Полигонное захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) до сих пор остается самым распространенным способом обращения с ними в регионах России. Для изменения этой ситуации проводится радикальная трансформация принципов и методов управления отходами в Российской Федерации в рамках реформирования отрасли.

В качестве приоритета в стратегическом документе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» обозначено достижение 100% сортировки и двукратного снижения объема захоронения отходов. Выполнение поставленных задач требует, кроме внедрения новых технологий и методов организации производственного процесса, серьезного совершенствование информационного и кадрового обеспечения функционирования новой отрасли народного хозяйства — обращения с отходами производства и потребления, в т. ч. ТКО, незаслуженно отодвинутые на второй план. Как показала практика, это стало одними из серьёзнейших факторов того, почему «мусорная» реформа сегодня «буксует».

К негативным результатам реформы обращения с отходами, длящейся уже несколько лет, население и хозяйствующие субъекты-образователи отходов причисляют, в первую очередь, немотивированное повышение тарифов на услуги по обращению с отходами при отсутствии изменений в лучшую сторону в части качества предоставления данных услуг. 

На настоящий момент сложилась ситуация, когда представители различных звеньев «мусорной цепочки» не имеют оперативной связи между собой и не четко представляют конечный результат реформы. Об этом же говорят и проведенные исследования общественного мнения: основные проблемы, препятствующие включению жителей и предпринимателей в практику эффективного обращения с отходами, является отсутствие информации о том, какие экологические и экономические последствия несет реформа, например, как и для чего будет осуществляться раздельный сбор ТБО.

На официальных сайтах органов власти субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и региональных операторов о деятельности по обращению с ТКО представлена крайне скудно и не системно. В условиях недостатка информации на основе противоречивых и обрывочных данных предприниматели и население выстраивают собственное видение и, как следствие, отношение к реформе обращения с отходами. Такое положение дел снижает доверие населения как к органам власти и исполнителям функций по обращению с отходами, так и к реформе в целом. Это не позволяет наладить диалог и плодотворное сотрудничество между всеми участниками системы обращения с отходами.

Другим негативным фактором, помимо инвестиционного, техническо-технологического и информационного обеспечения реформы, является отсутствие высококвалифицированных кадров. Именно поэтому одним из ключевых направлений реформирования должна стать работа по повышению квалификации, подготовке и переподготовке специалистов всех уровней отрасли обращения с отходами. Реализация задач кадрового обеспечения сферы обращения с отходами связана также с рынком труда и повышением занятости населения Российской Федерации. По оценкам экспертов, каждая тысяча тонн перерабатываемых отходов дает рынку труда от 8 до 12 новых рабочих мест.

Для сферы обращения с ТКО уже принято несколько профессиональных стандартов, а более трех десятков находятся в разработке. Необходимо отметить, что требования профессиональных стандартов не зависят от формы собственности организации или статуса работодателя и являются обязательными на основании статей 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации. Сложившаяся ситуация, а также изменение организационно-экономических условий приводит не только к повышенному спросу на подготовку и переподготовку кадров, но и требует кардинального повышения ее эффективности. На основе профессиональных стандартов должны быть разработаны новые образовательные программы, а также программы профессионального обучения и переподготовки.

Авторами данной статьи разработан ряд предложений по внедрению таких программ в вузах Санкт-Петербурга. Предлагаемые программы соответствуют положениям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №755 от 15.10.2021 года «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности». Обращаем внимание читателей, что этот приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2028 года. Он важен не только для специалистов предприятий сферы обращения с отходами, но и для сотрудников предприятий-образователей отходов.

В соотвествии с пунктом 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об обране окружающей среды», руководители организации и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывет или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Необходимо понимать, что от грамотности деятельности ответственных лиц в отходообразующих организациях зависят качество сортировки отходов на начальном этапе их жизненного цикла и возможности снижения негативного влияния отходов на окружающую среду. Именно качество сортировки, в конечном итоге, определяет перспективы и стоимость действий по использованию отходов на мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводах.

В письме №25-50/321-ОГ от 18 января 2021 года Министерство Природных ресусов и экологии Российской Федерации дает разъяснения о необходимости наличия документов о прохождении дополнительной профессиональной подготовки у сотрудников предприятий и организаций различных форм собственности, вовлеченных в процесс обращения с отходами. По разъяснению Министерства, необходимо обеспечить наличие таких документов в соответствие с новыми профессиональными стандартами, что позволит избежать штрафных санкций согласно части 1 статьи   5.27 КоАП Российской Федерации. Как показывает практика, пока контролирующие органы на занимают активную позицию в отношении взимания данных штрафов, но в условиях необходимости пополнения бюджетов всех уровней их активность может очень скоро возрасти.

Бушихин Валентин Владимирович, Экологический пресс-центр при общественной палате Российской Федерации, 8921 976 00 90, vbushihin55@mail.ru

Любарская Мария Александровна, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», 8921 908 5905, lioubarskaya@mail.ru