодня урегулированы, следовательно, участие в модернизации международного законодательства по использованию пограничных и трансграничных водных объектов это один из важнейших вопросов стоящих перед Россией.

3. Положение с водными ресурсами в России (Слайд 6)

Водные ресурсы Российской Федерации характеризуются значительной неравномерностью распределения по территории страны. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.

Вместе с тем, водные ресурсы используются водопользователями в Российской Федерации нерационально.

Большинство водохозяйственных участков в многонаселенных и экономически развитых районах Российской Федерации характеризуются высокой степенью загрязнения водных объектов. Около трети населения России пользуется источниками водоснабжения без соответствующей водоподготовки. По данным прокуратуры, причиной загрязнения вод, в основном, является сброс загрязненных стоков. Это происходит, потому что предприятия и многие населенные пункты, и даже города вообще не имеют очистных сооружений, а там, где они есть, они морально и физически устарели.

С каждым годом обостряется проблема отходов. Сегодня в России более 11 тысяч только официальных свалок, на которых уже захоронено свыше 80 миллиардов тонн различных отходов. Ежегодно образуется еще почти 4 миллиарда тонн отходов. Фильтрат, содержащий массу загрязняющих веществ, загрязняет и отравляет подземные воды и поверхностные водные объекты.

России нужен переход на интенсивный путь развития водного хозяйства, характеризующийся применением безотходных или малоотходных технологий, через создание законодательных и социально-экономических условий при которых экологически ориентированные технологии, окажутся выгодными для водопользователей и хозяйствующих субъектов.

В этой связи вопросы экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования входят в число приоритетов законотворческой деятельности Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. (Слайд 7)

Эффективность использования и охраны водных объектов зависит не только от состояния водного законодательства, но также от степени совершенства законодательства об охране окружающей среды, о техническом регулировании в сфере водоснабжения и канализации, об уголовной и административной ответственности за правонарушения, оказывающие отрицательное воздействие на водные объекты.

Однако формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию положений современного водного законодательства, на настоящий момент не завершено.

4. Водное законодательство РФ

Сегодня в Комитете находится пакет законопроектов, принятие которых создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Это целый набор стимулов для разработки и реализации технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.

— нормирование

Прежде всего, речь идет о законопроектах, направленных на совершенствование системы нормирования и построения ее на принципах наилучших доступных технологий, внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.

Данные законопроекты находятся в высокой степени готовности и их принятие, по мнению депутатов Государственной Думы, будет способствовать не только достижению целей охраны окружающей среды, но и одновременно модернизации промышленности в стране.

Так, разработка и принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» обусловлены необходимостью формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.

С учетом мирового опыта в основу новой системы нормирования положен принцип наилучших доступных технологий, которые представляют собой оборудование и технологии, отвечающие последним достижениям науки, с минимальным уровнем загрязнения окружающей среды и при этом экономически доступны для субъектов предпринимательской деятельности.

Также законопроект направлен на установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной деятельности и введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие доступные технологии.

— безопасность гидротехнических сооружений (Слайд Восемь)

Одним из актуальных вопросов законодательного обеспечения развития водохозяйственного комплекса России является обеспечение безопасности функционирования составляющих его элементов, в особенности, гидротехнических сооружений, а также обеспечение безопасности населения от катастрофических природных явлений.

Напрямую с угрозой обеспечения жизнедеятельности населения связана угроза экологической безопасности, возникающая в момент наводнений.

В Федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах», отмечено 450 поселений, подверженных вредному воздействию вод.

Повышенную опасность, как показывают последние события в Крымске и Дербенте представляют гидротехнические сооружения (ГТС) в особенности водохранилища, так как создаваемый ими напорный фронт, необходимый для обеспечения использования водных ресурсов, может быть разрушен при возникновении разного рода чрезвычайных ситуаций с причинением вреда населению и объектам экономики.

Действующий закон «О безопасности гидротехнических сооружений» предписывает определять размер вреда, который может быть причинен аварией на ГТС, уже после реализации проекта. Однако, расходы по защите населенных пунктов Российской Федерации от вредного воздействия вод всегда существенно меньше затрат на компенсацию и ликвидацию последствий возможных катастроф.

Необходимо законодательно закрепить обязательные условия защиты населенных пунктов от вредного воздействия вод и предусматривать их при проектировании, строительстве и эксплуатации ГТС.

— доступ граждан к водным объектам (Слайд 9)

Многочисленные обращения в Комитет и сообщения средств массовой информации свидетельствуют о наличии проблемы с реализацией гражданами своих прав на пользование водными объектами и береговой полосой водных объектов общего пользования. Предусмотренное в ст. 65 Водного кодекса РФ право осуществлять в границах водоохранных зон строительство хозяйственных и иных объектов нередко трактуется застройщиками как возможность ограждения территории и закрытия свободного доступа к водным объектам.

Особую актуальность проблема обеспечения общедоступности водных объектов для населения приобрела в связи с обсуждением разработки и принятия проекта федерального закона «О любительском рыболовстве».

Целесообразным представляется  внести уточняющие изменения в Водный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установив административную ответственность за нарушение прав граждан на пользование водными объектами общего пользования, береговой полосой таких водных объектов.

— Байкал (Слайд 10)

Приоритетным направлением работы нашего Комитета является законодательная защита особо охраняемых природных территорий. К таким объектам относится Байкальская природная территория. Байкал это пятая часть всех запасов пресной воды на Земле плюс уникальное разнообразие ихтиофауны. 20 февраля Государственной Думой был принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории».

В целом, законопроект направлен на гармонизацию принятого в1999-ом году закона «Об охране озера Байкал» с нормами законов, вступивших в силу уже после его принятия. Соответствующие поправки вносятся в Водный кодекс, закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об экологической экспертизе», Градостроительный кодекс. Вводятся понятия водоохранной и рыбоохранной зон озера, границы которых будут определены соответствующими постановлениями Правительства. Для защиты уникальной экосистемы Байкала предусмотрен принцип обязательной  государственной экологической экспертизы объектов, строительство, расширение и реконструкция которых, планируется на Байкальской природной территории. Земельные участки в границах этой территории переводятся в категорию особо охраняемых.

— загрязнение подземных вод (Слайд 11)

Подземные воды являются основным источником пресной воды для потребления человеком, обеспечивая почти половину всей питьевой воды в мире. За последние 50 лет темп забора подземных вод по всему миру утроился. В ряде районов напряжённого водопользования доступность невозобновляемых ресурсов подземных вод достигла критического предела. При разумном управлении ресурсы подземных вод могут стать значительным фактором в удовлетворении спроса на воду в будущем и в адаптации к возможным изменениям климата.

Однако и они не защищены от негативного воздействия извне. Источниками загрязнения подземных вод являются промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия в основном, животноводческий и птицеводческий комплексы, которые функционируют без соответствующих очистных сооружений. Существует проблема загрязнения подземного водоносного слоя через скважины, пробуренные на личных участках граждан без соблюдения всех необходимых условий.

В этой связи нужно ужесточить требования к лицензированию бурения скважин и санкции к нарушителям.

— Водный кодекс (Слайд 12)

В 1995 году Государственной Думой был принят первый Водный кодекс Российской Федерации, установивший правовые ос­новы использования и охраны водных объектов и законодательно закрепивший изменения, произошедшие в регулировании водных отношений переходного периода. Затем, в 2006 году был принят действующий в настоящее время кодекс.

За прошедшие почти 8 лет назрела необходимость внесения в Водный кодекс существенных изменений, а также приведения его в соответствие с нормами других федеральных законов.

В нашем Комитете находится проект федерального закона «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации в 2010 году и принятый в первом чтении в феврале 2011 года. Принятие законопроекта и вступление в силу его положений позволит более рационально использовать территории, подверженные затоплению и подтоплению, своевременно проводить противопаводковые мероприятия, обеспечить охрану водных объектов от загрязнения отходами производства, радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеспечить безопасность населения и хозяйственных объектов от вредного воздействия вод.

Ко второму чтению законопроект был значительно расширен и дополнен внесенными поправками. Законопроект находится в высокой степени готовности, однако его принятие затягивается из-за отсутствия должной активности со стороны Министерства природных ресурсов и экологии.

— ЖКХ (Слайд 13)

Очень важным аспектом, на который хотелось бы отдельно обратить внимание, является отсутствие у государственных органов исполнительной власти задачи по поддержанию благоприятной окружающей среды, право на которую у граждан закреплено в Конституции.  Функции госорганов практически сведены к нормированию и контролю.

Государством почти не финансируются ни новые разработки, ни строительство и реконструкция очистных сооружений, находящихся в муниципальной собственности.  В результате наиболее сложная ситуация складывается в области очистки коммунальных сточных вод, на которые приходится больше половины всех сбросов: большинство очистных сооружений городской канализации были построены за счет государственных капитальных вложений в 70-х и 80-х годах и к настоящему времени устарели морально и физически. На их доведение до европейского уровня требуется  около 1 триллиона. Тогда как Правительство выделяет на эти цели по программе «Чистая вода» (и это вместе с проблемами водоснабжения!) 3 млрд. руб., а совокупные инвестиции собственных средств, в развитие очистных сооружений, доступные сейчас  водоканалам, не превышают 10 млрд. руб. в год.

(Справочно: совокупный  доход от реализации услуг канализации по стране составляет около 100-120  млрд. рублей в год, из них около 60-70% — от  транспортировки сточных вод, сооружения  которой также требуют дорогостоящей реконструкции. Прибыль не превышает 12-15%).

Для эффективной охраны водных объектов необходимы разработка и принятие ряда законов прямого действия, которые должны вернуть государству активную роль в сфере охраны водных объектов и обеспечить выделение необходимых средств, для коммунального сектора. Правительство должно обратить пристальное внимание на решение проблем коммунальных очистных сооружений, в особенности, малых населенных пунктов. Необходима не только специальная программа, но и новые функции и полномочия структурам исполнительной власти.

— наука и пропаганда

Хотелось бы отметить, что в нашей стране пока ещё слабо развита культура отношения к воде как к важнейшему природному ресурсу. На государственном уровне необходима широкая пропаганда бережного отношения к воде, экономии, поддержания её чистоты.

Отдельный вопрос – подготовка специалистов в водной области. Таких специалистов у нас готовится крайне мало, более того, уничтожаются последние профильные ВУЗы, как например Московский государственный университет природообустройства. В то время как нужна государственная программа по углублённому изучению международных и внутренних вопросов водопользования и эффективного управления водными ресурсами.

(Слайд 14) Мы всегда открыты для конструктивного диалога и приглашаем всех, от госорганов до общественных организаций и граждан, принять участие в работе над совершенствованием законодательства в области экологии и природных ресурсов. Для удобства к нам можно обращаться через официальный сайт Комитета, на котором существует форма обратной связи. Все обращения будут внимательно рассмотрены.

В заключение хочу пожелать участникам форума плодотворной работы.

Спасибо за внимание.

ФОТО