Неоднократно возвращался к целеполаганию в «зелёном движении», и, видимо, придётся в будущем ещё уделять время этому.

Разумеется, в общественных организациях полно людей, которые там социализируются, находят себе гендерную пару или дружеский круг общения, учатся чему- либо, наконец, просто экономят затраты на путешествия, работая волонтером в других странах. Им, собственно, все едино, чем заниматься, лишь бы начальство было довольно и совесть была чиста.

Но есть и незначительный в количественном плане слой людей рефлексирующих, размышляющих о целях своей работы. Они не хотят тратить время на пустяки, им не нужна ни социализация, ни путешествия, ни новые знакомства – они вполне социально адаптированы.

К сожалению, часто бывает, что они настолько зажаты предрассудками социума, настолько зависят от социальной среды, что не обладают возможностью свободно мыслить. Они постоянно опасаются быть подвергнуты общественному порицанию за свои мысли, быть обвиненными в расизме или «левачестве», человеконенавистничестве или антропоцентризме…  Они даже боятся сформулировать вопросы, не то, что на них отвечать…

Между тем, явное отсутствие принципиальных успехов у экологических организаций заставляет задаваться следующим вопросом почти каждого из их участников, исключая неспособных вообще задавать вопросы: а те ли задачи мы ставили перед собой?

На протяжении всей истории человечества реальные и выдуманные герои изменяли реальность – мечом, ремеслом, словом… Ланцелот и Будда, Прометей и Христос не пытались сохранить мир неизменным. Напротив, они старались его изменить.

Слом произошёл в начале ХХ века. Вначале ученые (Шпенглер) , а затем и творческие деятели (из состава группы «Инклинги» — Клайв Стейплз Льюис, Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон, доктор Роберт Хавард, Уэвилл Когхилл, Джон Толкин, Чарлз Уильямс, Оуэн Барфилд и другие) стали создавать образ героя – защитника, который не даёт злым силам обрушить такой милый и уютный существующий мир в бездну войны и рабства. Ну а дальше подключились комиксы, Голливуд, «капитан Америка», Супермены всех мастей и даже одинокий мститель Джеймс Бонд.
 Разумеется, по сравнению с 1913 годом все начавшиеся позже социальные эксперименты фашистов, большевиков, национал-социалистов, маоистов и так далее казались воплощением абсолютного зла. Только дело было в том, что они как раз и выросли из обстановки далеко не идеального условного «1913 года», об этом хорошо написано у Ильи Эренбурга – и в романе «Люди, годы, жизнь», и в «Приключениях Хулио Хурентио». У человечества есть врожденная патология, это хорошо понимали люди Средневековья, совершенно не надеявшиеся, что даже святые смогут с этой патологией справится и понимающие, что весь мир есть царство дьявола.

Сейчас, когда мы пришли к завершению очередного цивилизационного цикла, в общественном сознании всегда воспринимаемого, как «конец света», настала последняя возможность пока еще спокойно осознать причины и принять следствия такого положения дел. Следствия, в первую очередь, для нашего повседневного поведения.

Меня часто спрашивают: «что каждый человек может сделать для спасения окружающей среды?» Вопрос подразумевает нарушение второго закона термодинамики о возрастании энтропии, ведь чем больше человек делает, даже для пользы окружающей среды, тем больше отходов остается от его деятельности – если, конечно, подсчитать все отходы, включая отходы от его личной жизнедеятельности. Математически правильный ответ – смерть любого из нас принесет больше пользы окружающей среде, чем любое наше дело. Но этот ответ не совпадает с нашей моралью, в которой присутствует табу на самоубийство.

Конечно, зная заранее, что твои усилия ничего принципиально изменить не могут, можно просто утешать свою совесть тем, что ты сделал все возможное с учетом малых своих сил – раскладывал мусор по пакетикам, сажал деревья, ездил на велосипеде, а не на автомашине… Выглядит со стороны это фальшиво, как покупка индульгенции грабителем. К тому же получается, что человек сам соглашается со своим убожеством, ограниченностью возможностей. Тем более, что существует масса важных для нашего времени вопросов в сфере экологии, в решении которых могут принимать участие буквально все (обладающие определенным базовым интеллектом, конечно).

Назову темы, которые, на мой взгляд, нуждаются в глубокой проработке силами общественных организаций.

Практика управления экологической катастрофой. Пока что она заключается в доведении до возможно большего количества людей на планете правды о характере, причинах и последствиях этой катастрофы, причем правды адаптировано изложенной, которая должна быть понята не только людьми, принимающими решения, но и массами населения. Пишутся книги и статьи, снимаются фильмы, до населения доводится постулат о неизбежности перемен во всем привычном жизненном укладе. Даются прогнозы на развитие различных стран в зависимости от экологических перемен. До сих пор ни один прогноз не был благоприятен и ни один неблагоприятный прогноз не был оспорен учеными. Но, как мы видим, не происходит сознательного перехода к иному миру и большинство людей живет, как и раньше. Это означает, что последствия катастрофы будут для них ужасны, огромное количество людей умрет даже не от жажды или болезней, а от психологического шока. Подобный сценарий желательно было бы предотвратить, и тут есть место работы для общественных объединений – в подготовке людей к неизбежному.

В условиях «предапокалипсиса» старая мораль даёт сбои. Выработке новой морали и, соответственно, модели поведения, посвящен большой пласт эсхатологической литературы. Беда только в том, что вся она нуждается в осовременивании, модернизированном прочтении. И это – тоже наша задача.

На повестке дня остаются, как и во времена Шпенглера и Швейцера, исследования глубинных причин экологического кризиса, и не столько географических, сколько физиологических и психологических. С периодичностью в полторы тысячи лет кризисные явления в окружающей среде прокатываются по Земному шару, и человек в меру сил своих принимает участие в их развитии. Можно ли вырваться из этого цикла на уровне белкового разумного существа? Или разуму предстоит найти себе иное вместилище?

Все актуальнее становится показ причин и следствий катастрофы силами искусства. Пока что только полки фантастики в книжных магазинах забиты прогнозами о конце света и будущем постапокалиптическом мире. Но уже проходят художественные выставки (отметим Эко — Арт-фестиваль «Другая реальность»), работают скульпторы, проводятся спектакли, пишутся песни – и везде открывается тот или иной аспект причины катастрофы… Тут непочатый край работы, а среди «зеленой» общественности и их друзей очень много творческих личностей.

Еще один важный вопрос – до сих пор кризисы и катастрофы служили механизмами развития эволюции. Вероятно, так же произойдет и сейчас, в нашей катастрофе антропогенеза. Но интересен вопрос – кто или что придет нам на смену? Кто или что окажется вершиной эволюции? Возможно, уже сейчас на Земле присутствует иной разум? Или он рядом, в иных измерениях или космическом пространстве, ждет своего часа? Криптобиологические экспедиции, поиски иных разумов в космосе, попытки проникнуть в иные измерения — этим занимаются ученые. Но в нашу задачу входит осмыслить и инсталлировать в реальный мир их результаты, тем самым изменив настроения в социуме.

Вот, на мой взгляд, чем стоит заняться людям, интересующимся глобальными экологическими проблемами. Что, разумеется, не отменяет посадку деревьев, помощь бездомным домашним животным, отказ от самолетных путешествий, и предпочтение в потреблении пищи, выращенной в своем регионе.

Юрий Шевчук, Зелёный Крест