30 мая 2023 года Комиссия по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга провела в Мариинском дворце заседание Рабочей группы по обеспечению экологической безопасности атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге. Группа создана при парламентской комиссии по экологии и природопользованию. Депутаты, представители профильных комитетов Санкт-Петербурга и эксперты обсудили результаты влажной уборки улиц, её влияние на качество воздуха, а также вопросы воздействия автотранспорта на экологию и здоровье жителей Санкт-Петербурга.

Руководитель группы, депутат Андрей Рябоконь, открывая совещание сказал: — В рамках нашей рабочей группы мы приняли решение и пошли по принципу изучения различных факторов, влияющих на экологическую ситуацию, на атмосферный воздух. Депутаты провели несколько заседаний – мы ездили на станцию Водоканала, рассмотрели взаимосвязь заболеваемости горожан с качеством атмосферного воздуха.

Заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Сергей Малинин рассказал об особенностях уборки города весной и летом:

– Основная задача летней уборки дорог, тротуаров и велодорожек – это удаление загрязнений, которые приводят к возникновению таких негативных последствий как запыленность воздуха, ухудшение эстетического вида города. Работы производятся способом, который не допускает пылеообразования – это обязательное использование воды. Работы по уборке города от зимних загрязнений начинаются, как правило, весной при наступлении устойчивых среднесуточных температур выше +5 градусов. Во время месячника благоустройства, который традиционно проходит в апреле, перед нами стоит задача промыть всю улично-дорожную сеть города.

По данным комитета, в уборке автомобильных дорог, которая проводилась весной этого года, было задействовано около 700 единиц техники и до тысячи работников ручной уборки. В 2023 году готовится закупка 242 единиц техники, включая 112 комбинированных дорожных машин.

О воздействии автотранспорта на качество воздуха рассказал представитель Комитета по транспорту Алексей Юдин. По его словам, городом активно внедряются низкоуглеродные технологии, в том числе расширяется использование природного газа и электричества на общественном транспорте. Так, закуплен 301 автобус, использующий природный газ в качестве моторного топлива.

– Санкт-Петербург перешёл на новую модель транспортного обслуживания пассажиров, отличительная особенность которой – эксплуатация современного и экологичного подвижного состава. На маршрутах города действуют 2,7 тысяч автобусов, использующих газ, – рассказал он.

Руководитель группы Андрей Рябоконь выступил с инициативой предоставления права бесплатной парковки в центре города для автомобилей на газовом топливе. По мнению депутата, это будет лишним стимулом переходить на безопасные и экологические виды топлива. Сейчас этот вопрос рассматривается и изучается специалистами комитета.

В совещании Рабочей группы приняли участие Заслуженный эколог РФ, директор компании «Эко-Экспресс-Сервис» Владимир Жигульский и председатель Экологического союза Санкт-Петербурга Семён Гордышевский.

Как отметил Семён Гордышевский в своём комментарии для газеты «Общество и Экология»: — То, что происходит перевод общественного автотранспорта на газ — хорошо. То, что недостаточно осуществляется влажная уборка города — плохо. Но самый главный фактор, тормозящий перемены экологической ситуации к лучшему — отсутствие у горожан полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды. Например, о том, что уровень загрязнения воздуха в городе высокий. Или, что количество опасных веществ 1-го и 2-го классов опасности в выбросах от автотранспорта всего лишь 3, а в выбросах от заводов сжигания илового канализационного осадка — 16. Правдивая экологическая информация — ключ к решению экологических проблем!

От директора компании «Эко-Экспресс-Сервис» Владимира Жигульского на имя руководителя Рабочей группы, депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрея Рябоконь поступило ряд конкретных предложений:

С целью совершенствования мероприятий, направленных на экологическую безопасность атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге, предлагаем:

1.      Создать адресную программу по снижению уровня запыленности города:

— провести инвентаризацию территорий (объектов), являющихся многолетним источником взвешенных веществ (пыли) в атмосферном воздухе Санкт-Петербурга;

— создать реестр таких объектов и обеспечить их ранжирование как по степени негативного воздействия на окружающую среду, так и по трудозатратам, связанным с их ликвидацией; учитывать, что обустройство газона или асфальтового покрытия может быть более выполнимым и одновременно более эффективным мероприятием, чем перевод крупного промышленного объекта за пределы города;

— на основании данного реестра подготовить к реализации адресную программу по снижению уровня запыленности города.

2.      Разработать дорожную карту по популяризации на территории Санкт-Петербурга эксплуатации незагрязненного (внешне чистого) автотранспорта:

— проработать создание разветвленной сети доступных для потребителя внутригородских автомоек;

— предусмотреть наличие необходимого количества автомоек при въезде в город в зависимости от существующего трафика;

— рассмотреть вопрос закрепления на законодательном уровне эксплуатации на территории Санкт-Петербурга незагрязненного (внешне чистого) автотранспорта;

— предусмотреть систему поощрений для автовладельцев и городскую PR-компанию, направленную на популяризацию эксплуатации внешне чистого автотранспорта.

Редакция газеты «Общество и Экология»