6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин, чей гений уже третье столетие питает русские души разных национальностей во всём мире. Не зарастает к нему народная тропа. Все новые и новые поколения исследователей творчества великого Поэта с пристрастием вчитываются в его заветные строки, но нечасто им удаётся подметить нечто, прежде ускользавшее от внимания читателей. В основу приведённого далее материала положены исследования современного ревнителя пушкинского творчества В. М. Лобова, посвящённые вопросу глубокого приобщения А. С. Пушкина к тайным образам русской культуры. Принято считать, что это сделала няня Арина Родионовна, рассказывая юному Саше Пушкину замечательные русские народные сказки. Однако сам Александр Сергеевич указывает в своих произведениях ещё на один источник посвящения его в тайные образы русского языка и русского (ведического) летосчисления.
Поступив в Царскосельский Лицей в 1811 году, Пушкин на долгие годы расстался с семьёй и любимой няней Ариной Родионовной. Лицей был строго закрытым учебным заведением. Лицеистам полагался для полного отдыха всего лишь один летний каникулярный месяц июль, который они проводили в Царском Селе. 1 августа лицеисты вновь садились за парты. Только со временем, через несколько лет, разрешили свидания с приезжавшими родственниками, а также прогулки в черте Царского Села за пределами парка.
А. С. Пушкин уже учился в Лицее, когда, по всей видимости, произошла его собственная «давно предвиденная встреча» с волхвом, которого он позже выведет в образе старика- кудесника Финна* в поэме «Руслан и Людмила».
Гуляя по дорожкам Царскосельского парка, юный Саша Пушкин встретил старца-волхва, который рассказал ему много интересного об истории России, тайных законах природы и общества, о чём Пушкин напишет в «Руслане и Людмиле»:
Но слушай, в родине моей
Среди пустынных рыбарей**
Наука дивная таится…
Этот-то старик-волхв, прообраз Финна, возможно, и передал отроку необходимые книги и «Сафьянную тетрадь», которые в короткий срок вознесли образное мировоззрение юноши Пушкина на небывалые высоты, и сказал известные слова: «Я сделаю вас ловцами человеков», о чём Пушкин вспомнит в 1836 г.:
Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!
(«Отрок» 1836)
Тайные книги Александр Сергеевич спрятал и доставал их по ночам, когда все уже спали. С этих пор он стал узнавать настоящую цену знаниям и книгам, на которые потратил за всю жизнь много времени и денег. Об этом он писал так:
Кладбище обрели
На самой нижней полке
Все школьнически толки,
Лежащие в пыли,
Визгова сочиненья,
Глупона псалмопенья,
Известные творенья
Увы! одним мышам.
Мир вечный и забвенье
И прозе и стихам!
Но ими огражденну
(Ты должен это знать)
Я спрятал потаенну
Сафьянную тетрадь.
Сей свиток драгоценный,
Веками сбереженный,
От члена русских сил,
Двоюродного брата,
Драгунского солдата
Я даром получил.
Ты, кажется, в сомненье…
Нетрудно отгадать;
Так, это сочиненья,
Презревшие печать.
(«Городок (К ***)», 1815)
Стало быть, «Сафьянная тетрадь», содержащая тайную древнюю рукопись, в 1815 году уже была в руках Пушкина. Но когда же он получил ее?
Уже в зрелом возрасте Пушкин вспомнит:
Ещё в ребячестве, бессмысленный и злой,
Я встретил старика с плешивой головой
С очами быстрыми, зерцалом мысли зыбкой,
С устами, сжатыми наморщенной улыбкой.
(1836)
О каком старике здесь идет речь? О Вольтере, чей известный скульптурный портрет многие легко узнают в описании старика? Или речь о встрече в юные годы с идеями Вольтера? Но подобные черты лица вполне могли принадлежать и тому, кто передал юному Пушкину заветную «сафьянную тетрадь». Предположительно произойти это могло только в царскосельских парках или в домах Царского Села, куда был вхож юный Пушкин, т. к. Царскосельский Лицей был строго закрытым учебным заведением.
Портрет ещё одного старика мы находим в том же стихотворении «Городок»:
Иль добрый мой сосед
Семидесяти лет,
Уволенный от службы
Майором отставным,
Завет меня из дружбы
Хлеб — соль откушать с ним…
(1815)
Кто же этот член русских сил? Двоюродный брат драгунского солдата оказался хранителем древней рукописи или самим волхвом — учёным, посвященным в глубокие знания ритмов природы и общества, получившим их, в свою очередь, от такого же ученого-волхва как эстафету. По мере наступления «европейской цивилизации» русские учёные-волхвы оттеснялись на Север к своим собратьям. В Европе свирепствовала инквизиция, учёных объявляли еретиками, их самих и их книги сжигали и изгоняли. Нужно ли добавлять, что ни о каком печатании и публикации хранимых ими «сафьянных тетрадей», содержащих тайные знания, не могло быть и речи? Каста хранителей времени волхвов никогда и не нуждалась в этом, т. к. владела и владеет более совершенными механизмами сохранения и передачи информации, нежели печать.
Далее след представителя русских сил в судьбе Пушкина вроде бы теряется, но в 1836 году Александр Сергеевич напишет о ком-то несколько таинственных строк:
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
Именно о таких редчайших встречах-посвящениях написано в Библии:
«Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и середину времён, смены поворотов и перемены времён, круги годов и положение звёзд,…
Познал я всё, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего…
Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может всё и, пребывая в самой себе, всё обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божьих и пророков;…
Я полюбил её и взыскал от юности моей, и пожелал взять её в невесту себе, и стал любителем красоты её*** … Если кто любит праведность, – плоды её суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни. Если кто желает большой опытности, мудрость знает давно прошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнаёт знамения и чудеса и последствия лет и времён. Посему я рассудил принять её в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботе и в печали. Через неё (премудрость) я буду иметь славу в народе и честь перед старейшинами, будучи юношею;… Чрез неё я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня. Я буду управлять народами, и племена покорятся мне;…».
(Библия, «Книга премудрости Соломона» гл.7,8)
Точно так описал поэт позже значение тайных знаний, собранных по крупицам, в «Скупом рыцаре»:
Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознёс мой холм – и с высоты его
Могу взирать на всё, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? Как некий Демон
Отселе править миром я могу…
(1830)
Наверное, мы уже не узнаем подробности жизни члена русских сил драгунского солдата или его двоюродного брата, а также из чьих в чьи руки передавалась Сафьянная тетрадь, и где затерялся её след. Был ли добрый сосед семидесяти лет тем самым двоюродным братом драгунского солдата? Как знать… Вольтер точно не мог быть членом русских сил. Как бы то ни было, когда пришло время рождения пророка на Руси, волхвы переместились поближе к Москве и узнали его в кудрявом подвижном светловолосом дворянчике Пушкине. Дождавшись 1813 года, – начальной поры созревания образного и научного мышления, – они встретились с ним и продолжили неформальное образование, начатое няней Ариной Родионовной.
С этого момента Пушкин начал постигать «дивную науку» о многотысячелетних циклических процессах в истории, природе и обществе, советуясь с волхвами, споря с ними, сравнивая историю Европы и России. Возможно, в юношеской наивности он предлагал им поговорить с Александром I о назначении их тайными советниками при дворе, и именно они отвечали ему словами, которые он вложит позже в уста вещего старика-кудесника:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
(«Песнь о вещем Олеге», 1822)
Не в образе ли загадочной Натальи прячется эта премудрость в стихотворении юного Пушкина «К Наталье» (1813), *** где Александр Сергеевич напишет о своей радости открытия законов развития природы и общества? В этом стихотворении он выразит восторг и любовь к новой для него науке и своё решение стать служителем этого священного тайного знания в словах: «Знай, Наталья, я монах!». Содержание стихотворения «К Наталье» даёт некоторое основание предположить, что на момент его написания в 1813 году Александр Сергеевич уже владел Сафьянной тетрадью. Пушкин в свои 14 лет (золотое сечение всей его жизни в неполных 38 лет) так записал в дневнике о своих открытиях: «1813. Лицей. Открытие».
* Волхв Финн — герой поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Пожалуй, в произведениях А. С. Пушкина впервые после Библии кудесники, они же волхвы, вновь становятся героями всемирно известного литературного повествования. Жреческая каста волхвов специализируется на хранении времени, т. е. ведении летосчисления. Особенно это касается больших периодов времени, таких как космическая эпоха, галактические сутки (Сварожий Круг), галактический год. Волхвы также хранят тайные знания «воли небес», касающиеся особенностей, присущих каждой космической эпохе, времени галактических суток, сезону галактического года. Волхвам ведомы и сокровенные тайны происхождения нашей Вселенной, недоступные научному методу.
** Среди пустынных рыбарей… пустынные рыбари это не рыбаки на пустынных берегах, это обитатели отшельнических пу́стынь, современники эпохи Рыб (148 г. до н. э. – 2012 г. н. э.) по библейскому летосчислению. Традиция называть современников какой-либо эпохи названием самой эпохи существует давно. Например, в Евангелии от Матфея [62] читаем: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Почему именно к овцам, а не к козам или коровам, явился божий посланник Христос? Потому что Овен – название эпохи, предшествующей эпохе Рыб. Эпоха Рыб по космическому календарю наступила, но люди всё ещё продолжали жить понятиями уже ушедшей, «погибшей», эпохи Овна. В этом смысле они погибшие овцы, т. е. по духу, понятиям и образу мыслей соответствующие ушедшей эпохе Овна, или временам о́вным. Впоследствии понимание этого обстоятельства было утрачено и «времена о́вные» превратились во «времена о́ные».
*** Не в образе ли загадочной Натальи прячется эта премудрость в стихотворении юного Пушкина «К Наталье» (1813) ?
…В первый раз ещё, стыжуся,
В женски прелести влюблен.
Целый день, как ни верчуся,
Лишь тобою занят я;
Ночь придёт — и лишь тебя
Вижу я в пустом мечтанье,
…………………….
Я один в беседке с нею,
Вижу… девственну лилею,
Трепещу, томлюсь, немею…
И проснулся…
«К Наталье»(1813)
Поэтическая традиция давно сопоставляет состояние непосвященного ума со сном, а посвящение – с пробуждением. Это относится как к отдельным людям, так и к целым народам. Вспомните «Спящую красавицу», «Руслана и Людмилу», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» … Интересна также современная острая интерпретация этой темы в к/ф американского режиссера Д. Карпентера «They live, we sleep»(1988).
Светлана Петровна Кондакова, историк, соучредитель Санкт-Петербургской региональной общественно-культурной организации «Союз Донбассовцев»
Александр Пушкин: “… Я спрятал потаенну сафьянную тетрадь…”
6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин, чей гений уже третье столетие питает русские души разных национальностей во всём мире. Не зарастает к нему народная тропа. Все новые и новые поколения исследователей творчества великого Поэта с пристрастием вчитываются в его заветные строки, но нечасто им удаётся подметить нечто, прежде ускользавшее от внимания читателей. В основу приведённого далее материала положены исследования современного ревнителя пушкинского творчества В. М. Лобова, посвящённые вопросу глубокого приобщения А. С. Пушкина к тайным образам русской культуры. Принято считать, что это сделала няня Арина Родионовна, рассказывая юному Саше Пушкину замечательные русские народные сказки. Однако сам Александр Сергеевич указывает в своих произведениях ещё на один источник посвящения его в тайные образы русского языка и русского (ведического) летосчисления.
Поступив в Царскосельский Лицей в 1811 году, Пушкин на долгие годы расстался с семьёй и любимой няней Ариной Родионовной. Лицей был строго закрытым учебным заведением. Лицеистам полагался для полного отдыха всего лишь один летний каникулярный месяц июль, который они проводили в Царском Селе. 1 августа лицеисты вновь садились за парты. Только со временем, через несколько лет, разрешили свидания с приезжавшими родственниками, а также прогулки в черте Царского Села за пределами парка.
А. С. Пушкин уже учился в Лицее, когда, по всей видимости, произошла его собственная «давно предвиденная встреча» с волхвом, которого он позже выведет в образе старика- кудесника Финна* в поэме «Руслан и Людмила».
Гуляя по дорожкам Царскосельского парка, юный Саша Пушкин встретил старца-волхва, который рассказал ему много интересного об истории России, тайных законах природы и общества, о чём Пушкин напишет в «Руслане и Людмиле»:
Но слушай, в родине моей
Среди пустынных рыбарей**
Наука дивная таится…
Этот-то старик-волхв, прообраз Финна, возможно, и передал отроку необходимые книги и «Сафьянную тетрадь», которые в короткий срок вознесли образное мировоззрение юноши Пушкина на небывалые высоты, и сказал известные слова: «Я сделаю вас ловцами человеков», о чём Пушкин вспомнит в 1836 г.:
Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!
(«Отрок» 1836)
Тайные книги Александр Сергеевич спрятал и доставал их по ночам, когда все уже спали. С этих пор он стал узнавать настоящую цену знаниям и книгам, на которые потратил за всю жизнь много времени и денег. Об этом он писал так:
Кладбище обрели
На самой нижней полке
Все школьнически толки,
Лежащие в пыли,
Визгова сочиненья,
Глупона псалмопенья,
Известные творенья
Увы! одним мышам.
Мир вечный и забвенье
И прозе и стихам!
Но ими огражденну
(Ты должен это знать)
Я спрятал потаенну
Сафьянную тетрадь.
Сей свиток драгоценный,
Веками сбереженный,
От члена русских сил,
Двоюродного брата,
Драгунского солдата
Я даром получил.
Ты, кажется, в сомненье…
Нетрудно отгадать;
Так, это сочиненья,
Презревшие печать.
(«Городок (К ***)», 1815)
Стало быть, «Сафьянная тетрадь», содержащая тайную древнюю рукопись, в 1815 году уже была в руках Пушкина. Но когда же он получил ее?
Уже в зрелом возрасте Пушкин вспомнит:
Ещё в ребячестве, бессмысленный и злой,
Я встретил старика с плешивой головой
С очами быстрыми, зерцалом мысли зыбкой,
С устами, сжатыми наморщенной улыбкой.
(1836)
О каком старике здесь идет речь? О Вольтере, чей известный скульптурный портрет многие легко узнают в описании старика? Или речь о встрече в юные годы с идеями Вольтера? Но подобные черты лица вполне могли принадлежать и тому, кто передал юному Пушкину заветную «сафьянную тетрадь». Предположительно произойти это могло только в царскосельских парках или в домах Царского Села, куда был вхож юный Пушкин, т. к. Царскосельский Лицей был строго закрытым учебным заведением.
Портрет ещё одного старика мы находим в том же стихотворении «Городок»:
Иль добрый мой сосед
Семидесяти лет,
Уволенный от службы
Майором отставным,
Завет меня из дружбы
Хлеб — соль откушать с ним…
(1815)
Кто же этот член русских сил? Двоюродный брат драгунского солдата оказался хранителем древней рукописи или самим волхвом — учёным, посвященным в глубокие знания ритмов природы и общества, получившим их, в свою очередь, от такого же ученого-волхва как эстафету. По мере наступления «европейской цивилизации» русские учёные-волхвы оттеснялись на Север к своим собратьям. В Европе свирепствовала инквизиция, учёных объявляли еретиками, их самих и их книги сжигали и изгоняли. Нужно ли добавлять, что ни о каком печатании и публикации хранимых ими «сафьянных тетрадей», содержащих тайные знания, не могло быть и речи? Каста хранителей времени волхвов никогда и не нуждалась в этом, т. к. владела и владеет более совершенными механизмами сохранения и передачи информации, нежели печать.
Далее след представителя русских сил в судьбе Пушкина вроде бы теряется, но в 1836 году Александр Сергеевич напишет о ком-то несколько таинственных строк:
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
Именно о таких редчайших встречах-посвящениях написано в Библии:
«Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и середину времён, смены поворотов и перемены времён, круги годов и положение звёзд,…
Познал я всё, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего…
Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может всё и, пребывая в самой себе, всё обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божьих и пророков;…
Я полюбил её и взыскал от юности моей, и пожелал взять её в невесту себе, и стал любителем красоты её*** … Если кто любит праведность, – плоды её суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни. Если кто желает большой опытности, мудрость знает давно прошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнаёт знамения и чудеса и последствия лет и времён. Посему я рассудил принять её в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботе и в печали. Через неё (премудрость) я буду иметь славу в народе и честь перед старейшинами, будучи юношею;… Чрез неё я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня. Я буду управлять народами, и племена покорятся мне;…».
(Библия, «Книга премудрости Соломона» гл.7,8)
Точно так описал поэт позже значение тайных знаний, собранных по крупицам, в «Скупом рыцаре»:
Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознёс мой холм – и с высоты его
Могу взирать на всё, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? Как некий Демон
Отселе править миром я могу…
(1830)
Наверное, мы уже не узнаем подробности жизни члена русских сил драгунского солдата или его двоюродного брата, а также из чьих в чьи руки передавалась Сафьянная тетрадь, и где затерялся её след. Был ли добрый сосед семидесяти лет тем самым двоюродным братом драгунского солдата? Как знать… Вольтер точно не мог быть членом русских сил. Как бы то ни было, когда пришло время рождения пророка на Руси, волхвы переместились поближе к Москве и узнали его в кудрявом подвижном светловолосом дворянчике Пушкине. Дождавшись 1813 года, – начальной поры созревания образного и научного мышления, – они встретились с ним и продолжили неформальное образование, начатое няней Ариной Родионовной.
С этого момента Пушкин начал постигать «дивную науку» о многотысячелетних циклических процессах в истории, природе и обществе, советуясь с волхвами, споря с ними, сравнивая историю Европы и России. Возможно, в юношеской наивности он предлагал им поговорить с Александром I о назначении их тайными советниками при дворе, и именно они отвечали ему словами, которые он вложит позже в уста вещего старика-кудесника:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
(«Песнь о вещем Олеге», 1822)
Не в образе ли загадочной Натальи прячется эта премудрость в стихотворении юного Пушкина «К Наталье» (1813), *** где Александр Сергеевич напишет о своей радости открытия законов развития природы и общества? В этом стихотворении он выразит восторг и любовь к новой для него науке и своё решение стать служителем этого священного тайного знания в словах: «Знай, Наталья, я монах!». Содержание стихотворения «К Наталье» даёт некоторое основание предположить, что на момент его написания в 1813 году Александр Сергеевич уже владел Сафьянной тетрадью. Пушкин в свои 14 лет (золотое сечение всей его жизни в неполных 38 лет) так записал в дневнике о своих открытиях: «1813. Лицей. Открытие».
* Волхв Финн — герой поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Пожалуй, в произведениях А. С. Пушкина впервые после Библии кудесники, они же волхвы, вновь становятся героями всемирно известного литературного повествования. Жреческая каста волхвов специализируется на хранении времени, т. е. ведении летосчисления. Особенно это касается больших периодов времени, таких как космическая эпоха, галактические сутки (Сварожий Круг), галактический год. Волхвы также хранят тайные знания «воли небес», касающиеся особенностей, присущих каждой космической эпохе, времени галактических суток, сезону галактического года. Волхвам ведомы и сокровенные тайны происхождения нашей Вселенной, недоступные научному методу.
** Среди пустынных рыбарей… пустынные рыбари это не рыбаки на пустынных берегах, это обитатели отшельнических пу́стынь, современники эпохи Рыб (148 г. до н. э. – 2012 г. н. э.) по библейскому летосчислению. Традиция называть современников какой-либо эпохи названием самой эпохи существует давно. Например, в Евангелии от Матфея [62] читаем: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Почему именно к овцам, а не к козам или коровам, явился божий посланник Христос? Потому что Овен – название эпохи, предшествующей эпохе Рыб. Эпоха Рыб по космическому календарю наступила, но люди всё ещё продолжали жить понятиями уже ушедшей, «погибшей», эпохи Овна. В этом смысле они погибшие овцы, т. е. по духу, понятиям и образу мыслей соответствующие ушедшей эпохе Овна, или временам о́вным. Впоследствии понимание этого обстоятельства было утрачено и «времена о́вные» превратились во «времена о́ные».
*** Не в образе ли загадочной Натальи прячется эта премудрость в стихотворении юного Пушкина «К Наталье» (1813) ?
…В первый раз ещё, стыжуся,
В женски прелести влюблен.
Целый день, как ни верчуся,
Лишь тобою занят я;
Ночь придёт — и лишь тебя
Вижу я в пустом мечтанье,
…………………….
Я один в беседке с нею,
Вижу… девственну лилею,
Трепещу, томлюсь, немею…
И проснулся…
«К Наталье»(1813)
Поэтическая традиция давно сопоставляет состояние непосвященного ума со сном, а посвящение – с пробуждением. Это относится как к отдельным людям, так и к целым народам. Вспомните «Спящую красавицу», «Руслана и Людмилу», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» … Интересна также современная острая интерпретация этой темы в к/ф американского режиссера Д. Карпентера «They live, we sleep»(1988).
Светлана Петровна Кондакова, историк, соучредитель Санкт-Петербургской региональной общественно-культурной организации «Союз Донбассовцев»
Газета "Общество и Экология"
17 декабря
безопасность, Газета и сайт, гражданское общество, зеленая идея, киевская русь, Мероприятия, Наши статьи, общество и экология, особое мнение, ответы, комментарии, аналитика, разное, СМИ, Экологические журналисты ЗА
ленобласть, петербург, Пушкин, Россия, СМИ, экогазета, экология, Яндекс.Новости