Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич!

В государственной программе «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт – Петербурге», с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Санкт – Петербурга от 26.03.2021 №179, предполагается переработка твердых коммунальных отходов города по методу ускоренного аэробного биокомпостирования.

В упомянутой госпрограмме есть подпрограмма 3 – «Региональная программа Санкт-Петербурга в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», которую должен исполнять «Невский экологический оператор».

Основным постулатом этой подпрограммы является заведомо ложный тезис, вводящий в заблуждение региональные и федеральные власти. В частности, там написано: «Санкт-Петербург является единственным субъектом Российской Федерации на территории Северо-Западного федерального округа, где в области обращения с ТКО на протяжении более 25 лет успешно применяется технология аэробного биотермического компостирования. Указанная технология является приоритетной для Санкт-Петербурга технологией переработки ТКО.»  На самом деле применение технологии аэробного компостирования обернулось грандиозным провалом. Речь идет о производстве якобы компоста на мусороперерабатывающих заводах в Янино и Горелово. Несмотря на двойную переборку мусора, направленную на извлечение из него токсичных материалов и вторичных материальных ресурсов, на добавление в полученный «компост» песка и торфа, на дополнительное, после барабанной ферментации, выдерживание компоста в гуртах, на неоднократную смену руководства заводов, «компост» так и не стал товарным продуктом и весь уходил на захоронение на мусорный полигон «Новоселки», так-как опасных веществ в нем было столько, что ни одно сельхозпредприятие его не принимало. Для садово-паркового хозяйства компост было невозможно использовать из-за наличия сильного неприятного запаха.

Согласно упомянутой госпрограмме, на двух площадках (в Янино и Горелово) предполагается обрабатывать 2 миллиона тонн отходов, то есть практически весь бытовой мусор города, что после извлечения вторичных материальных ресурсов и добавления торфа даст те же два миллиона того продукта, что руководство заводов попытается сбыть как органические удобрения.

В Ленинградской области примерно 360 тысяч гектаров пашни, на которые может вносится не более 20 тонн/га органических удобрений раз в 3-4 года, итого – примерно 7 200 000 тонн за 3-4 года. Между тем агропромышленный комплекс Ленинградской области производит сырья для удобрений 8 млн. тонн в год, считая и жидкую фракцию, то есть с избытком обеспечивает и поля, и прочие сельхозугодья своими мощностями. Дополнительные два миллиона тонн компоста в Ленинградской области не найдут сбыт.

Вероятнее всего, компост будет зловонными кучами складироваться на территории заводов в Янино и Горелово, как и было до недавнего времени, создавая напряженную социальную обстановку, либо вывозиться на полигоны в Ленинградскую область.

Между тем, существуют технологии безотходной переработки твердых коммунальных отходов, с преобразованием всех фракций в продукт, потребляемый в хозяйстве, применение которых окупается в течении 6 лет. Строительство этих заводов для переработки двух миллионов тонн городского мусора обойдется в 6-7 млрд. р, что на порядок ниже затрат, заложенных в упомянутую госпрограмму.

Просим Вас рассмотреть иные технологии по переработке отходов. 

С глубоким уважением –

Председатель Северо-Западного Зеленого Креста, участник Общественного экологического Совета при Губернаторе Санкт-Петербурга, Ю.С. Шевчук