Экологические происшествия, связанные с разливом нефтепродуктов, потрясли общественность. Какие меры необходимо предпринять, чтобы пресечь подобные инциденты в будущем, рассказал журналист Сергей Лисовский.

Буксир «Товарищ Андрей» оставил следы топлива в Выборгском заливе. По данным РИА Новости, загрязнение вызвано утечкой нефтепродуктов с судна, пришвартованного 11 августа с 9:00 до 19:00 к причалу морского порта.

Последствия локального ЧП удалось устранить уже к вечеру следующего дня после утечки. Примерный объем разлива нефтепродуктов составил 100 литров.

Сергей Лисовский, член Экологического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, главный редактор газеты «Общество и экология» назвал «ПолитЭксперту» главные причины произошедшего.

Собеседник издания подчеркнул, что подобные нефтеразливы в окрестностях Северной столицы случались и ранее — не только в Выборге, но и на Неве. По мнению специалиста в области экологии, ответ на вопрос, когда это прекратится, напрямую зависит от судовладельцев.

«Если бизнес, судовладельцы, транспортные компании дружат с экологией и с природоохранным законодательством, то они будут делать все, чтобы этого не произошло».

При этом Лисовский не исключает, что подобные происшествия могут быть не только следствием невнимательности к вопросам экологической безопасности, но и определенной случайностью. Человеческий фактор играет большую роль, считает собеседник издания. Но важно разграничивать понятия случайности и непростительного поведения — например, когда работник судна находился в алкогольном опьянении.

Вместе с тем главный редактор отмечает, что для природы в этот момент уже все равно, поскольку загрязнение произошло. Оно в любом случае будет негативным образом влиять на экосистему планеты. О мерах, принятие которых необходимо в первую очередь, Лисовский говорит следующее:

«Сейчас важно не искать виновного, это потом уже разберутся, а снизить риск загрязнения акватории от произошедшего. То есть минимизировать ущерб, нанесенный природе».

Главное, по мнению собеседника ПЭ, — остановить загрязнение. То есть выставить боровые заграждения, применить сорбенты, провести целый комплекс мероприятий по ликвидации нефтеразлива.

Лисовский провел параллели между ситуацией в Выборге и происшествием в порту Новороссийска, где несколькими днями ранее произошел залповый выброс нефти в Черное море. По данным Института космических исследований РАН, площадь загрязнения оценивалась почти в 80 квадратных километров. Как сообщили в Каспийском трубопроводном консорциуме, причиной случившегося мог стать заводской брак гидрокомпенсатора.

«На сегодняшний день акватория и берег чистые, это зафиксировано многократно, в том числе Росприроднадзором», — цитирует главу КТК Николая Горбаня ТАСС.

«Если мы еще приплюсуем сюда трагедию экологическую в Норильске (утечка дизельного топлива в 2020 году. — Прим. ред.), то, действительно, нужно сказать, что это становится уже таким не случайным, а системным фактором», — подчеркнул Лисовский.

Журналист считает, что основная причина кроется в том, что крупный бизнес халатно относится к современной экологической обстановке. При этом урон, который наносится природе, нельзя восстановить теми средствами, которые выделяются компаниями. Деградация территорий, экосистем, морских территорий существенна, убежден собеседник ПЭ.

Для решения экологической проблемы Лисовский предложил проводить политику повышения штрафов за природоохранные нарушения. Ключом к решению проблемы, по его словам, станет внедрение экологического просвещения и формирование экологической грамотности:

«Психология равнодушного человека — это самое страшное преступление. Равнодушный человек, который не требует от другого соблюдать природоохранное законодательство, сам не соблюдает его. Вот откуда формируется серия экологических нарушений».

Ранее член правления крымской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов рассказал о том, как решить проблему водоснабжения Крыма, а также о том, какие экологические проблемы на полуострове остаются нерешенными сегодня.

Источник: ПолитЭксперт