18 марта 2021 года
Для членов Экологического совета при Губернаторе Санкт-Петербурга и Председателю Совета Губернатору Санкт-ПетербургаБеглову А.Д.
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Уважаемые члены Экологического совета!
За время, прошедшее после нашего обращения с открытым письмом к ВРИО Губернатора Санкт-Петербурга 10.04.2019 г. по ключевым экологическим проблемам в Санкт-Петербурге, ситуация не улучшилась, а по некоторым направлениям усугубилась. Такое положение дел оказывает негативное влияние на реализацию стратегии социально-экономического развития города и не может не беспокоить в силу серьезности последствий.
- Отсутствие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Отменен Закон Санкт-Петербурга от 29.03.2006 года №155-21 «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга» (утратил силу с 21.02.2021 г.)
Информирование городского сообщества через «Экологический портал Санкт-Петербурга» по данным системы наблюдений АСМ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (КПООС) не отражает реальное положение:
— качество атмосферного воздуха оценивается по 4-5 веществам, которые не включают приоритетные (наиболее опасные) загрязнители бенз(а)пирен и формальдегид. Согласно распоряжению Правительства РФ №1316-р от 2015 г., контроль загрязнения атмосферного воздуха должен осуществляться по 160 химическим веществам-загрязнителям, не считая радиоактивных;
— экологический мониторинг почв города, контролировавший загрязнение тяжелыми металлами, бенз(а)пиреном, диоксинами, нефтепродуктами, был прекращен в 2007 году, вопреки требованию закона Санкт-Петербурга №155-21. Планируемое КПООС возобновление контроля загрязнения почв в городе требованиям экологического мониторинга не соответствует как по количеству точек контроля (всего 180), так и по перечню контролируемых загрязнителей (исключены диоксины).
- Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха.
Оценки состояния атмосферного воздуха города по данным Государственной службы наблюдений СЗУ ГМС и системы мониторинга АСМ КПООС на протяжении ряда лет противоречивы:
по данным СЗУ ГМС уровень загрязнения за период 2001-2015 гг. оценивался как «высокий»; за этот же период по данным АСМ КПООС оценивался как «низкий» (за исключением 2007-2008 гг.). За 2016-2019 гг. оценка уровня загрязнения воздуха СЗУ ГМС – «повышенный», оценка АСМ КПООС – «низкий».
Серьезные сомнения вызывает необъяснимое снижение показателей уровня загрязнения воздуха бенз(а)пиреном за 2013-2015 гг. в 7 (!) раз, позволившее снизить оценку уровня загрязнения воздуха с «высокого» до «повышенного».
Необоснованное прекращение КПООС с 2012 года измерения содержания в воздухе приоритетного загрязнителя формальдегида сделала возможной снижение оценки уровня загрязнения воздуха (ИЗА) до 2,2 – 2,5, т.е. «низкого».
При этом, как отмечено в п.1, прекращение мониторинга загрязнения почв города, являющегося экологическим следом загрязнения атмосферного воздуха, лишает город возможности верификации динамики загрязнения атмосферного воздуха с 2008 года по настоящее время.
- Неопределенность относительно выбора способа (технологии) обращения с ТКО.
На протяжении ряда лет в Санкт-Петербурге население и руководство постоянно подтверждали неприемлемость мусоросжигания, как экологически опасного и экономически сверхзатратного способа переработки ТКО. Однако, в начале 2021 года стало известно из опубликованной программы строительства МСЗ РТ-Инвест о намерении построить 5 МСЗ в регионе Санкт-Петербург – Ленинградская область.
При этом, реализация приоритетов обращения с ТКО, предусматриваемая 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» − предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов, − практически не осуществляется.
Не используется передовой опыт сортировки и переработки отходов, накопленный городскими предприятиями-операторами.
- Сжигание илового осадка канализационных очистных сооружений Водоканала.
Такой экологически опасный способ обращения с иловым осадком в РФ применяется только в Санкт-Петербурге. В результате, весь осадок, около 400тн по сухому веществу в сутки за вычетом 10% зольного осадка, отправляется в газообразном виде в атмосферу города. С учетом того, что в иловом осадке содержатся практически все элементы таблицы Менделеева плюс солевые реагенты, используемые при зимней уборке города (около 100 тыс. тн в год), гарантируется образование диоксинов и диоксиноподобных соединений, и целого спектра других опасных загрязнителей, поступающих в атмосферный воздух города. Надежные доказательства обратного отсутствуют.
Предложения по замене технологии сжигания осадка на экологически безопасную наилучшую доступную технологию анаэробного (метанового) сбраживания, успешно используемую в Москве и в других городах, Водоканалом на рассматриваются.
Обсуждение альтернативной технологии, запланированное на заседании Постоянной Комиссии по природопользованию ЗАКС 23 января 2020 г., не состоялось.
- Демографические последствия и их растущая нагрузка на экономику.
За 2001-2019 гг. в Санкт-Петербурге наблюдается огромный рост заболеваемости в классах экологически обусловленных болезней, значительно опережающий аналогичные показатели по Москве и РФ.
Онкологическая заболеваемость, по данным статистики Минздрава, выросла в 2,3 раза (в Москве +14%, в РФ +38%); детская онкология – более, чем в 5 раз (в Москве +74%, в РФ +105%); врожденные аномалии – в 2,3 раза (в Москве -27%, в РФ +79%); болезни органов дыхания – в 1,8 раза (в Москве +2%, в РФ +48%); и общая заболеваемость – в 1,5 раза (в Москве -22%, в РФ +8%). При этом тренд роста заболеваемости ускоряется (по детской онкологии за 2019/2018 г. +27%).
Темпы роста заболеваемости значительно опережают экономический рост и создают высокую демографическую нагрузку на экономику города. Качество жизни в городе снижается.
- Отсутствие комплексной системы экологического просвещения.
Последствием этого является недостаточный уровень экологической грамотности населения при выборе поведенческих решений.
Сочетаясь с отсутствием полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, это тормозит формирование экологической культуры городского сообщества.
Решение этих ключевых экологических проблем жизненно необходимо для города и возможно реально.
Для этого необходимо их открытое и объективное обсуждение, выработка и принятие управленческих решений.
Санкт-Петербург может и должен стать городом с экологически благополучной средой обитания, здоровым и экологически ответственным населением.
С уважением,
Агафонов Игорь Васильевич
Член Общественного совета Министерства природных ресурсов
и экологии РФ, директор Санкт-Петербургского бюро журнала «ЭкоГрад»
mp@greenlo.ru
Гайдаш Александр Алексеевич
Главный редактор детского экологического журнала
«У лукоморья»
ecobaltic@list.ru
Гордышевский Семен Михайлович
Председатель Комитета по экологической, промышленной
и технологической безопасности СПП СПб
Председатель Совета Экологического союза
keptb.spp.spb@mail.ru
Есина Елена Александровна
Член Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Судебный эксперт по экологии, к.э.н.
eesina@mail.ru
Мамаева Марина Аркадьевна
Руководитель Общества специалистов «Международное медицинское сотрудничество», Главный редактор всероссийского научного практического журнала «Пятиминутка», к.м.н.
stella-mm@yandex.ru
Цветков Владимир Юрьевич
Ректор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды», д.г.н., профессор
vts@ipkecol.ru
Хмыров Всеволод Леонидович
Герой Российской Федерации, Председатель совета директоров СРО «Санкт-Петербургская Ассоциация Рециклинга», к.т.н.
vsevolod1951@rambler.ru
|
|
|
|
Открытое письмо членам Экосовета с вопросами и предложениями от коллег
18 марта 2021 года
Для членов Экологического совета при Губернаторе Санкт-Петербурга и Председателю Совета Губернатору Санкт-ПетербургаБеглову А.Д.
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Уважаемые члены Экологического совета!
За время, прошедшее после нашего обращения с открытым письмом к ВРИО Губернатора Санкт-Петербурга 10.04.2019 г. по ключевым экологическим проблемам в Санкт-Петербурге, ситуация не улучшилась, а по некоторым направлениям усугубилась. Такое положение дел оказывает негативное влияние на реализацию стратегии социально-экономического развития города и не может не беспокоить в силу серьезности последствий.
Отменен Закон Санкт-Петербурга от 29.03.2006 года №155-21 «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга» (утратил силу с 21.02.2021 г.)
Информирование городского сообщества через «Экологический портал Санкт-Петербурга» по данным системы наблюдений АСМ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (КПООС) не отражает реальное положение:
— качество атмосферного воздуха оценивается по 4-5 веществам, которые не включают приоритетные (наиболее опасные) загрязнители бенз(а)пирен и формальдегид. Согласно распоряжению Правительства РФ №1316-р от 2015 г., контроль загрязнения атмосферного воздуха должен осуществляться по 160 химическим веществам-загрязнителям, не считая радиоактивных;
— экологический мониторинг почв города, контролировавший загрязнение тяжелыми металлами, бенз(а)пиреном, диоксинами, нефтепродуктами, был прекращен в 2007 году, вопреки требованию закона Санкт-Петербурга №155-21. Планируемое КПООС возобновление контроля загрязнения почв в городе требованиям экологического мониторинга не соответствует как по количеству точек контроля (всего 180), так и по перечню контролируемых загрязнителей (исключены диоксины).
Оценки состояния атмосферного воздуха города по данным Государственной службы наблюдений СЗУ ГМС и системы мониторинга АСМ КПООС на протяжении ряда лет противоречивы:
по данным СЗУ ГМС уровень загрязнения за период 2001-2015 гг. оценивался как «высокий»; за этот же период по данным АСМ КПООС оценивался как «низкий» (за исключением 2007-2008 гг.). За 2016-2019 гг. оценка уровня загрязнения воздуха СЗУ ГМС – «повышенный», оценка АСМ КПООС – «низкий».
Серьезные сомнения вызывает необъяснимое снижение показателей уровня загрязнения воздуха бенз(а)пиреном за 2013-2015 гг. в 7 (!) раз, позволившее снизить оценку уровня загрязнения воздуха с «высокого» до «повышенного».
Необоснованное прекращение КПООС с 2012 года измерения содержания в воздухе приоритетного загрязнителя формальдегида сделала возможной снижение оценки уровня загрязнения воздуха (ИЗА) до 2,2 – 2,5, т.е. «низкого».
При этом, как отмечено в п.1, прекращение мониторинга загрязнения почв города, являющегося экологическим следом загрязнения атмосферного воздуха, лишает город возможности верификации динамики загрязнения атмосферного воздуха с 2008 года по настоящее время.
На протяжении ряда лет в Санкт-Петербурге население и руководство постоянно подтверждали неприемлемость мусоросжигания, как экологически опасного и экономически сверхзатратного способа переработки ТКО. Однако, в начале 2021 года стало известно из опубликованной программы строительства МСЗ РТ-Инвест о намерении построить 5 МСЗ в регионе Санкт-Петербург – Ленинградская область.
При этом, реализация приоритетов обращения с ТКО, предусматриваемая 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» − предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов, − практически не осуществляется.
Не используется передовой опыт сортировки и переработки отходов, накопленный городскими предприятиями-операторами.
Такой экологически опасный способ обращения с иловым осадком в РФ применяется только в Санкт-Петербурге. В результате, весь осадок, около 400тн по сухому веществу в сутки за вычетом 10% зольного осадка, отправляется в газообразном виде в атмосферу города. С учетом того, что в иловом осадке содержатся практически все элементы таблицы Менделеева плюс солевые реагенты, используемые при зимней уборке города (около 100 тыс. тн в год), гарантируется образование диоксинов и диоксиноподобных соединений, и целого спектра других опасных загрязнителей, поступающих в атмосферный воздух города. Надежные доказательства обратного отсутствуют.
Предложения по замене технологии сжигания осадка на экологически безопасную наилучшую доступную технологию анаэробного (метанового) сбраживания, успешно используемую в Москве и в других городах, Водоканалом на рассматриваются.
Обсуждение альтернативной технологии, запланированное на заседании Постоянной Комиссии по природопользованию ЗАКС 23 января 2020 г., не состоялось.
За 2001-2019 гг. в Санкт-Петербурге наблюдается огромный рост заболеваемости в классах экологически обусловленных болезней, значительно опережающий аналогичные показатели по Москве и РФ.
Онкологическая заболеваемость, по данным статистики Минздрава, выросла в 2,3 раза (в Москве +14%, в РФ +38%); детская онкология – более, чем в 5 раз (в Москве +74%, в РФ +105%); врожденные аномалии – в 2,3 раза (в Москве -27%, в РФ +79%); болезни органов дыхания – в 1,8 раза (в Москве +2%, в РФ +48%); и общая заболеваемость – в 1,5 раза (в Москве -22%, в РФ +8%). При этом тренд роста заболеваемости ускоряется (по детской онкологии за 2019/2018 г. +27%).
Темпы роста заболеваемости значительно опережают экономический рост и создают высокую демографическую нагрузку на экономику города. Качество жизни в городе снижается.
Последствием этого является недостаточный уровень экологической грамотности населения при выборе поведенческих решений.
Сочетаясь с отсутствием полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, это тормозит формирование экологической культуры городского сообщества.
Решение этих ключевых экологических проблем жизненно необходимо для города и возможно реально.
Для этого необходимо их открытое и объективное обсуждение, выработка и принятие управленческих решений.
Санкт-Петербург может и должен стать городом с экологически благополучной средой обитания, здоровым и экологически ответственным населением.
С уважением,
Агафонов Игорь Васильевич
Член Общественного совета Министерства природных ресурсов
и экологии РФ, директор Санкт-Петербургского бюро журнала «ЭкоГрад»
mp@greenlo.ru
Гайдаш Александр Алексеевич
Главный редактор детского экологического журнала
«У лукоморья»
ecobaltic@list.ru
Гордышевский Семен Михайлович
Председатель Комитета по экологической, промышленной
и технологической безопасности СПП СПб
Председатель Совета Экологического союза
keptb.spp.spb@mail.ru
Есина Елена Александровна
Член Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Судебный эксперт по экологии, к.э.н.
eesina@mail.ru
Мамаева Марина Аркадьевна
Руководитель Общества специалистов «Международное медицинское сотрудничество», Главный редактор всероссийского научного практического журнала «Пятиминутка», к.м.н.
stella-mm@yandex.ru
Цветков Владимир Юрьевич
Ректор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды», д.г.н., профессор
vts@ipkecol.ru
Хмыров Всеволод Леонидович
Герой Российской Федерации, Председатель совета директоров СРО «Санкт-Петербургская Ассоциация Рециклинга», к.т.н.
vsevolod1951@rambler.ru
Газета "Общество и Экология"
6 апреля
безопасность, Газета и сайт, гражданское общество, зеленая идея, общество и экология, особое мнение, ответы, комментарии, аналитика, разное, Экологические журналисты ЗА
открытое, Письмо, Экосовет, Яндекс.Новости