Проблема чистой воды в современном мире беспокоит людей всё больше. Водоемы загрязняются, высыхают. Кто они, «доктора» рек и озёр?
Представитель руководства коммерческой компании ООО «ЭкоГидроТехнологии» Павел Валерьевич Васильев рассказал в интервью, как компания очищает водоемы, какие бывают сложности и особенности техники, почему возникают проблемы с реками и озёрами, а также дал советы, как не допустить их загрязнения.
*Компания специализируется на очистке водоёмов с 2007 года. Было выполнено около 400 дноуглубительных, берегоукрепительных, экологических работ различного уровня сложности.
Как всё образовалось?
– С чего начиналась работа вашей компании?
– Начиналось всё с приобретения первой специальной машины – земснаряда*. На тот момент в России они практически не использовались. Но мы не первооткрыватели, в других компаниях такие устройства уже были. Прошли обучение в Финляндии, набрались знаний и опыта. А потом уже сами помогали людям освоить это ремесло. Я работал шесть лет в земснаряде и был его капитаном.
*Земснаряд – судно технического флота, которое предназначено для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.
– Чем вы занимаетесь?
– Вся идея заключается в оздоровлении экологии. То есть мы очищаем реки и озёра гидромеханизированным способом. Гидромеханизация – это расчистка рек и озер земснарядом в какой-либо части акватории. Также мы проводим биологическую очистку.
Этапы работы такие:
- Обращение государства или частного лица;
- Работа с документами.
Необходимо выполнить много различных махинаций с документами, потому что законодательство ужесточило всё, что касается воды.
Что с техникой?
– Как работает земснаряд?
– Земснаряд может углублять дно, выравнивать берега с помощью фрезы.
Фреза – это инструмент с вращающимися резцами для разрыхления почвы, измельчения грунта и прочее. Ковшом земснаряд очищает заросший берег. Далее, где нет глубин, мы ставим фрезу, и весь грунт он всасывает в себя, пропускает через пульпопровод (трубу) и выкидывает до километра. Как правило это делается в карту намыва*. То есть выделяется какой-то участок земли, он обваловывается со всех сторон, чтобы вода не вытекала, и через сливные колодцы она попадает в водоем, а грунт остается внутри в карте намыва. Его мы кладем на берег. Грунт либо ликвидируют, либо оставляют на месте. Это уже на усмотрение заказчика.
земснаряд
* Карта намыва – часть намывного сооружения, имеющая собственные устройства для отвода отстоявшейся воды.
– Какие работы делала компания?
Мы выполняем частные и государственные заказы.
Например, человек захотел очистить часть реки возле дома. Он оформляет через нас документы, оплачивает доставку земснаряда, работу, и мы расчищаем его участок. Это частный заказ.
Государственные заказы подразумевают очистку каких-либо крупных акваторий. Чаще всего это противопаводковые мероприятия.
Вы слышали, что недавно полстраны затопило? Это из-за того,
реки никогда не чистились. Если река мельчает, то её
водопропускная способность снижается, образуются пробки. Чтобы «вылечить» водоем, мы убираем разливы прорезями и земснарядом пробиваем русло от песка, ила и глины, тем самым позволяя воде спокойно протекать.
В одно время компания использовала земснаряды, как ледоколы. В Свири была катастрофическая ситуация, и к нам обратилось МСЧ за советом.
Мы сделали защиту на земснарядах и в ковшовом режиме взрывали лед, чтобы река могла очиститься. К сожалению, после этого испортили технику вдребезги и больше не проводили подобные работы.
На сегодняшний день мы вышли на Гатчину. Около Приоратского дворца находятся царские пруды, которые являются культурным наследием под защитой ЮНЕСКО. Там идёт очистка озера. Очистку делаем технологией геотубированием. Геотуба
– современная технология обезвоживания ила, осадков, сточных вод. Это огромный, плотный мешок, в который заводится труба земснаряда и внутрь этого мешка начинает подаваться пульпа. Чтобы она хорошо отдавала воду, мы закачиваем в мешок ил, грунт и подаем флокулянт*, который позволяет с аккумулировать всю субстанцию. Следовательно, вода уходит через поры, и мы получаем сухой грунт, который потом вывозим. Технология хороша тем, что всё остаётся аккуратным, чистым, но она достаточно дорогая.
На данный момент у нас почти одни государственные заказы. Раньше было больше частных, но из-за кризисов они сократились.
*Флокулянт – это химический реагент, который применяют для очистки воды от примесей на производственных объектах, в бассейнах.
– Вы упоминали про биологическую очистку. Каков принцип её работы?
– Есть водоемы закрытого типа, например, пруд. Он зарастает и со временем превращается в болото. Если мы не можем гидромеханизированным способом очистить водоем, то используем малую механизацию. Это маленькие земснаряды, которые выкашивают камыш, собирают и убирают его. Так мы ликвидируем верхнюю растительность. Дальше идет работа с микроорганизмами. Они бывают разными, в зависимости от того, какой водоём. Мы используем бактерии Биоклин американо-индийского производства. В лаборатории делают расчёты по анализам воды, грунтов, и на основе этого подбираются бактерии. Их доставляют в водоём, и они начинают питаться илом, ряской и другой патогенной флорой, делают воду прозрачной, уничтожают природный слой. Процедура восстанавливает биоценоз водоёма.
Биологическую очистку мы использовали недавно в Охта парке.
– Какие трудности возникают?
– В процессе работы идет большой износ техники, а ремонт дорогой и требует опытных специалистов в этом деле.
Еще одна проблема – это нехватка специалистов-багермейстеров*. Учебных заведений этой профессии больше не существует на государственном уровне, есть только частные школы.
*Багермейстер – это как капитан на судне, только управляет он земснарядом. Его работа сопряжена с трудностями и требует особой концентрации внимания.
«Надо брать европейский опыт»
– Почему загрязняются реки?
– Два фактора способствуют загрязнению: человеческий и природный.
Чаще всего это антропогенный мусор, то есть бытовой. Что только мы не достаем из рек: колёса, пластмассу, железо, бытовую технику, даже вертолёты. В водоемы попадают листья, древесина, всё это перегнивает и превращается в иловые отложения. Их уровень может быть колоссальным, так как государственные программы по реабилитации рек и озер массово пока что не проводились. Поэтому многие водоемы со временем превращаются в болото. Мы стараемся это предотвратить.
– Многие люди не заботятся и не задумываются об экологии. Какие советы дадите тем, кто рассеянно относится к природе?
– Тут зависит от того, насколько человек ответственен за окружающий мир. Я думаю, что надо брать европейский опыт: устанавливать штрафы и контроль. Многие предприятия сливают в реки различные отходы, а наказания за это никакого нет. Как Европа преодолела эту проблему? Они построили мусоросжигательные и перерабатывающие заводы, чтобы весь мусор утилизировать. У них есть организации, которые все отходы собирают, сдают, перерабатывают и запускают во вторичное использование. А у нас многие мусор выбрасывают в озеро и не задумываются о последствиях.
А так тут совет один – любить искренне природу, она у нас одна.
Лиана Савченко