Резолюция Круглого стола «Высокое качество окружающей среды – основной ресурс устойчивого развития агломерации Санкт-Петербург – Ленинградская область», в рамках XIV Петербургского международного инвестиционного форума (ПМИФ) и XXV Международного форума «Российский промышленник», 11 ноября 2021г.

Организаторы мероприятия: Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (СПП СПб) Комитет по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб

Модератор: Гордышевский Семен Михайлович, председатель КЭПТБ СПП СПб

Устойчивое развитие Санкт-Петербурга, согласно «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (Закон Санкт-Петербурга №771-164 от 19.12.2018г.), имеет Генеральную цель – Обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение конкурентности Санкт-Петербурга.

Gordushevskiy TPP SPb 2021 3

Необходимые условия ее достижения:

                                   — развитие человеческого капитала;

                                   — повышение качества городской среды;

                                   — обеспечение устойчивого экономического роста.

Однако, нынешнее состояние базовой составляющей человеческого капитала – здоровья, – характеризуемое заболеваемостью населения, особенно в классах экологически обусловленных заболеваний, в Санкт-Петербурге отличается высокими уровнем и динамикой роста в сравнении с показателями Москвы и РФ.

Согласно статистике Минздрава РФ, за 2001-2019 гг. онкологическая заболеваемость в Санкт-Петербурге выросла в 2,3 раза (в Москве +14%, в РФ +38%); детская онкология – в 5,4 раза (в Москве +74%, в РФ +105%); врожденные аномалии детей – в 2,3 раза (в Москве -27%, в РФ +79%); болезни органов дыхания детей – в 1,8 раза (в Москве +2%, в РФ +48%); в итоге общая заболеваемость −  в 1,5 раза (в Москве -22%, в РФ +8%).

Ключевую роль в воздействии экологических факторов на организм человека играет качество атмосферного воздуха: в массообмене организма с окружающей средой воздух составляет 85% (питьевая вода – 10%, еда – 5%).

В 2014 году ВОЗ официально подтверждено: «Загрязнение воздуха является самым крупным в мире экологическим риском для здоровья».

Однако, состояние экологического мониторинга в нашем городе не дает возможности получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, в первую очередь, атмосферного воздуха, и экологического следа – загрязнения почвогрунтов экотоксикантами (тяжелыми металлами, бенз(а)пиреном, диоксинами).

Gordushevskiy TPP SPb 2021 2

Информирование городского сообщества о состоянии атмосферного воздуха на экологическом портале Санкт-Петербурга www.infoeco.ru осуществляется лишь по 3-5 загрязняющим веществам, среди которых нет приоритетных (наиболее опасных) веществ бенз(а)пирен и формальдегид. Согласно распоряжению Правительства РФ №1316-р от 2015 г., контроль загрязнения атмосферного воздуха должен осуществляться по 160 химическим веществам, не считая радиоактивных.

Данные наблюдений ФГБУ «Северо-Западное УГМС» и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (КПООС) о загрязнении воздуха противоречивы.

Gordushevskiy TPP SPb 2021 1

По данным СЗУ ГМС загрязнение атмосферного воздуха за 2013-2015 гг. по необъяснимым причинам снизилось в 7 раз: с 2 ПДК до 0,3 ПДК, в результате чего оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха изменилась с «высокого» до «низкого».

Экологический мониторинг почвогрунтов КПООС был прекращен после 2007 г., в нарушение закона Санкт-Петербурга №155-21 от 2006г. «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга». В январе 2021 года был упразднен сам этот закон (утратил силу с 21.02.2021 г.).

Локальное обследование почвогрунтов, проведенное КПООС в 2019 году в 8 районах города с целью определения загрязнения почвогрунтов, выявило рост концентраций бенз(а)пирена и,  особенно, диоксинов: медианные (средние) значения выросли с 0,3 нг/кг в 2007 г. до 2,9 нг/кг в 2019 г., почти в 10 раз (данные из Обзора «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2019 г.», КПООС, 2020 г.). Эти данные вступают в противоречие с данными мониторинга о загрязнении атмосферного воздуха и свидетельствуют о росте загрязнения.

Серьезным источником опасных выбросов в атмосферу является сжигание илового осадка канализационных очистных сооружений Водоканала. Расчеты жизненного цикла такой технологии показывают, что кроме остающегося зольного остатка (10%), при сжигании 1 тонны сухого осадка в атмосферу выбрасывается около 3 тн. парниковых газов и 1 тн. других химических соединений различной степени опасности. С учетом того, что в Санкт-Петербурге действует общесплавная система канализации, в иловом осадке содержится много хлорсодержащих соединений, в том числе антигололедных реагентов, заготавливаемых ежегодно в Санкт-Петербурге к зимнему сезону в количестве около 100 тыс. т. Количество илового осадка составляет около 400 т/сутки. При горении органических компонентов осадка в присутствии хлора неминуемо массированное образование диоксинов – суперэкотоксикантов, поступающих в атмосферу города. Предложения по замене технологии сжигания осадка на экологически безопасные технологии, успешно применяемые в Москве и некоторых других городах России, Водоканалом не рассматриваются.

Реформа в сфере обращения с ТКО пробуксовывает. Обоснованную тревогу вызывает анонсированное в опубликованной программе РТ-Инвест строительство 5-ти МСЗ в регионе Санкт-Петербург-Ленинградская область. При этом, реализация приоритетов обращения с ТКО – предотвращение образования отходов и сокращение образования отходов, предусматриваемая в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», практически не осуществляется. Создание монопольного регионального оператора по обращению с ТКО не сопровождается использованием и тиражированием передового опыта сортировки и переработки отходов, накопленного городскими предприятиями – операторами.

В сфере охраны окружающей среды ощущается острая нехватка специалистов-экологов, владеющих компетенциями и инструментами прикладной экологии и навыками по их применению.

Огромное значение имеет общественная активность граждан, осуществляемая в форме общественного экологического контроля. Примером его эффективности может служить опыт ликвидации экологической опасности полигона «Красный Бор». В результате активной работы общественных экспертов-волонтеров, общественных экологических экспертиз, критически опасный объект был выведен на уровень информационной прозрачности, что привело к принятию городской исполнительной властью своевременных грамотных решений. В настоящее время объект находится в стадии реализации проекта ликвидации накопленного экологического ущерба, осуществляемого ФГУП «Федеральный экологический оператор» РосАтома.

Выводы и Предложения:

  1. Санкт-Петербургу жизненно необходима полная и достоверная информация о состоянии окружающей среды, в первую очередь, атмосферного воздуха. Для этого необходим современный экологический мониторинг, обеспечивающий в режиме онлайн полную надежную информацию о состоянии атмосферного воздуха, воды, почв и других сред. Необходимо принятие нового закона Санкт-Петербурга «Об экологическом мониторинге в Санкт-Петербурге», учитывающего накопленный опыт.
  2. Необходима комплексная оценка экологического следа сжигания илового осадка на канализационных очистных сооружениях Водоканала. Накопленный опыт указывает на необходимость замены технологии сжигания на наилучшую доступную технологию переработки осадка с наименьшим негативным воздействием на окружающую среду, с учетом опыта Москвы и современных технологий устойчивого развития.
  3. Обращение с ТКО необходимо развивать по основным приоритетам: предотвращение образования и сокращение образования отходов, необходимо обеспечение конкурентности и масштабирование передового опыта сортировки и переработки отходов городских предприятий-операторов.
  4. Необходима активная поддержка развития системы подготовки специалистов по направлению «прикладная экология» для кадрового обеспечения устойчивого развития Санкт-Петербурга.
  5. Необходима поддержка всех форм общественной экологической активности, в первую очередь, экологической общественной экспертизы и общественного экологического контроля.
  6. Необходимо ускоренное развитие экологического просвещения с целью роста экологической грамотности и экологической культуры населения.

Участники Круглого стола:

 

Агафонов Игорь Васильевич

Член Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ, директор Санкт-Петербургского бюро журнала «ЭкоГрад» mp@greenlo.ru

Гордышевский Семен Михайлович

Председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб Председатель Совета Экологического союза keptb.spp.spb@mail.ru

Есина Елена Александровна

Член Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Судебный эксперт по экологии, к.э.н.

eesina@mail.ru

Копытенкова Ольга Ивановна

Профессор кафедры «Техносферная и экологическая безопасность» Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС), д.м.н. 5726164@mail.ru

Хмыров Всеволод Леонидович

Герой Российской Федерации, Председатель совета директоров СРО «Санкт-Петербургская Ассоциация Рециклинга», к.т.н. vsevolod1951@rambler.ru

Цветков Владимир Юрьевич

Ректор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды», д.г.н., профессор vts@ipkecol.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rezolucia Kruglogo Stola Gordushevskiy 2021 1 Rezolucia Kruglogo Stola Gordushevskiy 2021 2 Rezolucia Kruglogo Stola Gordushevskiy 2021 3 Rezolucia Kruglogo Stola Gordushevskiy 2021 4

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники