Резолюция Круглого стола «Высокое качество окружающей среды – основной ресурс устойчивого развития агломерации Санкт-Петербург – Ленинградская область», в рамках XIV Петербургского международного инвестиционного форума (ПМИФ) и XXV Международного форума «Российский промышленник», 11 ноября 2021г.
Организаторы мероприятия: Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (СПП СПб) Комитет по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб
Модератор: Гордышевский Семен Михайлович, председатель КЭПТБ СПП СПб
Устойчивое развитие Санкт-Петербурга, согласно «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (Закон Санкт-Петербурга №771-164 от 19.12.2018г.), имеет Генеральную цель – Обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение конкурентности Санкт-Петербурга.
Необходимые условия ее достижения:
— развитие человеческого капитала;
— повышение качества городской среды;
— обеспечение устойчивого экономического роста.
Однако, нынешнее состояние базовой составляющей человеческого капитала – здоровья, – характеризуемое заболеваемостью населения, особенно в классах экологически обусловленных заболеваний, в Санкт-Петербурге отличается высокими уровнем и динамикой роста в сравнении с показателями Москвы и РФ.
Согласно статистике Минздрава РФ, за 2001-2019 гг. онкологическая заболеваемость в Санкт-Петербурге выросла в 2,3 раза (в Москве +14%, в РФ +38%); детская онкология – в 5,4 раза (в Москве +74%, в РФ +105%); врожденные аномалии детей – в 2,3 раза (в Москве -27%, в РФ +79%); болезни органов дыхания детей – в 1,8 раза (в Москве +2%, в РФ +48%); в итоге общая заболеваемость − в 1,5 раза (в Москве -22%, в РФ +8%).
Ключевую роль в воздействии экологических факторов на организм человека играет качество атмосферного воздуха: в массообмене организма с окружающей средой воздух составляет 85% (питьевая вода – 10%, еда – 5%).
В 2014 году ВОЗ официально подтверждено: «Загрязнение воздуха является самым крупным в мире экологическим риском для здоровья».
Однако, состояние экологического мониторинга в нашем городе не дает возможности получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, в первую очередь, атмосферного воздуха, и экологического следа – загрязнения почвогрунтов экотоксикантами (тяжелыми металлами, бенз(а)пиреном, диоксинами).
Информирование городского сообщества о состоянии атмосферного воздуха на экологическом портале Санкт-Петербурга www.infoeco.ru осуществляется лишь по 3-5 загрязняющим веществам, среди которых нет приоритетных (наиболее опасных) веществ бенз(а)пирен и формальдегид. Согласно распоряжению Правительства РФ №1316-р от 2015 г., контроль загрязнения атмосферного воздуха должен осуществляться по 160 химическим веществам, не считая радиоактивных.
Данные наблюдений ФГБУ «Северо-Западное УГМС» и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (КПООС) о загрязнении воздуха противоречивы.
По данным СЗУ ГМС загрязнение атмосферного воздуха за 2013-2015 гг. по необъяснимым причинам снизилось в 7 раз: с 2 ПДК до 0,3 ПДК, в результате чего оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха изменилась с «высокого» до «низкого».
Экологический мониторинг почвогрунтов КПООС был прекращен после 2007 г., в нарушение закона Санкт-Петербурга №155-21 от 2006г. «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга». В январе 2021 года был упразднен сам этот закон (утратил силу с 21.02.2021 г.).
Локальное обследование почвогрунтов, проведенное КПООС в 2019 году в 8 районах города с целью определения загрязнения почвогрунтов, выявило рост концентраций бенз(а)пирена и, особенно, диоксинов: медианные (средние) значения выросли с 0,3 нг/кг в 2007 г. до 2,9 нг/кг в 2019 г., почти в 10 раз (данные из Обзора «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2019 г.», КПООС, 2020 г.). Эти данные вступают в противоречие с данными мониторинга о загрязнении атмосферного воздуха и свидетельствуют о росте загрязнения.
Серьезным источником опасных выбросов в атмосферу является сжигание илового осадка канализационных очистных сооружений Водоканала. Расчеты жизненного цикла такой технологии показывают, что кроме остающегося зольного остатка (10%), при сжигании 1 тонны сухого осадка в атмосферу выбрасывается около 3 тн. парниковых газов и 1 тн. других химических соединений различной степени опасности. С учетом того, что в Санкт-Петербурге действует общесплавная система канализации, в иловом осадке содержится много хлорсодержащих соединений, в том числе антигололедных реагентов, заготавливаемых ежегодно в Санкт-Петербурге к зимнему сезону в количестве около 100 тыс. т. Количество илового осадка составляет около 400 т/сутки. При горении органических компонентов осадка в присутствии хлора неминуемо массированное образование диоксинов – суперэкотоксикантов, поступающих в атмосферу города. Предложения по замене технологии сжигания осадка на экологически безопасные технологии, успешно применяемые в Москве и некоторых других городах России, Водоканалом не рассматриваются.
Реформа в сфере обращения с ТКО пробуксовывает. Обоснованную тревогу вызывает анонсированное в опубликованной программе РТ-Инвест строительство 5-ти МСЗ в регионе Санкт-Петербург-Ленинградская область. При этом, реализация приоритетов обращения с ТКО – предотвращение образования отходов и сокращение образования отходов, предусматриваемая в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», практически не осуществляется. Создание монопольного регионального оператора по обращению с ТКО не сопровождается использованием и тиражированием передового опыта сортировки и переработки отходов, накопленного городскими предприятиями – операторами.
В сфере охраны окружающей среды ощущается острая нехватка специалистов-экологов, владеющих компетенциями и инструментами прикладной экологии и навыками по их применению.
Огромное значение имеет общественная активность граждан, осуществляемая в форме общественного экологического контроля. Примером его эффективности может служить опыт ликвидации экологической опасности полигона «Красный Бор». В результате активной работы общественных экспертов-волонтеров, общественных экологических экспертиз, критически опасный объект был выведен на уровень информационной прозрачности, что привело к принятию городской исполнительной властью своевременных грамотных решений. В настоящее время объект находится в стадии реализации проекта ликвидации накопленного экологического ущерба, осуществляемого ФГУП «Федеральный экологический оператор» РосАтома.
Выводы и Предложения:
- Санкт-Петербургу жизненно необходима полная и достоверная информация о состоянии окружающей среды, в первую очередь, атмосферного воздуха. Для этого необходим современный экологический мониторинг, обеспечивающий в режиме онлайн полную надежную информацию о состоянии атмосферного воздуха, воды, почв и других сред. Необходимо принятие нового закона Санкт-Петербурга «Об экологическом мониторинге в Санкт-Петербурге», учитывающего накопленный опыт.
- Необходима комплексная оценка экологического следа сжигания илового осадка на канализационных очистных сооружениях Водоканала. Накопленный опыт указывает на необходимость замены технологии сжигания на наилучшую доступную технологию переработки осадка с наименьшим негативным воздействием на окружающую среду, с учетом опыта Москвы и современных технологий устойчивого развития.
- Обращение с ТКО необходимо развивать по основным приоритетам: предотвращение образования и сокращение образования отходов, необходимо обеспечение конкурентности и масштабирование передового опыта сортировки и переработки отходов городских предприятий-операторов.
- Необходима активная поддержка развития системы подготовки специалистов по направлению «прикладная экология» для кадрового обеспечения устойчивого развития Санкт-Петербурга.
- Необходима поддержка всех форм общественной экологической активности, в первую очередь, экологической общественной экспертизы и общественного экологического контроля.
- Необходимо ускоренное развитие экологического просвещения с целью роста экологической грамотности и экологической культуры населения.
Участники Круглого стола:
Агафонов Игорь Васильевич
Член Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ, директор Санкт-Петербургского бюро журнала «ЭкоГрад» mp@greenlo.ru
Гордышевский Семен Михайлович
Председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб Председатель Совета Экологического союза keptb.spp.spb@mail.ru
Есина Елена Александровна
Член Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Судебный эксперт по экологии, к.э.н.
eesina@mail.ru
Копытенкова Ольга Ивановна
Профессор кафедры «Техносферная и экологическая безопасность» Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС), д.м.н. 5726164@mail.ru
Хмыров Всеволод Леонидович
Герой Российской Федерации, Председатель совета директоров СРО «Санкт-Петербургская Ассоциация Рециклинга», к.т.н. vsevolod1951@rambler.ru
Цветков Владимир Юрьевич
Ректор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды», д.г.н., профессор vts@ipkecol.ru
|
|
Высокое качество окружающей среды – основной ресурс устойчивого развития агломерации Санкт-Петербург – Ленинградская область
Резолюция Круглого стола «Высокое качество окружающей среды – основной ресурс устойчивого развития агломерации Санкт-Петербург – Ленинградская область», в рамках XIV Петербургского международного инвестиционного форума (ПМИФ) и XXV Международного форума «Российский промышленник», 11 ноября 2021г.
Организаторы мероприятия: Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (СПП СПб) Комитет по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб
Модератор: Гордышевский Семен Михайлович, председатель КЭПТБ СПП СПб
Устойчивое развитие Санкт-Петербурга, согласно «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (Закон Санкт-Петербурга №771-164 от 19.12.2018г.), имеет Генеральную цель – Обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение конкурентности Санкт-Петербурга.
Необходимые условия ее достижения:
— развитие человеческого капитала;
— повышение качества городской среды;
— обеспечение устойчивого экономического роста.
Однако, нынешнее состояние базовой составляющей человеческого капитала – здоровья, – характеризуемое заболеваемостью населения, особенно в классах экологически обусловленных заболеваний, в Санкт-Петербурге отличается высокими уровнем и динамикой роста в сравнении с показателями Москвы и РФ.
Согласно статистике Минздрава РФ, за 2001-2019 гг. онкологическая заболеваемость в Санкт-Петербурге выросла в 2,3 раза (в Москве +14%, в РФ +38%); детская онкология – в 5,4 раза (в Москве +74%, в РФ +105%); врожденные аномалии детей – в 2,3 раза (в Москве -27%, в РФ +79%); болезни органов дыхания детей – в 1,8 раза (в Москве +2%, в РФ +48%); в итоге общая заболеваемость − в 1,5 раза (в Москве -22%, в РФ +8%).
Ключевую роль в воздействии экологических факторов на организм человека играет качество атмосферного воздуха: в массообмене организма с окружающей средой воздух составляет 85% (питьевая вода – 10%, еда – 5%).
В 2014 году ВОЗ официально подтверждено: «Загрязнение воздуха является самым крупным в мире экологическим риском для здоровья».
Однако, состояние экологического мониторинга в нашем городе не дает возможности получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, в первую очередь, атмосферного воздуха, и экологического следа – загрязнения почвогрунтов экотоксикантами (тяжелыми металлами, бенз(а)пиреном, диоксинами).
Информирование городского сообщества о состоянии атмосферного воздуха на экологическом портале Санкт-Петербурга www.infoeco.ru осуществляется лишь по 3-5 загрязняющим веществам, среди которых нет приоритетных (наиболее опасных) веществ бенз(а)пирен и формальдегид. Согласно распоряжению Правительства РФ №1316-р от 2015 г., контроль загрязнения атмосферного воздуха должен осуществляться по 160 химическим веществам, не считая радиоактивных.
Данные наблюдений ФГБУ «Северо-Западное УГМС» и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (КПООС) о загрязнении воздуха противоречивы.
По данным СЗУ ГМС загрязнение атмосферного воздуха за 2013-2015 гг. по необъяснимым причинам снизилось в 7 раз: с 2 ПДК до 0,3 ПДК, в результате чего оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха изменилась с «высокого» до «низкого».
Экологический мониторинг почвогрунтов КПООС был прекращен после 2007 г., в нарушение закона Санкт-Петербурга №155-21 от 2006г. «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга». В январе 2021 года был упразднен сам этот закон (утратил силу с 21.02.2021 г.).
Локальное обследование почвогрунтов, проведенное КПООС в 2019 году в 8 районах города с целью определения загрязнения почвогрунтов, выявило рост концентраций бенз(а)пирена и, особенно, диоксинов: медианные (средние) значения выросли с 0,3 нг/кг в 2007 г. до 2,9 нг/кг в 2019 г., почти в 10 раз (данные из Обзора «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2019 г.», КПООС, 2020 г.). Эти данные вступают в противоречие с данными мониторинга о загрязнении атмосферного воздуха и свидетельствуют о росте загрязнения.
Серьезным источником опасных выбросов в атмосферу является сжигание илового осадка канализационных очистных сооружений Водоканала. Расчеты жизненного цикла такой технологии показывают, что кроме остающегося зольного остатка (10%), при сжигании 1 тонны сухого осадка в атмосферу выбрасывается около 3 тн. парниковых газов и 1 тн. других химических соединений различной степени опасности. С учетом того, что в Санкт-Петербурге действует общесплавная система канализации, в иловом осадке содержится много хлорсодержащих соединений, в том числе антигололедных реагентов, заготавливаемых ежегодно в Санкт-Петербурге к зимнему сезону в количестве около 100 тыс. т. Количество илового осадка составляет около 400 т/сутки. При горении органических компонентов осадка в присутствии хлора неминуемо массированное образование диоксинов – суперэкотоксикантов, поступающих в атмосферу города. Предложения по замене технологии сжигания осадка на экологически безопасные технологии, успешно применяемые в Москве и некоторых других городах России, Водоканалом не рассматриваются.
Реформа в сфере обращения с ТКО пробуксовывает. Обоснованную тревогу вызывает анонсированное в опубликованной программе РТ-Инвест строительство 5-ти МСЗ в регионе Санкт-Петербург-Ленинградская область. При этом, реализация приоритетов обращения с ТКО – предотвращение образования отходов и сокращение образования отходов, предусматриваемая в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», практически не осуществляется. Создание монопольного регионального оператора по обращению с ТКО не сопровождается использованием и тиражированием передового опыта сортировки и переработки отходов, накопленного городскими предприятиями – операторами.
В сфере охраны окружающей среды ощущается острая нехватка специалистов-экологов, владеющих компетенциями и инструментами прикладной экологии и навыками по их применению.
Огромное значение имеет общественная активность граждан, осуществляемая в форме общественного экологического контроля. Примером его эффективности может служить опыт ликвидации экологической опасности полигона «Красный Бор». В результате активной работы общественных экспертов-волонтеров, общественных экологических экспертиз, критически опасный объект был выведен на уровень информационной прозрачности, что привело к принятию городской исполнительной властью своевременных грамотных решений. В настоящее время объект находится в стадии реализации проекта ликвидации накопленного экологического ущерба, осуществляемого ФГУП «Федеральный экологический оператор» РосАтома.
Выводы и Предложения:
Участники Круглого стола:
Агафонов Игорь Васильевич
Член Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ, директор Санкт-Петербургского бюро журнала «ЭкоГрад» mp@greenlo.ru
Гордышевский Семен Михайлович
Председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб Председатель Совета Экологического союза keptb.spp.spb@mail.ru
Есина Елена Александровна
Член Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Судебный эксперт по экологии, к.э.н.
eesina@mail.ru
Копытенкова Ольга Ивановна
Профессор кафедры «Техносферная и экологическая безопасность» Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС), д.м.н. 5726164@mail.ru
Хмыров Всеволод Леонидович
Герой Российской Федерации, Председатель совета директоров СРО «Санкт-Петербургская Ассоциация Рециклинга», к.т.н. vsevolod1951@rambler.ru
Цветков Владимир Юрьевич
Ректор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды», д.г.н., профессор vts@ipkecol.ru
Газета "Общество и Экология"
24 ноября
безопасность, Газета и сайт, гражданское общество, зеленая идея, Мероприятия, Наши статьи, общество и экология, особое мнение, ответы, комментарии, аналитика, разное, СМИ, Экологические журналисты ЗА
воздух, Гордышевский, здоровье, ленобласть, петербург, ТПП, Яндекс.Новости