Южная транспортная прокуратура разъясняет: Внесены
изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации
Федеральным законом от 03.04.2023 № 107-ФЗ правовое
регулирование вопросов защиты гражданской авиации отнесено к законодательству о
транспортной безопасности, в связи с чем предусматривается внесение
соответствующих изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и
Воздушный кодекс РФ.
Уточнено понятие субъекта транспортной инфраструктуры.
Субъектом транспортной инфраструктуры аэропорта, аэродрома, вертодрома
гражданской авиации признается лицо, владеющее аэродромом или вертодромом на
праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании и
эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета,
посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
В Федеральном законе «О транспортной безопасности»
предусматривается, что обеспечение транспортной безопасности на объектах
транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта
включает в себя осуществление комплекса мер по обеспечению защиты гражданской
авиации от актов незаконного вмешательства, который предусмотрен стандартами
Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской
авиации.
Устанавливается, что требования по соблюдению
транспортной безопасности обязательны, в том числе для юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, не являющихся субъектами транспортной
инфраструктуры и осуществляющих деятельность на объекте транспортной
инфраструктуры.
Предусматривается, что субъекты транспортной
инфраструктуры в отношении воздушных судов гражданской авиации, используемых
для осуществления воздушных коммерческих перевозок, разрабатывают
соответствующие программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов
(транспортных средств) с учетом требований, установленных международными
договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортной
безопасности» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных
средств) подлежат утверждению компетентным органом в области обеспечения
транспортной безопасности.
В Воздушном кодексе Российской Федерации и Федеральном
законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные
общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и
безопасности государства» признаны утратившими силу положения, связанные с
авиационной безопасностью гражданской авиации.
Воздушным кодексом Российской Федерации установлено,
что защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о
транспортной безопасности.
Аэродромы совместного базирования гражданских
воздушных судов, государственных воздушных судов и (или) воздушных судов
экспериментальной авиации, а также аэродромы совместного использования должны
отвечать требованиям, предъявляемым к аэродромам гражданской авиации, с учетом
установленных законом особенностей.
Аэродромы совместного базирования и аэродромы
совместного использования разделяются на сектора гражданской, государственной и
(или) экспериментальной авиации в порядке, установленном Минтрансом России,
уполномоченным органом в области обороны, уполномоченным органом в области
оборонной промышленности. Деятельность в границах секторов гражданской,
государственной и экспериментальной авиации осуществляется в соответствии с
законодательством в области гражданской, государственной и экспериментальной
авиации соответственно. Требования к аэродромам, вертодромам и посадочным
площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских
воздушных судов, к светосигнальному и метеорологическому оборудованию,
устанавливаемому на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета,
посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также
радиотехническому оборудованию и оборудованию авиационной электросвязи,
используемым для обслуживания воздушного движения, устанавливаются федеральными
авиационными правилами, утверждаемыми Минтрансом России.
Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов и
посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки
гражданских воздушных судов, в зависимости от видов полетов воздушных судов и
характеристик обслуживаемых воздушных судов, правила борьбы с опасностью,
создаваемой объектами животного мира на аэродромах, устанавливаются
федеральными авиационными правилами, утверждаемыми Минтрансом России.
Члены экипажа воздушного судна на основании
распоряжения командира воздушного судна имеют право применять все необходимые
меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями
создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо
угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям
командира воздушного судна.
При пресечении противоправных действий на борту
воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу
безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц
и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, члены
экипажа воздушного судна имеют право применять специальные средства
сдерживания, установленные законом.
Порядок действий членов экипажа воздушного судна при
пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые
своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета
воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются
подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, и правила применения
специальных средств сдерживания, устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года,
за исключением отдельных положений.
Южный транспортный прокурор государственный советник юстиции 2 класса Г.В. Крук
Изменения в законе «О транспортной безопасности»
Южная транспортная прокуратура разъясняет: Внесены изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Федеральным законом от 03.04.2023 № 107-ФЗ правовое регулирование вопросов защиты гражданской авиации отнесено к законодательству о транспортной безопасности, в связи с чем предусматривается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и Воздушный кодекс РФ.
Уточнено понятие субъекта транспортной инфраструктуры. Субъектом транспортной инфраструктуры аэропорта, аэродрома, вертодрома гражданской авиации признается лицо, владеющее аэродромом или вертодромом на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
В Федеральном законе «О транспортной безопасности» предусматривается, что обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя осуществление комплекса мер по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, который предусмотрен стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации.
Устанавливается, что требования по соблюдению транспортной безопасности обязательны, в том числе для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры.
Предусматривается, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении воздушных судов гражданской авиации, используемых для осуществления воздушных коммерческих перевозок, разрабатывают соответствующие программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств) с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортной безопасности» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств) подлежат утверждению компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В Воздушном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» признаны утратившими силу положения, связанные с авиационной безопасностью гражданской авиации.
Воздушным кодексом Российской Федерации установлено, что защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов, государственных воздушных судов и (или) воздушных судов экспериментальной авиации, а также аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к аэродромам гражданской авиации, с учетом установленных законом особенностей.
Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования разделяются на сектора гражданской, государственной и (или) экспериментальной авиации в порядке, установленном Минтрансом России, уполномоченным органом в области обороны, уполномоченным органом в области оборонной промышленности. Деятельность в границах секторов гражданской, государственной и экспериментальной авиации осуществляется в соответствии с законодательством в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации соответственно. Требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, к светосигнальному и метеорологическому оборудованию, устанавливаемому на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническому оборудованию и оборудованию авиационной электросвязи, используемым для обслуживания воздушного движения, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми Минтрансом России.
Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов, правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми Минтрансом России.
Члены экипажа воздушного судна на основании распоряжения командира воздушного судна имеют право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.
При пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, члены экипажа воздушного судна имеют право применять специальные средства сдерживания, установленные законом.
Порядок действий членов экипажа воздушного судна при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, и правила применения специальных средств сдерживания, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года, за исключением отдельных положений.
Южный транспортный прокурор государственный советник юстиции 2 класса Г.В. Крук
Газета "Общество и Экология"
12 мая
безопасность, гражданское общество, киевская русь, ответы, комментарии, аналитика, Экологические журналисты ЗА
безопасность, Закон, транспорт, Яндекс.Новости