История казачества, история Дона, как сам Дон, бесконечна и величественна, запутана и  таинственна, полна героики и трагедий, воспета и отражена в песнях, мифах, легендах и сказаниях, которые с большой натяжкой можно считать полноценными источниками исторических знаний, рассмотрена, препарирована, самым тщательным образом изучена и изложена в различных научных трудах, которые, зачастую противоречат друг другу, что в конечном итоге покрывает налётом ещё большей таинственности истоки казачества…

Каждый литературный труд, направленный на освещение этой главы истории России, важен, нужен и ценен!

Н.М. Карамзин, изучив огромное количество исторических, архивных материалов писал в «Истории Государства Российского», что имя казаков «в России древнее Батыева нашествия и принадлежало торкам и берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева». Племена берендеев и бродников были известны летописцам Киевской Руси и Новгородской Земли (первые упоминания в русских летописях – в 1146 г.), упоминавшим их под общим названием черкасы (черкассы, чермные ассы) или черные клобуки (по виду головных уборов – прототип современной казачьей папахи). Черкасы – официальное название запорожских, а позже – кубанских, гребенских (терских) и низовых (донских) казаков.

В 1982 году В.С. Левченко и Б.В. Чеботарёв, работая в рамках сформировавшейся в советское время устойчивой парадигмы в части взаимоотношений «общество-казачество», в своей интерпретации «Истории Донского края» описали «каноническую» версию возникновения казачества:

«Когда Русское государство в XV веке завершило разгром Золотой орды и отбросило её кочевья за Волгу (в 1480 году татаро-монголы потерпели окончательное поражение на реке Угре), широкая полоса земли вдоль берегов Дона оказалась безлюдной.

Эта опустошённая татарами земля стала называться на Руси Диким полем. Тут находили приют беглые русские крестьяне. Они спасались от своих притеснителей – феодалов.

…В Дикое поле уходили крестьяне соседних русских княжеств. Летом беглые крестьяне объединялись в отряды и занимались охотой, рыбной ловлей, бортничеством, набегами на кочевников, а в зимнее время возвращались на родину. Таких людей стали называть казаками1». (1 – сноска даёт пояснение: «Казак – слово тюркское. Оно означает удалец, вольный человек, порвавший со своей социальной средой»).

Иные историографы казачьего этноса его зарождение, как части великого русского народа, формировавшегося на территории Евразии в течение многих тысяч лет, прослеживают со второго тысячелетия до нашей эры на территориях Средней Азии, Юго-Восточной Европы, Северного Причерноморья и Египта. Многие современные исследователи казачества сходятся во мнении, что берендеи, бродники (черкасы) и росы, русь и варяги имели один язык, одни общие традиции (Т. Хейердал при раскопках в Азове нашёл бляхи от отделки вооружения, которые в точности повторяли бляхи, найденные в Скандинавии, что свидетельствовало о том, что в Асгарде (Азове) жили предки викингов и казаков, и что, в свою очередь говорило о том, что призванные на княжение в Русь Рюрик, Трувор и Синеус не были чужеродными «викингами», а были своими, «дальними родственниками»), частично сохранившиеся в военных обычаях и в управлении – «военной демократии», корни которых уходят к протославянам и далее к ариям (ассам, антам, венедам).

Свободолюбивый и независимый, отважный до авантюризма, закалённый физически и бесстрашный, порой до безрассудства, воин, беззаветно преданный богам предков, родному очагу – таким был казак во все годы лихолетий, переживаемых Родиной. Но эти его качества во все смутные времена с «иезуитским коварством» заинтересованные лица старались использовать в своих интересах. Наиболее ярким примером могут служить действия казаков в Смутное время (1598-1613 гг.). Они были ситуативными и зависели от обещаний и увещеваний, выплачиваемого жалования или военных успехов и, соответственно, размера боевых трофеев.

В начале развития событий, последовательно поддерживая вслед за первым самозванцем и второго, вокруг «лжецарей» группировалась самая разнообразная публика: это были и московские политические эмигранты, стремившиеся вернуться на родину, и малороссийские, северские, донские казаки, недовольные властолюбием царя, которые «грабили людей торговых и служивых; злодействовали, жгли селения на берегах до Царицына»; «Атаман Заруцкий, сильный числом и дерзостию своих козаков-разбойников, алчный, ненасытный в любостяжании, пользуясь смутными обстоятельствами, не только хватал всё, что мог, целые города и волости себе в добычу – не только давал козакам опустошать селения, жить грабежом, как бы в земле неприятельской, и плавал с ними в изобилии…»; вовремя осады Троицкой лавры св. Сергия (одного из знаковых событий этого времени) «…многие… знатные паны, предводительствуя тридцатью тысячами ляхов, козаков и российских изменников, стали в виду монастыря на Клементьевском поле», но позже «…500 козаков донских, с атаманом Епифанцем, устыдились воевать святую обитель и бежали … в свою отчизну». В итоге, после многочисленных явных боёв на полях брани и тайных политических за кулисами театра военных действий, каковым стала европейская часть страны, практически поставивших её государственность на край гибели, национальной партии удалось одолеть иностранных интервентов: поляков и шведов, — опираясь на объединенные силы дворянского ополчения, руководимого Мининым и Пожарским, и казачьего войска, руководимого князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким.

4 ноября в 1612 году атаман Феофилакт Межаков, прибывший к стенам Московского Кремля с 12 000 казаков, в решающий момент битвы за Москву в 1612 году оказал помощь войску Минина и Пожарского, разбив на голову польскую конницу, так как у ополчения почти не было шансов выстоять против польской конницы и русских бояр, вставших на их сторону.

В дальнейшем казаки приняли не менее решающее участие (как информировал своего короля активный участник тех событий шведский полководец Якоб Делагарди,  – «казаки осадили дома предводителей, потребовав выбрать угодного им царя», «Царь Михаил посажен на престол казачьими саблями»), определившее судьбу Государства Российского на последующие триста лет.

Казаки после Смуты переориентировали усилия, сделав (вопреки требованиям Москвы) зоной своих интересов Крым и Северную Анатолию в Турции. Турецкое правительство, во избежание набегов казацких флотилий, соорудило в низовьях Дона крепость Азов, которая крайне стеснила действия казаков.

В 1637 г. они овладели Азовом и тем самым обеспечили себе выход в Черное море, но в 1641 г. под стены Азова выдвинулось огромное турецкое войско. Казаки, выдерживая долгую осаду, неоднократно обращались к Москве за поддержкой с просьбой «принять город под свою руку».

В мае 1642 г. казакам все же пришлось оставить крепость. Но значение «азовского сидения», хоть и не увенчавшегося вхождением Азова в Русское государство, в том, что усилился процесс этнической интеграции донских казаков в российский суперэтнос, а начавшаяся ещё с Фёдора Иоанновича и продолжавшаяся до Петра I ежегодная посылка на Дон жалованных грамот, оканчивающихся словами: «А мы, великий государь, учиняем вас и впред жаловати нашим жалованьем, смотря по службе вашей», привели и к финансово-материальной зависимости Дона от Москвы. С тех пор донцы никогда не поддерживали силы, враждебные России.

1 октября 1653 года всесословный Земский собор в Москве принял решение о вхождении Малороссии в состав России, а 8 января 1654 г. (по инициативе Б. Хмельницкого) Казачья рада в Переяславе постановила: Малая Русь, бывшая прежде в составе Польши и подвергавшаяся религиозному, этническому и социальному гнету, воссоединяется с Русью Великой.

Таким образом, и Войско Запорожское, вместе с малороссийскими сословиями в январе 1654 г. присягнули на верность и вечное подданство государю Московскому. А после выдачи царю Московского государства, в нарушение всех донских традиций, Степана Разина, взятого в плен 14 апреля 1671 г., и «целования креста» был ликвидирован ещё один столп казачьей вольности – старинное право казаков «с Дона выдачи нет».

Лихие воины, смелые до самопожертвования люди, казаки постоянно воевали с врагами русского народа и его веры (сначала Ведической, а потом Христианской). Именно им пришлось осуществить движение России на восток, расширение территории и освоение её. Помимо освоения новых земель и ведения собственного хозяйства на плечи казаков легла вся тяжесть беспокойной кордонной службы с её ночными дозорами и частыми тревогами по отражению набегов немирных горцев на Кавказе, джунгар в Сибири и других «беспокойных соседей».

Несложно догадаться, что такая служба была не только ответственной, но и крайне опасной.  

Смелость и отвага казаков, беззаветная преданность «царю и Отечеству» снискали не только героическую славу на полях сражений везде, где они принимали участие, но и славу недобрую «оплота царизма» во время внутрироссийских потрясений начала XX века.

Дальнейшее развитие трагических событий после Октябрьской Социалистической Революции, во время Гражданской войны наглядно показаны А.В. Венковым в «Печати сурового исхода. К истории событий 1919 года на Верхнем Дону»:

«Из (каждых) десяти казаков Вёшенской станицы два были богаты, шесть считались середняками, но по среднероссийским меркам походили на кулаков, и два казака были бедны. Причём один из них из кожи лез, чтоб «выйти в люди», но не везло ему – то падёж, то неурожай, а другой сдавал свою казачью, по закону положенную ему землю в аренду, жил на арендную плату, хозяйства не имел (почему и считался бедняком), а сам в лаковых сапогах гулял по станице и громко кричал о попрании казачьих прав, засилии хохлов и на прочие злободневные темы.

Когда началась гражданская война, двое богатых сразу стали же стали белыми. Один из бедняков, поколебавшись немного, ушёл к красным, второй побывал в обоих лагерях по несколько раз. Лозунг его был: «Грабь!». Вся сложность с шестью середняками. Достаток они свой имели благодаря упорному, окроплённому кровавым потом труду, но достаток был «всем достаткам достаток», и такие вещи, как продразвёрстка, хлебная монополия и реквизиции, встречались шестью середняками в штыки.

В 1918 году по всей Донской области 18 % боеспособных казаков ушли в Красную Армию, 82 % были «в белых». Вся гражданская война – мучительные колебания этой «шестёрки» середняков». Вот некоторые страницы этой мучительной и кровавой драмы, развернувшейся на Дону, иные отображения которой характерны были любой местности, любому краю бурлящей России: «Следует помнить, что война приняла невиданно жестокие формы. На территории Воронежской и Саратовской губерний белоказаки особой гуманностью не отличались. Грабили, насиловали. Пленных, особенно с наступлением холодов, раздевали до исподнего, а потом рубили, «чтоб не мучились от холода».

И долго по белогвардейским штабам ходили телеграммы об исчезновении тысячных колонн пленных, которые из одной станицы вышли, а в другую не пришли. Теперь же озлобленные воронежские и саратовские мужики пришли на донскую землю…».

Председатель Московского Совета П. Смидович, выступая с трибуны ВЦИК в сентябре 1918 года, говорил: «…Эта война ведётся не для того, чтобы привести к соглашению или подчинить, это война – на уничтожение. Гражданская война другой быть не может».

Но горячие фазы противостояния рано или поздно заканчиваются. И в казачьи края новой Советской Страны – на Дон, Кубань, Терек, Сибирь, Урал, Амур – пришло замирение. Стала развиваться промышленность, сельское хозяйство, стала расти численность народонаселения этих мест, сократившегося за годы кровавой междоусобицы по разным причинам почти вдвое (!). И не за счёт казачества.

В феврале 1920 года был проведён 1-й Всероссийский съезд трудовых казаков, на котором была принята резолюция «О строительстве советской власти в казачьих областях», по которой казачество как сословие упразднялось: казачьи чины и звания ликвидировались, награды и знаки отличия упразднялись; казачьи войска ликвидировались, и казаки сливались со всем народом Советской России; было признано «нецелесообразным существование отдельных казачьих органов власти (воисполкомов)», предусмотренных ранее декретом Совнаркома от 01.06.1918 года. В соответствии с этим решением казачьи области упразднялись, территории их перераспределялись между губерниями, а казачьи станицы и хутора входили в состав губерний, на территории которых они находились.

Дальнейшие административно-бюрократические преобразования с изменением губерний на области, волости, районы, их границ и подчинённостей, образование республик с новыми границами – всё это постепенно истончало и размывало дух казачьей общности.

Казачество России потерпело жестокое поражение.

Через несколько лет само слово «казак» начнёт исчезать из жизненного обихода. Стал изменяться и национальный состав бывших казачьих областей с постепенным, по крайней мере внешне, нивелированием казаков. В самих же станицах к казачьему или неказачьему происхождению относились ревниво, хотя в слух этого особо громко не высказывали. Власть многие годы выбивала «эту дурь», подчас излишне сурово и у некоторых  вместе с душой.

В конце 30-х годов прошлого столетия, когда в Красной Армии восстановили казачьи части (донские, кубанские и терские) и объявлено было, что носить казачью одежду не возбраняется, а, наоборот, рекомендуется, то казаками оделись лишь председатели сельсоветов, по происхождению далеко не казаки, казачество донское в массе своей лампасы не надело, как и кубанское с терским – черкески. Казаки, как остальной народ, жили, работали, «разделяя политику партии и правительства», строили новую жизнь.

А за рубежом, вынашивая планы возвращения «на белом коне», «работали» в Болгарии «Союз казаков-националистов», в среде эмигрантов из стран бывшей Российской империи, разбросанных по всему миру, –  многочисленные организации «Вольного казачества», объединявшие в своих рядах казаков-украинцев, -донцов, -кубанцев, -забайкальцев и др. Врагам казалось, что «расказачивание по-большевистски» было выполнено жёстко, окончательно и бесповоротно, и казаки этого никогда не смогут забыть и простить. В годы Великой Отечественной войны часть белоэмигрантов и беженцев из СССР приняла активное участие в боевых действиях на стороне Вермахта, надеясь на реванш идей «белого движения» и падение «коммунистического строя», но разделила с ним свою судьбу.

20 апреля 1936 г. ЦИК СССР принял постановление, которым отменялись ограничения в части службы казаков в РККА. Это решение нашло живой отклик в казачьих кругах. В соответствии с приказом Наркома обороны К.Е. Ворошилова от 21.04.1936 г. № 061 пять кавалерийских дивизий (4, 6, 10, 12 и 13) получили статус казачьих, а в феврале 1937 г. была сформирована в составе Северо-Кавказского военного округа Сводная кавалерийская дивизия, в состав которой вошли Донской, Кубанский, Терско-Ставропольский казачьих полки и полк, сформированный из горцев.

Несмотря на все обиды на большевиков, подавляющее большинство казаков в лихую годину Великой Отечественной войны устояло на патриотических позициях и приняло самое активное участие на фронте и в тылу на стороне Красной Армии. Миллионы советских людей в годину великих испытаний встали на защиту своей Родины, и в первых рядах этих патриотов были казаки. С июля и до конца 1941 года на Дону, Кубани, Ставрополье и Тереке было сформировано порядка тридцати новых кавалерийских дивизий; в Уральском военном округе – более десяти кавалерийских дивизий, основу которых составили казаки Урала и Оренбуржья; в казачьих районах Сибири, Забайкалья, Амура и Уссури из местных казаков создали 7 новых кавдивизий.  

24 июня 1941 года в станице Вешенской провожали на войну большой отряд казаков. Напутствуя своих земляков, писатель М.А. Шолохов сказал: «Мы уверены, что вы продолжите славные боевые традиции и будете бить врага, как ваши предки били Наполеона, как ваши отцы били германские кайзеровские войска».

В найденной в августе 1943 года на поле боя записной книжке немецкого офицера Альфреда Курца была обнаружена такая запись: «Все, что я слышал о казаках, времен войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с ними теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке приводит меня в ужас, и я дрожу… Даже ночью во сне меня преследуют казаки. Это какай-то черный вихрь, сметающий все на своем пути. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего… Вчера моя рота потеряла всех офицеров, 92-х солдат, три танка и все пулеметы».

Сотни тысяч казаков геройски сражались на фронтах Великой Отечественной Войны. И не только в кавалерии, но и в пехотных, артиллерийских и танковых частях, в партизанских отрядах. Все они внесли свой весомый вклад в достижение Победы. При этом десятки тысяч казаков пали смертью храбрых на полях сражений. За совершённые подвиги и героизм, проявленные в боях с врагом (в советское время сказали бы: «с немецко-фашистскими захватчиками», но сейчас, будучи более информированными, мы должны сказать: «европо-фашисткими захватчиками»), многие тысячи казаков были награждены боевыми орденами и медалями, а 262 казака стали Героями Советского Союза; 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания. Мирное казачье население самоотверженно трудилось в тылу, внося свою лепту в общую Победу. На трудовые сбережения казаков, добровольно переданных в Фонд обороны, строились танки и самолеты: было построено несколько танковых колонн –  «Кооператор Дона», «Донской казак», «Осоавиахимовец Дона», «Советская Кубань». В августе 1945 г. забайкальские казаки 59-й кавдивизии, действовавшие в составе советско-монгольской конно-механизированной группы генерала И.А. Плиева, участвовали в молниеносном и сокрушительном разгроме японской Квантунской армии.

Вскоре после войны казачьи соединения были расформированы. Казачеству фактически было предложено доживать свой век в виде фольклорных ансамблей (со строго определенной, утверждённой, тематикой), да в фильмах типа «Кубанские казаки». Так и продолжалось до конца 80-х годов прошлого века.

26 апреля 1991 года  в РСФСР был принят закон № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», в котором была признана необоснованной политика репрессий против отдельных народов (наций, народностей или этнических групп и иных исторически сложившихся культурно-этнических общностей людей, например, казачества). Как мне представляется, культурно-этническая общность людей – это более точное определение современного казачества, весьма ассимилированного, кровь которых представляет такую невообразимую смесь народов, проживавших в местах «традиционного» обитания казаков, в краях и странах, бывших казакам целью «походов за зипунами», откуда они саблей брали себе жён, и откуда, в свою очередь, приходили полчища воинственных народов, выдавливающих с коренных мест казаков, остающихся здесь, и постепенно растворяющихся в среде возвращающихся к отчим местам казаков, нельзя забывать и о «беглых крепостных», пополнявших со временем ряды казачества. О чистоте своей крови и истинной принадлежности к своему роду могли говорить только какие-нибудь Бернадоты, Габсбурги, сицилийские и испанские Бурбоны, Романовы, которые приняли специальные законы, определяющие возможность династических браков, которые, в свою очередь, обеспечивали равенство происхождения. Это исключало из претендентов всех, кроме лиц монаршеского достоинства. К сожалению, это приводило к постепенному вырождению царственных и королевских домов. Чего, слава Богу(!), за (без преувеличения) тысячелетия истории в среде праказаков и в казачестве не наблюдалось, да и не могло наблюдаться. Теперь казаков можно встретить в любом краю нашей необъятной Родины: и на Дону, Кубани, Якутии и в Москве с Санкт-Петербургом, проживающих там не на время «государевой службы», а сформировавших свои «юрты».

В 2005 году в честь 200-летия Новочеркасска – столицы Донского казачества на площади Ермака был открыт памятник Согласия и Примирения. Памятник  по замыслу авторов (скульптор, заслуженный художник РФ А.А. Скнарин, архитектор И. А. Жуков) должен символизировать единение казаков, их примирение друг с другом вне зависимости от убеждений и политических пристрастий. Скульптурная композиция состоит из большого гранитного православного креста, вокруг которого полукругом установлены 12, по количеству казачьих войск, скошенных гранитных камней, с надписями: Всевеликое войско Донское, Кубанское Казачье Войско, Терское Казачье Войско, Оренбургское Казачье Войско, Сибирское Казачье Войско, Забайкальское Казачье Войско и др. Справа от креста лежат бронзовые казачья фуражка, шашка и башлык, а слева – буденовка и винтовка. Перед крестом – фигуры казачки с прижатой к груди рукой и впереди – мальчика-казачка со снятой фуражкой в руке. Перед скульптурной группой на мраморной плите надпись:

«Во имя памяти о прошлом. Во имя настоящего и будущего казачества мы пришли к примирению и согласию. Слава Богу, что мы казаки».

Создание такого памятника стало достойной попыткой решить проблему примирения людей с разными политическими взглядами.

Но, если зайти в Интернет, погуглить «памятник примирению в Новочеркасске» можно прочитать массу откликов, зачастую весьма противоречивых, но которые, хоть и в малой степени позволяют понять, что ещё не всё утряслось в сознании людей, не всё однозначно. Вот ряд отзывов на страницу VK (vk.com›wall-201716601_5300)*:

Александр Проскуров

А как же икона Казачья Голгофа ?! А как же День памяти геноцида казачьего народа ?! Их , что надо отменить , что ли ?! А Поклонные Кресты погибшим казакам ?! Как с ними быть ?! Примирение, примирением , но память геноциде казаков , память о декрете Свердлова и Троцкого должна быть и должна сохраняться ! Например евреи помнят свой Холокост и имеют свою Антидофамиационную Лигу !!!

Казак Казак

Сначала пусть картавого жмуря прикопают, памятники ему и его друзьям, снесут…

Вадимъ Колбаса

Кощунство. А тысячи убиенных душ стариков, казачек, малых детей!? А разоренные станицы, вырезанные теми же , в буденовках!? Удобно получается. Вместо покаяния и признания геноцида над казачьим народом, примирение. Вроде как «мы прощаем вам, что вы, казаки, против нас были». Так выходит!

При этом на сайте tripadvisor.ru посетители страницы, посвящённой этому памятнику, пишут:

Palinkamen

Такое чувство, что в столице донского казачества постеснялись поставить мемориал погибшим белым казакам и решили построить памятник Примирения… Идея, безусловно благородная, но воплощение подкачало. Как-то неубедительно и помпезно.

Cioshy

Эта тема достойна того, чтобы увековечить ее в чем-то больше похожем на произведение искусства. Выспренне и пафосно, но исключительно натужно, без какого-либо полета фантазии. Обидно и досадно. Утешает только то, что, что этот мемориальный мини-комплекс находится на задворках — за Новочеркасским собором, так сказать прикрыт им. Если его и видят туристы, то только когда их туда отдельно и специально приводят за ручку.

vadimk962

Памятник установлен в 2005 году в первую очередь в ознаменовании 200-летней годовщине города Новочеркасска. Авторы это заслуженный художник России Скнарин А.А и скульптор Жуков И.А. (оба были авторами конного памятника атаману Платову). Семиметровый гранитный крест в окружении 12-ти скошенных гранитных стелл с перечнем всех казачьих войск. В период перед установкой памятника (мало кто знает) состоялась нешуточная дискуссия по поводу звезды на будёновке, лежащей рядом с казачьей шашкой и картузом. Думается мне — сколько людей, столько и мнений. Но памятник стоит…

* Сохранена авторская орфография.

При этом, передаваемая семейная легенда (документальными сведениями имеющуюся, как правило, «на руках» информацию за давностью лет и не вполне очевидной адекватностью ещё живых свидетелей тех давних событий трудно назвать) в некоторых умах бередит боль обиды, не позволяя смириться с тем, что было. Хотя и страны уже той нет, нет и «большевистской» идеологии, как нет в живых и идентифицируемого виновника трагедии (кто, собственно, стрелял, рубил, колол). Но есть некая стойкая обида: «Я – казак и вам (кому – тут начинается свобода придумывания «врага», в помощи чего очень сильно поднаторели «западные и заокеанские радетели», а если в этом есть хоть малое сомнение – посмотрите на Украину!) своих потерь я никогда не прощу!». При этом, тайно сжигаемый изнутри жаром «праведного гнева», наш казак и не подумает кидать «коктейль Молотова» в проезжающие мимо Порши, Мерседесы, Шкоды, МАНы и другие прекрасные изделия зарубежного автопрома несмотря на то, что гусеницы и колёса их «ближайших родственников» ещё каких-то 75-80 лет назад (более свежих событий, чем те, которые бередят душу «ревнителя вольной старины») топтали землю нашей Родины, неся смерть и разрушения, а внешне спокойно, попивая «Баварию» или «Кромбахер Пилс», клянёт и власть, и Центральный Банк, и депутатов, и… Одним словом, возможная благодатная почва для «пятой колонны».

За эйфорией в неясно очерченной казачьей среде, рассеянной «по белу свету», возникшей после принятия в новой России ряда законодательных актов, касающихся реабилитации и возрождения казачества, но с одновременной попыткой не пустить это движение на самотёк, тут же началась бюрократизация и заорганизованность процесса ренессанса казачества. Почему? Всё дело в деньгах. Государство выделило бюджетные средства на возрождение казачества. Следовательно… Их надо освоить. Вот и осваивали. Созданные аппараты управления казачеством (как вы их не называйте – смысл один) располагаются в зданиях Администраций территориальных образований. Кто-то по этой теме писал: «С начала 1990-х годов правительство Российской Федерации предпринимает ряд шагов по восстановлению казачества, восстановлению его статуса и роли в обществе. Однако, в этом процессе есть ряд системных ошибок, которые затрудняют его успешное развитие.

Первая системная ошибка – отсутствие четкого определения статуса казачества. В России нет единого законодательного акта, который бы определял правовой статус казачества. Это создает проблемы в правовом поле и затрудняет его функционирование. Неясность в статусе казачества ведет к различным толкованиям и спорам, что негативно сказывается на его развитии.

Вторая системная ошибка – недостаточное финансирование казачества. Возрождение казачества требует значительных финансовых вложений. Однако, государственное финансирование казачества остается недостаточным…».

Т.е., автор писал о неопределённости статуса казачества, но сетовал на недостаточность финансирования. Не парадоксально ли? А зачем вообще государству, в XXI веке, возрождать казачество в исконном виде? Да и в каком исконном? Может быть времён Стеньки Разина или 1812 года? Или в виде воинских областей с их жизненным укладом времён 1914 года, занимавшихся сельским хозяйством, охотой и рыболовством, но в критический момент способных выставить укомплектованные полноценные воинские подразделения, вооружённые и самоэкипированные, связанные родственными узами, где брат за брата – горой?

Отошлю вас к событиям, связанным с казачьим восстанием на Верхнем Дону 1919 года, когда не белоказаки, а просто «станичники», поднявшись против провокационных и репрессивных (да, это не ошибка – репрессии 1919 года!) действий новой власти, объединившись в соединение в 20 тысяч сабель в течение нескольких месяцев небезуспешно сражались с экспедиционными частями Красной Армии, чем поставили под угрозу само существование Южного фронта. При этом восставшие не пробивались к белым и не отходили далеко от своих станиц. Хочется ли государству иметь в своём составе подобные «области»? И что бы произошло при наличии такого элемента государственного административного устройства да при умелом популизме руководителей небезызвестных ЧВК во время приснопамятного марша по территории не Ростовской области, а «Области Войска Донского»?

Какие самостоятельные функции казаки могут нести? Росгвардии? Она есть и вполне справляется с поставленными задачами, не отказывая казакам в возможности служить в составе Росгвардии в казачьих подразделениях (никаких автономий, никакой казачьей вольности).  Функции полицейского спецназа? Но это совсем другая история и совсем не свойственная казакам!

Федеральный закон от 05.12.2005 г. № 154 «О государственной службе российского казачества» в пункте 1 статьи 2 даёт современную интерпретацию понятия казачество:

«1) российское казачество – граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ», а под казачьим обществом понимается

«3)… форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов…». Т.о., в современном мире получить удостоверение казака очень даже возможно любому человеку, изъявившему на то желание и приложившему определённое усердие. И будет у него документ, что он казак! Вне зависимости от наличия его кровной связи с казачеством или отсутствия таковой! Отдавая дань роли казаков, в своей массе – конструктивной, в становлении и развитии Российской государственности, учитывая современные реалии, государство предлагает казакам те или иные виды государственной службы (изложенные, например, в постановлении Правительства РФ от 26.02.2010 г., № 93), где, в отличие от иных граждан многонациональной России, они могли бы себя идентифицировать как «казаки». Но это всё касается казаков «реестровых», а что же с теми, кто не вступил в реестровое общество? Оказывается, их невозможно даже самообразовать в «некоммерческое общество», потому что в вышеуказанном законе недвусмысленно сказано: «Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой». Т.е., нереестровые казаки, некоторым образом, приравнены к кружкам самодеятельности «по интересам».

Время СВО показало, что в настоящее время казакам есть место приложения духовных и физических сил. Журналист С. Лютых писал: «Атаман ВсКО Виталий Кузнецов рассказывал, что СВО сильно изменило казачество и повлияло на его авторитет. И если раньше казачью культуру представляли люди старше 40 лет, то сегодня это уже молодые люди. Они активно участвуют в боевых действиях. По его словам, треть воюющих сегодня казаков — это именно молодые люди». Ещё казаки решают задачи обеспечения гуманитарной помощью и правопорядка на освобождённых территориях. Честь, хвала и низкий им поклон за их работу – «Родину защищать».

Но война не вечна. Придёт наша Победа! И как всегда, в мирное время вернёмся к вопросу, а что дальше? Опыт СВО, как мне представляется, обернётся не только реформами в армии, военно-промышленном комплексе и проч., но и в нормативно-законодательной базе казачества.

Живя на Дону, я, естественно, общался и с казаками. Честно говоря, узнать кто – казак, а кто – нет, особенно в урбанизированной среде, весьма сложно. Ни манера поведения, ни внешние проявления образа жизни никак не позволяют идентифицировать собственно казака. Язык общения повсеместно – русский, чаще всего с мягким, так называемым «южнорусским» (не суржик!), произношением «г», к слову, в (пока ещё действующем) казахском алфавите, который бал разработан на основе кириллицы, существуют две разновидности этой буквы: «г», произносимая «твёрдо», и «ғ», произносимая «мягко». Да ещё в станицах, хуторах, редко в небольших городах можно слышать произношение глаголов с мягким окончанием: «идёть», «берёть», «зовёть» и т.п. А повелительное наклонение глагола «глянуть» вообще вызывает особое умиление. «Глянь» превращается в «(г)ля(нь)», где звук «г» настолько мягок, что практически не слышен при произношении, а «нь» просто не произносится: «Ля, кума! Твой идёть…». Но это скорее отличает жителей края, а не казаков.

К началу прошлого века казачество представляло собой уникальную общность, которая значительно выделялась на фоне остальных представителей русского народа. Вероятно, именно поэтому историки до сих пор не могут определиться, кем же стали казаки: субэтносом или отдельной народностью? Хотя скорее всего эти изыски либо дань очередной «политической моде», либо попытка найти свою нишу в диссертационно-стéпенном процессе. Ведь у человека в каждой клетке есть набор из 23 пар хромосом. При этом одна хромосома в каждой паре достаётся ребенку от матери, другая – от отца, поэтому наша ДНК представляет собой невероятную мозаику, составленную из фрагментов ДНК наших предков.

Как не печально это звучит, но ныне живущие люди всё ещё сохраняют в своём «наследственном коде» до 5% генов неандертальцев! Лишь Y-хромосома, которая определяет мужской пол, и митохондриальная ДНК, наследуемая только от матери, не обмениваются фрагментами с другими хромосомами и передаются из поколения в поколение в почти неизменном виде. Поэтому у женщин и мужчин, проживающих в России и считающих себя русскими, может быть обнаружена большая примесь западноевропейской, азиатской (и даже африканской!) или другой крови. Удивляться этому не стоит, поскольку практически все народы в течение тысячелетий кочевали, меняли место проживания и смешивались с другими. Этот процесс наблюдается и сейчас. Что уж тут говорить о чистоте казачьих кровей и истинности происхождения!

А вот хрестоматийная формулировка академика АН, директора Института этнографии АН СССР Ю.В. Бромлея, сказавшего, что этнос – это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей», обладающих «относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)», перечень сведений о личности гражданина Российской Федерации, вносимых в его паспорт, предусмотренных Положением о паспорте, утверждённым постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2023 г. № 2267, в котором уже не предусмотрена графа «национальность», каток Гражданской войны, прокатившийся по казачьим областям, и последовавшие за этим репрессивные меры вкупе с раскулачиванием и последовавшими бурной индустриализацией и коллективизацией, не оставивших камня на камне от «Областей Войска…», дают нам понимание того, что казачество в позднесоветское время представляло уже собой в большей степени только внутрисемейную закрытую самоидентифицируемую группу, основанную на «секретных» историях, как правило, рассказанных бабушками, чудом сохранившихся нескольких пожелтевших листках церковных метрических книг, не сгоревших в пламени революций и войн, старых фотографиях, медных православных крестиках, рядом с которыми в тайне хранились и «новые, алюминиевые», принадлежащие следующему поколению, возможно даже состоявшему в рядах членов КПСС.   

Когда-то, в первой половине 90-х годов, выехав из шахты поздним вечером сидели мы в нарядной с и.о. бригадира ГРОЗ (ГРОЗ – горнорабочий очистного забоя – одна из двух основных рабочих специальностей на угольной шахте) Кузнецовым Н.М. в ожидании автобуса «в город», обсуждали план работ на завтрашний день с учётом итогов минувшего. В это время в нарядную вошёл в новой, тёмно-синего сукна «казачьей справе», в фуражке с красным околышем ГРОЗ нашего участка В. Ковалёв. Стал он Николаю Михайловичу показывать качество «искусства кройки и шитья» – и пуговки с орлами, и красные кантики, вшитые со всей тщательностью, доселе невиданную кокарду на фуражке, какие придут на смену советской армейской символике только после 1995 года, и, главное(!), – удостоверение казака.

— Михалыч! Вступай в казаки! Тебе тоже выдадут и форму, и удостоверение!

Николай Михайлович, надо сказать, имел вид весьма колоритный: широченные плечи, мощная шея (в своё время был успешным борцом-классиком), крепкие мускулистые руки с широкими тяжёлыми ладонями, в которых чувствовалась и недюжинная сила, и читался тяжёлый, многолетний, физический труд горняка, волевой подбородок с ямочкой, копна пшеничных волос и  мудрый взгляд серых глаз. Посмотрев на новоиспечённого казака, он сказал:

— Мой прадед, мой дед, мой отец были казаками. Без удостоверения. И я казак по праву рождения. И не можете вы меня ни принять в казачество, ни исключить из него. Потому что я казак по роду своему. А ты, Слава, иди домой. Завтра на работу надо. Дело делать.

А дел в стране, кроме «учиться военному делу настоящим образом», как завещал великий Ленин (привожу эту цитату без кавычек, дабы не было сомнения в чистоте помыслов при её воспроизведении), просто невообразимое количество! Казаки, вы были на Дону ниже станицы Мелиховская – месте, ещё пару десятков лет назад служившем излюбленным местом отдыха шахтинцев, новошахтинцев, жителей других близлежащих городов и посёлков Ростовской области?

Нет уже тех пляжей, нет того широкого Тихого Дона. Почему? Вопрос, который своевременно нужно ставить, привлекать гидрогеологов, климатологов и др. специалистов. В ведении Минприроды России находится Агентство водных ресурсов Российской Федерации (Росводресурсы) – федеральный орган исполнительной власти, «осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов». В числе основных функций Агентства – обеспечение мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации негативного воздействия вод (затопления, наводнения). Глядя на Дон очень сомнительно, что Росводресурсы им управляют. Невольно вспомнился М.А. Булгаков:

– Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок… Неужели вы скажете, что это он сам собою управил, так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?

Дон под Мелиховской

Очень правильно было бы сориентировать столь мощную энергию души, стремление к благу Отечества и миру в родном краю хотя бы части нашего казачества на решение вопросов сохранения, поддержания и возобновления природных богатств (я не говорю о минеральных ресурсах, разработка которых должна осуществляться с минимальным негативным антропогенным воздействием на природную среду). Чтобы не пришлось нам однажды, глядя на наши реки большие и малые Дон, Волгу, Катунь, Иню, Грушевку и др., сокрушатся, как наш уважаемый редактор С.А. Лисовский по Аральскому морю, словами известной песни:

Здесь кончается синее море…

Александр Николаевич Дмитриев, Академик АГН, Почётный работник ТЭК, общественный деятель, эксперт Санкт-Петербургской региональной общественно-культурной организации «Союз Донбассовцев»