Интервью руководителя Казанского экологического клуба «Батиста» кандидата биологических наук Максима Игоревича Егорова Петербургской газете «Общество и Экология»

         В последнее время среди молодежи становятся вновь популярными веяния, увлечения, которые во времена СССР были очень модными и, которые в  постперестроечные годы были забыты. Это и походы в лес, как раньше, во времена пионеротрядов, и организация неформальных клубов по интересам (например, автомодельный клуб в Казани), организация волонтёрских дружин. Одним из таких увлечений во времена «развитого социализма» было и коллекционирование почтовых марок. Наверное, трудно переоценить тот вклад в популяризацию бережного отношения к природе, который филателия внесла в своё время в наше общество. В семидесятых годах прошлого столетия каждый второй ребёнок собирал почтовые марки по теме «Фауна и флора». Каждый пятый мечтал побывать в заповеднике.

         А что же в наше время, возвращается ли филателия в нашу жизнь, в жизнь подростков? И может ли коллекционирование почтовых марок дать новый стимул в экологическом воспитании молодёжи? Распросить об этом мы решили у одного нашего коллеги, биолога, кандидата биологических наук, сотрудника заповедника и по совместительству руководителя кружка юных филателистов при Городском детском эколого-биологическом центре Егорова Максима Игоревича.

Добрый день, Максим Игоревич.

— Добрый день.

Максим Игоревич, первый вопрос традиционный, как возникла мысль совместить филателию и кружок по экологии?

— В нашей профессии очень важно увлечь ребёнка. В экологическом воспитании и образовании главная задача — искренняя вовлеченность ребёнка в процесс, его рефлексия. Но дети сейчас пресыщены благами, и найти для них что-то новое сложно. С другой стороны Министерством образования сформировано много ограничений по работе с детьми. Я не буду сейчас поднимать вопрос — нужны или нет эти ограничения. Динамичное развитие ситуации в стране, вероятно, диктует такие решения. Но жёсткие рамки в сфере образования делают попытки увлечь ребёнка все менее результативными. Как достичь нужного результата? Как выявить таланты у ученика, если возможностей их раскрыть не так то и много в эколого-биологическом направлении, да и не только в нём. Я имею ввиду сложности с организацией проектной деятельности ребёнка, возможностей проведения с ним исследований в ООПТ (Особо охраняемые природные территории, например — заповедник), элементарный вывоз группы детей в заповедник сопряжен с массой трудностей организационного плана. Решение пришло, как часто бывает, неожиданно. Я сам филателист, собираю марки с семи лет, по разным темам, главными из которых, конечно, есть темы, посвящённые животным и растениям. И вот, как-то, на занятии, я попробовал показать детям видовое разнообразие животных в наших лесах с помощью почтовых марок. И увидел у детей вначале некоторое замешательство, смешанное с интересом, а затем и принятие такого формата урока как некой новизны в общении с педагогом. В дополнительном образовании нет формата «лекция — воспроизведение материала», как в школе. Мы не ставим оценок ученикам, не начитываем материал. Запрет на такой формат обучения прописан в наших учебных программах. Но и привлечь детей к посадке растений в ботсаду и ухаживании за ними, как, в прошлом делали юннаты, мы тоже не можем. Правила, правила и ещё раз правила. Плюс к тому — за последние годы детей отучили работать руками. Поэтому всегда стоит вопрос — как подготовить занятие? Какой формат выбрать? Мы всегда в поиске. Так и в этот раз. Был неожиданный подход к занятию для актуализации. И был определенный результат. Но проанализировал я реакции детей много позже. И тогда пришла мысль об объединении филателии и экологии. 

— Чего больше в программе обучения в кружке — филателии или экологии?

Программа подготовки расписана на три года. В первый год, в основном уроки строятся на изучении филателии, почтовых марок о животных, растениях, подготовке к выставкам почтовых марок, которые мы организуем в музеях, школах, библиотеках. Провели своими силами уже пять выставок на базе школ, музея татарской литературы, центральной библиотеки города по двум тематикам. Готовим ещё две выставки с новым материалом. Но выставки и личные коллекции учеников это не сама цель. В первый год обучения я проверяю вновь поступивших, оцениваю возможности ученика, вместе с ним подбираю его индивидуальную тему. Последующие два года в программе обучения нужны для того, чтобы раскрыть потенциал ученика, сформировать ему тему индивидуального проектирования, выйти с его проектом на олимпиаду.

Максим Игоревич, у Вас тематика ведь узконаправленная, природная, экологическая. Но, предположим, возникает такая ситуация, что ученик хочет изучать филателию, но не хочет биологию, и ему, например, интересна тема авиации. Как быть в этом случае?  

В этом случае он сам вправе выбирать тему для изучения почтовых марок и, в дальнейшем, тему собственных исследований. Филателия настолько многогранна, что любая сфера нашей жизни в ней отображена. Например, мы два года назад выставляли экспозицию «От писаницы до буквицы», эта выставка была посвящена развитию письменности и книгопечатания. Это в прошлом. В будущем я хочу найти ученика, который раскроет         тематику экологичных видов транспорта на почтовых марках.

— Насколько сложно и долго создать новую экспозицию?

И сложно, и долго. На подготовку материала уходят месяцы. Нужно найти информацию, затем найти почтовые марки, и не только марки, но и КПД (конверты первого дня), картмаксимумы, цельные вещи, которые подходят под тематику, приобрести эти марки, если их нет в собственной коллекции, оформить экспозиционные рамки, листы, договориться с принимающей стороной, разработать сценарий открытия, подготовить экскурсионный материал для гостей, отрепетировать сценарий и экскурсию.

Я спрошу, наверное, о наболевшем. Где вы находите средства на почтовые марки, оформления экспонатов?

— Я работаю в Детском эколого-биологическом центре и получаю зарплату, которую и трачу на подготовку мероприятий. Понимаю, какой будет Ваш следующий вопрос. Да, уходит, иногда, больше половины заработной платы.

Вы пытались искать спонсоров для своих проектов?

— Что такое спонсор? Это человек, который вкладывает в проект деньги с целью получить свою выгоду. Какая выгода может быть в детском образовательном проекте?

Когда я готовился к репортажу, я прочитал, что в России есть Союз филателистов России. Они Вам чем-то помогают?  

— Нет. На моё обращение в местную ячейку я получил ответ, дословно такого содержания: «Кто бы нам помог».  В России, насколько я знаю, три действующих кружка для детей по филателии: в Воронеже, Волгограде и Казани. Все они работают, фактически, без финансирования. Но не всё, как говорится, так плохо. Мне очень помогают филателисты Казани, мои друзья, руководители некоторых фирм, связанных с филателией, которые, в личных беседах увлеклись идеей создания клуба филателистов в городе. Мы даже название клуба уже придумали «Клуб кота Марки За». Клуб уже провёл четыре встречи с опытными филателистами. Кружковцы мне даже фирменную клубную чашку подарили на день рождения. Вот, могу показать фотографию с этой чашкой уже дома.

Вы бы хотели, чтобы Вас финансировало государство?

— Нет, не хотел бы. Понимаете, в той системе, которая сложилась сейчас, государство, в лице профильных министерств, также, как и мы, простые граждане, считает деньги, скрупулезно считает. И, взамен на финансирование потребует нашего участия, возможно контроля за нашей деятельностью, отчётности, «показательных», так сказать, мероприятий. Но тогда, нарушится тот маленький гармоничный мир, который выстраивается внутри коллектива и мы «погонимся за результатами». Очень сложно сверху отследить ту нить, которая удерживает небольшие коллективы вместе и приносит  результаты при работе этих коллективов. Просто один живой пример: я, как-то, пытался встроиться своей работой в одно экологическое движение, с окологосударственным финансированием. Предлагал им провести в рамках недели экологии в республике (они были организаторами этой недели) брейн-ринг, к которому мои ученики готовились почти год. Мне сначала дали согласие, поскольку я им был нужен для проведения отчётного мероприятия, а затем, когда дошла суть до дела, поставили мой брейн-ринг на время 20. 00 после трёх конкурсов в этот день. Это формализм чистой воды. Им не нужен был результат, им не нужны были дети и их состояние. Я в итоге отказался от сотрудничества.

Да, Ваша реакция вполне объяснима. Но, группа удержалась около Вас?

— Да, и тогда, и сейчас держится. Вот, чашки дарят!

Отличная чашка. Как сейчас модно говорить — эксклюзивная. Следующий вопрос, который будет, логичен, связан с тем, какие перспективы заложены в филателии в связке с биологией для учеников? Чем удается мотивировать детей?

— Вы знаете, я бы мог сейчас сказать о том, что в кружок приходят целеустремленные дети, которые уже знают, что будут изучать биологию, делать карьеру биолога. Но я так не скажу, потому что так бывает редко. Дети приходят просто социально активные. Им интересно. Немаловажно, я бы даже сказал, очень важно то, что их приводят социально активные родители. В результате образуется такой себе костяк клуба из активных учеников, их родителей, моих друзей-филателистов при редкой поддержке со стороны небольших профильных фирм. В такой связке это работает. Некоторые из таких детей в дальнейшем переходят к полевым исследованиям природы, занимаются проектной деятельностью по биологии и экологии. Проект позволяет заявить себя на олимпиадах, которые дают довольно много преференций для участников.

Что бы Вы хотели возродить в системе дополнительного образования?

— Возродить — ничего. Если Вы имеете ввиду советскую систему, то её возродить сейчас невозможно. Я сам, ещё подростком, дорос до зампредседателя городского пионерского штаба в одном крупном городе в СССР. И помню, как всё это работало, как работали кружки, как финансировалось пионерское движение, юннаты и другие секции. Тогда система была выстроена снизу, внизу всё работало, «шестеренки крутились» и были на своих местах. Сейчас, выражаясь тем же языком, даже «коробку передач разобрали по запчастям». Поэтому нет смысла вливать топливо, если нет двигателя. Систему нужно не восстанавливать, а строить заново. На новой идеологической основе. Думаю, что удачной была бы модель идеологии, построенная на успешности учащегося, где бы интеллектуальное развитие раскрывало возможности финансовые. Другими словами — старательным и трудолюбивым учащимся оказывалось бы больше доверия, возможности реализоваться. Как пример — на Ямале есть одна школа, в которой активные и трудолюбивые дети выращивают в теплице лекарственные травы, затем на уроках технологии разрабатывают и изготавливают для трав упаковки, создали свой бренд. Полученный продукт в виде сборов трав продают населению. Выручку распределяют на погашение расходов и на заработок учащимся. Педагог, который к нам приезжал оттуда говорил, что дети стремятся попасть в бригады по выращиванию трав, прикладывают усилия. Чем не мотивация?

Насколько сложно создать такую модель в масштабах страны?

— Не сложно. Почитайте труды Макаренко (Антон Семенович Макаренко — педагог — новатор, прим. авт.). Всё придумано уже давно до нас. Просто, как и раньше, почему-то, такой подход не могут внедрить. В прошлом и самого Макаренко обвинили в непедагогичности. А вместе с тем — завод ФЭД (по аббревиатуре — Феликс Эдмундович Дзержинский — завод по изготовлению фотоаппаратов) вырос из трудовой коммуны, организованной Макаренко. Сейчас это звучит как фантастический рассказ.

Какие планы у кружка на будущее?

— Мы планируем и уже формируем материал под две выставки. Первая будет посвящена истории становления Зоологического музея и гербария им. Эверсмана при КФУ (Казанский федеральный университет). Вторая готовится в рамках проекта «Вещание Гамаюна». Эта работа посвящена редким видам хищных птиц. Реализуется она совместно с моим другом, орнитологом и фотолюбителем Сергеем Неклюдовым. Мы уже сняли шесть коротких документальных фильмов про редких птиц республики, провели выставку фоторабот, теперь готовим совместную выставку почтовых марок и фотографий по данной тематике.

Максим Игоревич, какая у Вас есть мечта?

— Я скажу о мечте, связанной с работой. Я очень хочу организовать грандиозную выставку почтовых марок, посвящённых композиторам — классикам и популярным композиторам современности, отследить культуру развития музыкального искусства. А открыть эту выставку я бы очень хотел концертом, где бы прозвучали произведения этих классиков.

Действительно, грандиозно! И последний вопрос, Максим Игоревич, какие экспонаты в Вашей личной коллекции для Вас особо ценные.

— Мне очень нравится цельная вещь, почтовая карточка, прошедшая почту и написанная в 1900 году в адрес Никитского императорского ботанического сада. Прекрасный артефакт истории. И ещё очень нравится огромный марочный лист (несколько марок, собранных воедино), с иллюстрациями к легенде о Ноевом ковчеге. Мы же все, кто занимается охраной природы, экологией, в своём роде, собираем животных в ковчег, который возможно их спасёт от вымирания. Жаль, только, что нет такого марочного листа, посвященного нашим душам. Если животных мы ещё как-то спасаем, то в духовном плане — все намного хуже. Нужен Ноев ковчег уже для наших душ.

Максим Игоревич, большое спасибо за интервью.

— И Вам спасибо.

Редакция газеты «Общество и Экология»,

Санкт-Петербург, 8 февраля 2024 года