Новый поворот – новые публикации. После серии исторически и социально значимых публикаций специального корреспондента из США петербургской газеты «Общество и Экология» Александра Вдовенко под названием «Коренные. Варварство или цивилизация», редакция Экогазеты начинает новый этап информационного просветительства, который затронет важнейшие сферы жизни общества. Начинаем с аналитического материала «Экологическая деградация или Экологическая цивилизация» — данный материал Александра Вдовенко представляет собой глубокий взгляд из США русского человека, исследующего прошлое, настоящее и будущее человечества и будет интересен для читателей нашей Экогазеты и всего научного сообщества России.

— Так и нам Матёру на поддержание только дали…чтобы обихаживали мы её с пользой и от её кормились.  А вы чё с ей сотворили?  Вам её старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали.  Оне ить с вас спросють.  Вы детишек-то нашто рожаете?…

— Человек – царь природы, — подсказал Андрей.

— Вот-вот, царь.   Поцарюет, поцарюет, да и загорюет.

                                               Валентин Распутин, «Прощание с Матёрой»

Мировоззренческие корни глобальной экологической угрозы

            Римский поэт Овидий в своих «Метаморфозах» пересказал миф о прекрасном и гордом юноше Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо. За причинённые сердечные страдания Афродита его наказала так, что влюбился он в собственное отражение в воде, от самолюбования зачах, растворился и оставил после себя только бледный цветок.

Degradaciy Civilizaciy Narcis Vdovenko 2020 9

Нарцисс, любующийся своим отражением.  Getty Images

История человечества, особенно наиболее влиятельной её западноевропейской ветви, сходна с историей Нарцисса, поражённого недугом самовлюблённости и неспособности к сопереживанию с окружающим миром.  Человек дерзнул утвердить себя венцом природы, покорить её и заставить служить себе по праву превосходства.  Это право он распространил на всю планету и доступное пространство, ибо по преобладающей религиозной и философской западной традиции, всё сотворено для человека и ради него.  Такой подход стал обоснованием для безудержного и ускоряющегося потребления ограниченных ресурсов планеты.  Это потребление сопровождается разрушением естественной среды обитания, прямым и варварским уничтожением многих видов животных, повсеместным загрязнением и отравлением воды и воздуха, истощением почвы, выбросом в атмосферу возрастающего количества продуктов горения углеродосодержащего топлива и, как результат, глобального изменения климата.  Речь идёт о надвигающейся экологической катастрофе, которая затронет всех.  Это уже и понятно всем за исключением нескольких, упрямо твердящих, что климатические перемены есть результат естественных планетарных циклов.  Вот некоторые заголовки из лондонской Таймс («The Times» — «Времена») за последние полтора года:

13 марта 2019 г. — «Загрязнение воздуха убивает больше людей, чем курение»;

30 апреля 2020 г. — «Микрочастицы пластика нарушают естественное поглощение океаном углерода»;

11 июня 2019 г. — «Площадь леса в два раза больше Великобритании вырублена для выращивания сельскохозяйственной продукции»;

25 июля 2019 г. — «Учёные говорят, что впервые за 2000 лет потепление глобально»;

23 августа 2019 г. — «Призываем оставить прибрежные города пока их не поглотило море»;

13 октября 2019 г. — «Климатический кризис: справимся ли мы?»;

6 октября 2019 г. — «Загрязнение воздуха ускоряет ухудшение памяти на десять лет»;

28 ноября 2019 г. — «Мы — первое поколение, осознавшее, что убиваем планету»;

21 сентября 2019 г. — «Людям больше непозволительно столько потреблять»;

5 декабря 2019 г. — «Глобальное потепление вызвало уменьшение размеров некоторых видов птиц»;

14 января 2020 г. — «Повышение температуры океана свидетельствует о надвигающейся климатической катастрофе»;

20 января 2020 г. — «Китай… вводит запрет на полиэтиленовые пакеты и соломинки»;

22 апреля 2020 г. — «Учёные предупреждают: даже сокращение выбросов углекислого газа уже не сбережёт лёд в Арктике летом»;

23 апреля 2020 г. — «Самый жаркий год в Европе бьёт температурный рекорд»;

29 апреля 2020 г. — «Глобальное потепление изменяет флору и фауну Арктики»;

9 мая 2020 г. — «Прибрежные селения смоет подступающий океан»;

19 мая 2020 г. — «Из-за глобального потепления стали более свирепыми шторма»;

27 мая 2020 г. — «Пластмасса автомобильных шин загрязняет океан»;

24 июня 2020 г. — «Животные далёкой Антарктики страдают от человеческих отходов»; 

18 августа 2020 г. — «Микрочастицы пластмассы найдены в человеческом организме»;

20 августа 2020 г. — «В прошлом году из-за глобального потепления в Гренландии произошло рекордное таяние льдов»;

3 сентября 2020 г. — «Джинсы… загрязняют арктические озёра».

Эти заголовки – лишь небольшая толика свидетельств происходящих грозных перемен на нашей планете.  Все они антропогенные, т. е. результат деятельности человека.   Жизнь Земли учёные разделили на геологические эпохи.  Последняя – голоцен – наступила после окончания ледникового периода около 12 тыс. лет назад.  Многие учёные считают, что наступила новая геологическая эпоха подавляющего доминирования вида Homo sapiens – антропоцен.  Люди сейчас оказывают главное воздействие на ландшафт и экологические системы планеты.  Антропоцен начался после Второй Мировой войны, вслед за изобретением атомной бомбы.  С тех пор произошло беспрецедентное увеличение численности землян и степени их разрушающего воздействия на природу планеты.  Человечество стало угрозой жизни на Земле.

Американский теолог Ричард Оверман в 1971 году предложил представить историю Земли в виде десяти томов, по пятьсот страниц каждый.  Записи об одноклеточных организмах появляются в восьмом томе, о растениях и наземных животных — в десятом. Появление теплокровных животных описано на 465 странице, а человека на 499 странице последнего тома.  Последние  6 тысяч лет человеческой истории описаны двумя словами, а последние буквы свидетельствуют об уничтожении планеты человеком. Всё сотворённое до человека, оказалось хрупким и незащищённым от его воздействия.  Американский философ Джонн Кобб в 1995 году сравнил жизнь на Земле с молодым, полным сил и возможностей человеком, гибнущем от пули убийцы.  Этот убийца – человек. Уже почти.

Многие понимают масштаб экологических проблем и связанных с ними надвигающихся угроз.  Многие предлагают и уже внедряют различные меры по замедлению вредоносного воздействия человечества на планету.  

Woodcut of sailor - Original edition from my own archives - Source : Hans Holbein's Todtentanz 1832 Holbein, Hans ( 1497-1543 )

Тонущий корабль. Getty Images

Если человечество — это давший течь корабль, то ситуация на борту выглядит узнаваемой.  Одни ни о чём не подозревают и продолжают строить планы по прибытию в порт, другие готовят шлюпки и спасательные средства, третьи ищут на карте ближайший спасительный остров, четвертые передают сигнал SOS, пятые решили до конца, как на Титанике, танцевать под Рэгтайм и пользоваться баром, шестые молятся о спасении душ, седьмые изготовились силой отобрать недостающие на всех спасательные средства.  Есть уже много тех, кто принялся вычерпывать воду. Но самое главное для спасения корабля – это устранить течь, причину грядущей катастрофы. 

Главной причиной надвигающейся экологической катастрофы теперь на Западе, и в частности в США, считают превалирующее мировоззрение, т. е. понимание человеком мира и своего места в нём.  Таким мировоззрением является западное мировоззрение. На теперешнем экологическом кризисе и надвигающейся экологической катастрофе повсеместно обнаруживаются отпечатки пальцев западной цивилизации.  Каждый человек интуитивно осознаёт себя единородной частью природы, желает жить с ней в гармонии, беречь её и получать от неё только то, что необходимо и полезно, но механизмы, прежде всего доктринальные идеологические, приводящие в движение большие сообщества людей, диктуют нормы, согласно которым окружающая человека природа эксплуатируется и разрушается для сиюминутных выгод этих сообществ. Есть религиозные и философские основы превалирующего западного мировоззрения.

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ

Мы живём в 2020 году от Рождества Христова.  Поэтому нет никакой возможности оставить Христианство вне анализа насущных проблем человечества, включая одну из наиглавнейших — экологическую.        

«И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их.

И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитися, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и зверьми и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли».                                                                                       

Бытие,1:27-28.

The Lord God formed out of the ground every living animal of the field and every bird of the air. He brought them to the man to see what he would name them, and whatever the man called each living creature, that was its name. So the man named all the animals, the birds of the air, and the living creatures of the field, but for Adam no companion who corresponded to him was found. (Genesis, Chapter 2, 19-20). Woodcut after a drawing by Julius Schnorr von Carolsfeld (German painter, 1794 - 1872) from the "Große Haus-Bilder-Bibel (Large House Pictures Bible)" by Dr. Martin Luther. Published by J. Ebner, Ulm (1877)

Адам в Едэме. Getty Images

В этом ветхозаветном наставлении есть зерно грядущего Апокалипсиса.  Согрешивший, злонравный и исторгнутый из Едэма человек, наполняя землю, множит зло и губит окружающую природу. Если в Новом Завете есть антидот от злонамеренности к ближнему, в нём нет прямых наставлений о том, как надлежит заботиться о мире природы. Этот мир в Священном Писании после сотворения отходит на второй план, он — обиталище человека и, скорее всего, разделяет его судьбу, хотя в последние времена Господь избирательно наказывает человека, но бережёт море, травы, злаки, деревья (Апокал., 7:3 и 9:4).

За разъяснениями о возможной доле ответственности религии, и в частности Христианства, в губительных для природы практиках человека, я обратился к настоятелю нашего Святопантелеймоновского храма в Хартфорде, штат Коннектикут, протоиерею Дионисию Налитову и благодарен ему за глубокие ответы, которые, надеюсь, будут интересны читателям.          

Degradaciy Civilizaciy Nalitov Vdovenko 2020 6

Протоиерей Дионисий Налитов, настоятель храма Св. Великомученика и Целителя  Пантелеймона в Хартфорде, штат Коннектикут, США.

АВ:     — Отец Дионисий, во второй половине прошлого века, как только обозначились черты надвигающегося экологического кризиса, американский историк Лынн Уайт (Lynn White) указал научному сообществу на одного из виновников проблемы — христианскую религию. Вот что он написал в 1967 году в статье для журнала «Sience» под названием «Исторические корни нашего экологического кризиса»:

«Христианство — самая антропоцентричная религия из всех известных миру, особенно в её западном изводе… Христианство, в абсолютном контрасте с древним язычеством и азиатскими религиями, не только утвердило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что это воля Господа, чтобы человек эксплуатировал природу для своих нужд… Разрушив языческий анимизм, христианство сделало возможной эксплуатацию природы с чувством безразличия к этой природе».

С ним, кажется, согласен признанный эколог, профессор теологии Джон Кобб (John Cobb). В своей книге «Теология экологии» (1995) он приводит следующее мнение: «Отделение человечества от остальной природы и фундаментально негативное отношение к природе были совершенно типичны для протестантской теологии до момента осознания первых признаков надвигающегося экологического кризиса». 

Как бы Вы прокомментировали эти утверждения?

ДН: —   Когда мы говорим об отношении христианства к каким то проблемам нашей жизни или влиянию христианства на процессы в обществе, необходимо осознавать о каком обществе и о каком конфессиональном христианстве мы говорим.  В мире существует три главных направления христианского исповедания: восточно-православное, римско-католическое и протестантское.  И хотя в основном исповедании Иисуса Христа как истинного Бога, эти три направления совпадают, во многом другом, понимании духовных основ  и практики христианской жизни могут сильно отличаться.  Поэтому, говоря о влиянии христианства на отношение людей к проблемам экологии, следует оговориться, что понимание взаимоотношений человека и природы в православии не тождественно этому пониманию в католичестве и, особенно, в протестантизме.

Православие всегда понимало человечество как неотъемлемую часть мироздания.  В Книге Бытия, в описании дней творения, человек отнюдь не представляется чем-то оторванным или поставленным над этим миром.  По своей материальной сути, человек — часть этого мира.  «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).  В самых первых стихах Библии говорится, что в своём физическом проявлении человек неразрывно связан с этим миром и живёт по одним с ним законам.  Их нарушение чревато для мира и для человека.  

Далее в Библии говорится об обязанности человека перед сотворённым миром. «И взял Господь Бог человека (которого создал), и поселил его в саду Едэмском, чтобы возделывать и хранить его» (Бытие, 2:15).  Обратите внимание на эти первые заповеди Бога к человеку — возделывать и хранить.  Возделывать — значит творчески приумножать красоту и богатство сотворенной природы.  В том, что природа была сотворена прекрасной — сомнений нет. Господь Иисус Христос говорит, что даже на самой вершине своей славы и богатства человек не в состоянии превзойти красоту сотворённого Богом мира.  «И об одежде что заботитесь?  Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;  но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).  

Творческое отношение к сотворенному миру человек должен был проявить и в наречении имён животных. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл их к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие, 2:19).  Наречение имени испокон веков имело сакральный характер и служило установлению особых связей между людьми. Давая имя или название чему-то, мы волей-неволей становимся частью жизни этого человека или явления, соединяя себя с ним невидимыми нитями.  

Ну, а заповедь о хранении Едэма в объяснении не нуждается.  Таким образом, мы видим, как в первых же строках Библии природа и человек становятся взаимозависимыми.  Природа возделывается и хранится человеком, а человек — как «прах» взятый от этой природы при творении, как её часть, физически существует по тем же законам, что и весь мир.  Более того, влияние человека на этот мир не только материально, оно и духовно.  После грехопадения Господь говорит Адаму: «проклята земля за тебя» и «терние и волчцы произрастит она тебе» (Бытие, 3:17-18).  Обратите внимание как нарушение гармонии в природе поставлено в прямую зависимость от грехопадения человечества, и по мере того, как приумножается грех, увеличивается отход от естественного «едемского» состояния природы к состоянию хаоса и смерти.  Так, после потопа, крайние состояния природы — «холод и зной» — становятся постоянными, а человек и животные теперь смотрят друг на друга не как помощники, а как охотники и жертвы. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной), и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские» (Бытие, 8:22, 9:2).  

Итак, Библия разъясняет что греховное состояние человека — причина всех катаклизмов и катастроф, и, соответственно, обладание и хранение сотворённого мира человеком, изначально задуманное Богом, через призму греховности приобрело характер разрушения и эксплуатации окружающего мира.  Следует ли из этого, что Христианство в своей идее владения человеком мира стало идеологическим основанием для разрушения этого мира?  Отнюдь нет.  Именно искажённое грехом состояние человечества (к исправлению которого и призывает христианское богословие) и является причиной экологического апокалипсиса.  То, что изначально утраченная через грехопадение гармония между человеком и природой восстанавливается через жизнь человека в Боге видно из многочисленных примеров житийной литературы.  Вспомним отношения преподобного Герасима Иорданского и льва, преподобного Серафима Саровского и медведя и другие примеры.  Таким образом, Христианство — не причина экологического кризиса. Причина его в потребительском отношении к природе, вытекающем из греховного состояния человека.

АВ: —   Некоторые на Западе считают, что коммунизм — это разновидность христианской ереси, т. е. косвенно вменяют в вину Христианству некоторые коммунистические практики, в их числе и те, что привели к вредному влиянию на окружающую среду. Полностью ли безосновательно такое утверждение?

Degradaciy Civilizaciy GES Vdovenko 2020 5

Вид на плотину Саяно-Шушенской ГЭС.  Некоторые связывают природопокорительные практики строителей коммунизма прошлого века с христианскими истоками.    Фотография Getty Images

ДН: —   Я не согласился бы с таким утверждением, хотя в своих идеологических предпосылках марксизм является частью западной философии, впитавшей в себя многие постулаты западно-европейской христианской цивилизации.  И в первую очередь потому, что марксизм — атеистичен, подменяя веру в Бога верой в человека и природу.  На самом деле, Вера в первичность Материи и её абсолютную значимость для человечества, это тоже Вера, в которой материальная природа заменяет Бога.  В этом смысле марксизм прямо противопоставляет себя любой религии. В нём человек — это основная движущая сила прогресса, придающая осмысленность этому миру.  И для утверждения своего существования, человеку марксистов приходится вступать в противостояние с природой.  Окружающий мир для атеистов — это скопление в различных сочетаниях атомов и других частиц, лишённых разума и воли.  Вера во всесилие человека и науки, получила особенное развитие во второй половине XIX и первой половине XX столетий и совпала с необыкновенной популярностью социалистических и марксистских учений.  Она обусловила изменение отношения человечества к природе, как к источнику для удовлетворения растущих своих потребностей.    В Христианстве основой для процветания и изобилия есть жизнь человека в согласии с волей Бога, а не непомерная эксплуатация природы и переустройство ее в соответствии с постановлениями корпораций или правительств.

АВ: —   Модернизм, связанная с ним индустриальная революция и начало заметного воздействия человека на природу, вырос из средневековых христианских монастырей и университетов.  Каким было влияние на модернизм других авраамических религий, в частности иудаизма?  В протестантских США принято говорить об иудейско-христианском своеобразном взгляде на мир и человека.  Может быть, в нём есть предпосылки экологического кризиса?

ДН: —   Если говорить о христианском вероучении, как источнике индустриальной революции, то нужно говорить не о средневековых монастырях, а о протестантских кирхах.  Идеологической основой для нового взгляда западной цивилизации на вопросы спасения стали идеи Реформации, а именно учение швейцарского проповедника Кальвина.  Кальвинизм одним из своих основных догматов считал Божественное предопределение, согласно которому все люди изначально назначены Богом или ко спасению, или к вечной погибели, и не в силах изменить воздействие на себя благодати Святого Духа.  Другими словами, если ты предизбран Святым Духом ко спасению, то тебе никуда не деться, и, соответственно, наоборот: раз ты не в числе избранников Божиих, то тебе уже ничего не поможет.  Но как же тогда определить простому человеку, к какой части человечества он принадлежит?  Кальвинисты считали, что предизбрание Божие проявляется в благословении дел.  Если дела твои успешны, если, как сейчас сказали бы, твой бизнес идёт в гору, то это явный знак, что Господь Бог покровительствует тебе, а значит, ты избран Духом Святым для спасения.  Такой подход высвободил гигантские духовные силы человечества, ранее употреблявшиеся для традиционного духовного делания, и направил их на приобретение и приумножение земных благ.  А теперь помножьте эту «духовную одержимость» на технологические усовершенствования Нового времени и открывшие возможности в Новом свете.  Неслучайно первыми промышленный и торговый прорыв сделали страны именно с господствующими кальвинистскими церквами. Развитие наук, новых технологий и машин требовали, как гигантский Молох, постоянных жертвоприношений в виде расширения ресурсной базы.  Все последовавшие войны Нового времени были войнами за ресурсы.    Утвердившийся взгляд на планету и на весь мир, как на материальную базу для подтверждения своей богоизбранности привёл и к тому, что подобное потребительское отношение у стран Запада установилось и к народам, которые они считали стоящими ниже в развитии, неизбранными.

АВ: —   Благодарю Вас, батюшка, за ответы на важные и непростые вопросы.  Неподготовленному человеку трудно в них разобраться. Строки из Святого Писания об окружающем человека мире могут быть предвзято истолкованы.  С другой стороны, в Писании мало прямых указаний о надлежащем попечении человека о природе, об отношении к другим творениям Господним.  Я был рад найти в книге Экклесиаста одно такое прямое наставление, которым бы хотел поделиться в завершение этой части нашего разговора:

«Сказал я в сердце своём о сынах человеческих,  чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета!  Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах.  Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?»                                                                   

Экклесиаст 3:18-21

ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФСКИЕ

Западноевропейское общество в начале  XVII века было беременно переменами в мировоззрении.  Мир людей и мир идей становился другим, он вырастал из средневековых одёжек аристотелевской схоластики и теологии, выродившихся в скептицизм.  Назревал новый век, который назовут веком модерна.  Начало его схематично связывают с именами британцев Фрэнсиса Бэкона и Томаса Гоббса и француза Рене Декарта.  Все трое были христианами, и это их имена чаще всего упоминают, когда говорят о мировоззренческих причинах теперешнего экологического кризиса.

ФРЭНСИС БЭКОН

Francis Bacon (1561 - 1626), English philosopher, statesman, and pioneer of empiricism. Woodcut engraving after a painting by Frans Pourbus the Younger (Flemish painter, 1569–1622) in Łazienki-Palast, Warsaw from the book "Die Welt in Bildern (The World in pictures)" by Dr. Chr. G. Hottinger. Published by himself, 1881

Getty Images

Автор труда «Новый органон» лорд Бэкон родился в пуританской семье.  Цитату из Бытия,1:27-28, приведенную в предыдущей части, он считал культурным мандатом, которому надлежит строго следовать.  Через свою греховность, люди от него отклонились и теперь обязаны вернуться на правильный путь.  Господь дал людям мир, чтобы они в нём управлялись. Это их обязанность.  Схоласты — грешники, они уводят людей в сторону от этой задачи.  Так как «человек – управитель и толкователь природы», ему для этого нужны знания.  «Знания и человеческая сила суть синонимы». 

Самое благородное человеческое устремление – установить власть человека над окружающим миром.  Для этого нужен новый научный метод.  Истинному сыну науки надлежит «оставить позади толкотню прихожей природы», наполненную прогнившими доктринами и самодовольными идолами и «открыть наконец-то вход в её внутренние залы».  Всё выстроенное до сих пор здание науки негодно, невзирая на авторитеты. То, что многие соглашаются с незрелыми аксиомами, ничего не значит, так как и у сумасшедших есть между собой приемлемый уровень согласия.

«Есть два и может быть только два метода изучения и постижения истины.  Один быстро спешит от чувственных восприятий и частностей к наиболее общим аксиомам, и потом, пользуясь ими как принципами и предполагаемой безоговорочной их правдивостью, выводит и открывает промежуточные аксиомы.  Так это делается сейчас.  Другой – конструирует свои аксиомы исходя из чувственных восприятий и частностей, восходя медленно и методично, пока наконец не выходит на наиболее общие аксиомы, и это правильный но ещё нехоженный путь».

Новый научный метод должен был стать эмпирическим и индуктивным.  То есть, любое умозаключение должно основываться на проверенных, достоверных фактах и на установленных причинно-следственных связях, и начинать надо с самого основания.  Это и есть способ обретения знаний, необходимых, чтобы устроить заповеданное людям Божье царство на земле.  Некоторые считают, что приписываемая Бэкону мера влияния на последовавшее агрессивное и вредоносное для природы проникновение человека во все её сферы была преувеличена и понята вне бэконовского контекста.  Но это он написал: «Природу можно подчинить только принудив её к этому».  Эта последняя установка стала лицензией человеку на доминирование над природой, использование её ресурсов для своих нужд и, поэтому в экологических проблемах сегодняшнего дня можно видеть отголоски того, что было изложено в 1620 году в  «Новом органоне».  Но в нём так же есть и основа современной науки — бэконовской науки – эмпирической, объективной, пригодной для всех и успешно используемой всеми.

Почти одновременно с эмпириком Бэконом свой рационалистический метод преодоления скептицизма предложил француз Рене Декарт.

РЕНЕ ДЕКАРТ

Degradaciy Civilizaciy Dekart Vdovenko 2020 3

            Декарт был католиком, воспитанником иезуитского колледжа.  Под конец жизни, в 1641 году, он опубликовал свой самый влиятельный философский труд «Медитации о первой философии».  В нём он, как и Бэкон, начинает как скептик, сомневаясь в истинности знания.  Но в отличие от Бэкона, предложившего скрупулёзно находить и копить факты прежде чем приступать к индуктивным обобщениям, Декарт предложил метод нахождения бесспорных, аксиоматических, как в математике, априорных фактов из которых надлежит дедуктивным методом логически строить здание науки, как дважды два — четыре.  В начале медитаций он пришёл к выводу, что единственным таким фактом есть его, Декарта, мыслящая суть. Далее он сказал: «Я мыслю, сомневаюсь – следовательно существую».  В третьей медитации он логически вычислил существование Бога, который добронравен и не вводит нас в заблуждение.  В шестой медитации он отделил разум от тела.  «Я могу сделать правильный вывод, что моя сущность состоит исключительно из факта того, что я мыслящая суть… У меня есть ясная и отчётливая идея самого себя, в той мере, в какой я просто мыслящая суть, без никакого внешнего продолжения, а с другой стороны у меня есть отчётливая идея тела в той мере, в какой оно есть просто внешнее, недумающее продолжение.  И, соответственно, несомненно то, что я… явно отличаюсь от своего тела и могу существовать без него».  Агент мысли, неделимая мыслящая суть существует независимо от состоящего из частей тела. «Тело человека в сущности есть вид машины, оснащённой  и составленной из костей, нервов, мышц, вен, крови и кожи…».

Это фундаментальное открытие отделило человеческое «Я» от всего остального материального мира,  т. е. породило дуализм.  Фантастический сюжет в романе Беляева  «Голова профессора Доуэля» отражает ход мыслей Декарта, ставший сегодня, в век трансплантологии, искусственного сердца, почки и других искусственных «продолжений нашего тела», повседневной реальностью.

Законы причинно-следственных связей материального мира распространяются и на человеческое общество.  Это первым в эпоху модерна объяснил Томас Гоббс.

ТОМАС ГОББС

Degradaciy Civilizaciy Gobbs Vdovenko 2020 2

У Томаса Гоббса был пессимистический взгляд на человека.  Он родился, когда испанская армада приблизилась к берегам Англии, жил во время гражданской войны между Кромвелем и роялистами и церковного разделения периода Реформации.  «Какое ещё мнение человек может о других людях, если ему постоянно нужно находиться во всеоружии; о своих согражданах, если ему нужно держать свои двери на замке; и о своих детях и слугах, если ему нужно закрывать сундуки в доме на ключ?».

Влиятельная политическая философия Гоббса была представлена им в 1651 в книге «Левиафан».  Философия Гоббса объединила индуктивный, эмпирический метод Бэкона с дедуктивным, рационалистическим методом Декарта.  Множественные, добытые наукой, факты индуктивно обобщаются в некоторые умозаключения.  Исходя из этих обобщённых предпосылок, производится дедуктивный анализ реальности, как в математике,  Кроме этих двух методов, Гоббс применил ещё и метод воссоздания, позаимствованный им у Галилея.  Этот метод состоял в рациональном воссоздании разложенных вначале на составляющие части материальных объектов. Это проводилось на основе причинно-следственных связей.  Эти связи существуют между всеми материальными объектами. Принцип этот также распространяется и на отношения между людьми.  Причина всех причин – Бог, во всём остальном Гоббс — материалист.

Человеческое сознание — это побочный продукт физических процессов в мозге.  Внешние воздействия вызывают у человека эмоциональные реакции.  Движущими мотивами для человека есть его желания, главное из которых желание самосохранения.  Свобода действий обусловлена балансом человеческих желаний.  Люди – эгоисты. Они всё время соперничают и враждуют друг с другом, преследуя одинаковые цели.  «Разница между двумя людьми не такая уж большая, чтобы один человек заявил о своём праве, о каком-то преимуществе, на которое не претендовал бы кто-нибудь другой».  Люди движимы постоянным желанием иметь власть для того, чтобы выжить.  Война всех против всех, борьба за власть – это естественное состояние человека.  Побеждает тот, у которого есть власть, сила.   Сила – это знание, а знание – это правильно найденные причинно-следственные связи.  Естественный закон для общества должен основываться на трёх принципах:  чтобы выжить нужно договариваться, не нарушать договорённостей и подчиняться легитимному правителю, государственному или церковному, если только его действия не несут угрозы самосохранению.

Религия и философия имеют мощное, долгосрочное влияние на человеческое общество, выставляют флажки-ориентиры, на пройденном человечеством пути.  Но нужно признать, что, как и христианство в своё время, так и философия в XVII веке, выкристаллизовались под воздействием духа времени, то есть превалирующего отношения к миру и ожиданий масс людей.  За несколько столетий до научной и индустриальной революций, вне кабинетов философов и богословов, люди стали применять плуг вместо сохи, силу воды и ветра для мельничных жерновов, они научились делать механические часы и другие механизмы.  Меняющийся духовный, технологический и культурный мир людей запечатлён во многих произведениях искусства и литературы ещё до появления трудов Бэкона, Дэкарта и Гоббса.

Degradaciy Civilizaciy Rembrant Vdovenko 2020 1

Урок анатомии. Рембрандт, 1632 год.

В наше время, авария на Чернобыльской АЭС и разлив двадцати тысяч тонн дизельного топлива в норильской тундре – это дело рук не философов и богословов.  Эти события, так же как и предостерегающие заголовки в газетах, – трагические проявления образа жизни людей на этой земле, отражение духа теперешнего времени.  Этот дух времени должен обрести своё выражение в современных философии, богословии, естественных и общественных, фундаментальных и прикладных науках  Человечеству новое экологическое мировоззрение необходимо для выживания.  В формировании этого мировоззрения участвуют религиозные лидеры с новым богословием, философы с новым обобщающим взглядом на мир, политические лидеры, осознавшие неизбежность кардинальных перемен, а также учёные, журналисты, инженеры, агрономы, учителя, предприниматели и обыватели, то есть все те, кто делают выбор в пользу нового экологического будущего.  В этом всем им также помогают и Фрэнсис Бэкон с его эмпирическим научным методом, и Томас Гоббс с его волей человека к самосохранению, и Рэне Дэкарт, который, отделил тело от разума и тут же и написал: «Если рассматривать природу вообще, то я под этим термином подразумеваю ни что иное, как самого Господа или учреждённую Господом упорядоченную систему творений».

Александр Вдовенко,

специальный корреспондент газеты «Общество и Экология», США. Октябрь 2020 года. Фото — Анна Вдовенко.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники