Недавний скандал с выпуском Банком Россия 1000-рублёвых купюр был вызван изображениями — храм без креста и рядом башня Сююмбике с полумесяцем. Возмутилась РПЦ. Никита Михалков рассказал об этом в своей передаче «Бесогон». Отреагировали власти Казани: храм — это не храм, а музей. При этом, дискуссия велась о форме, а не по существу. Банк отменил выпуск данной купюры. Вроде бы история завершилась.

Но у меня остался вопрос. И он касается всех конфессий, всех выпускаемых денег и вообще относится к сфере духовности и идеологии. Разве можно и правильно печатать на деньгах изображения православных храмов, мусульманских мечетей и культовых учреждений других духовных конфессий?

У меня складывается впечатление, что в нашем обществе потеряны методологические ориентиры, которые выступали бы в роли нравственного мерила и отвечали на вопрос — Можно или Нельзя.

На мой взгляд нельзя печатать на денежных знаках изображения духовных учреждений. Деньги — это сфера экономических интересов, а храм — это душа. Иисус Христос в своё время выгонял торговцев из храма. Современные торговцы решили зайти с другой стороны — напечатать храмы на купюрах. Это неправильно. Можно печать образы мостов, городов, природы, правителей, героев, танки, пушки, самолёты, но храмы нельзя. Жаль, что обсуждение велось не в таком ключе.

Что завтра напечатает банк — мы не знаем. Но чувствую, может возникнуть дискуссия уже не по форме, а по существу. Деньги — это социальная жизнь государства, а храмы — это о Боге.

Как говорится: «Богу — Божье, кесарю — кесарево».

Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология», 17 ноября 2023 года, Санкт-Петербург