Часть третья. Завершение

Продолжаем публикацию серии замечательных, познавательных и очень интересных материалов из США специального корреспондента петербургской газеты «Общество и Экология» Александра Вдовенко. В новом номере газеты исследовательская статья под названием «Коренные. Варварство или цивилизация». В предыдущих номерах нашей газеты и на сайте были напечатаны материалы  «Коренные. Гиперборейское колено» и «Коренные. Находка в Коннектикуте». Материал Александр Вдовенко представляет собой большую научную и историческую ценность и будет интересен не только для читателей нашей Экогазеты, но и для всего научного сообщества России.

Катастрофа

Гриффин Калин работает в Институте по изучению американских индейцев, что в небольшом городке Вашингтон, штат Коннектикут.   В его жилах течёт кровь европейцев вперемешку с кровью сенек и чироки.  Он вместе со своим отцом построил при институте прототип индейского поселения и работает над сохранением навыков изготовления каменных орудий и других предметов обихода коренных.  Гриффин, говорит, что было три причины поражения американских индейцев перед лицом европейского нашествия  – превосходящие технологии пришельцев, привнесенные повальные смертоносные болезни и племенная междоусобица коренных.  Болезни, по словам Гриффина, были главной причиной.

Kolin Vdovenko 3 chast 2020 1

Гриффин Колин, в его жилах течёт кровь европейцев и американских индейцев.

Первая эпидемия оспы вспыхнула в 1518 году на открытом Колумбом острове Испаньола.  Она поразила Карибские острова и в 1520 году перекинулась в Мексику, Боливию и дальше на юг.  Длилась она 10 лет.  Францисканский монах Торибио Бенавенте писал: «В то время в Мексике было полно людей, но когда оспа накинулась на индейцев, то это стало таким для них бедствием, что в большинстве провинций больше половины из них вымерло». В некоторых местностях коренное население вымерло полностью. За сто лет после прихода европейцев население империи ацтеков из-за привнесённых болезней уменьшилось от 25 млн до менее 2 млн человек. 

Actek Vdovenko 2020 2

Умирающий от оспы ацтек.

Такая же картина наблюдалась и к северу от Рио Гранде.  Томас Хэриот в 1588 году писал: «После посещений английских моряков люди стали очень часто умирать и многие в короткий срок.  В некоторых поселениях — по двадцать человек, в некоторых — по сорок,  в некоторых — по шестьдесят, а в одном – и сто двадцать, что, по правде сказать, очень много по отношению к их численности».  К моменту легендарной высадки в 1620 году на судне «Мэйфлауэр» немногим более сотни английских пуритан-переселенцев на берег теперешнего Массачусетса, северо-восток Америки обезлюдел.  Ранее жившее здесь 20-тысячное племя коренных сократилось к 1631 году до 750 человек.  Джон Уинтроп, один из переселенцев-протестантов Плимутской колонии, писал в 1634 году, что около 4 тыс колонистов пребывают в хорошем здоровье.  В их распоряжении есть превосходящие все остальные в мире обильные рыбные угодья, а тыквы и другие фрукты по вкусу намного превосходят те, что  в Англии.  Виноград  даёт хорошее вино,  земля хороша для  злаков, а  «аборигены почти все вымерли от оспы, и, таким образом, Господь предоставил нам права на все наши владения».

Anglichane Vdovenko 3 chast 2020 3

Английские пуритане-колонисты отправляются на «Мэйфлауэр» в Америку.

Для возникновения эпидемий в популяциях требовался оседлый образ жизни, скученность населения и ещё одно условие – резервуар в виде одомашненных животных – свиней, коров, овец.  В Америках до 1492 года этих условий не было, поэтому иммунная система коренных американцев была девственной в отношении этих болезней, и это имело опустошающий эффект при встрече с болезнями Старого Света.

Когда учёные сравнили митохондриальную ДНК современных коренных американцев и извлечённую из останков древних индейцев, то по вариабельности соответствующих образцов нуклеиновой кислоты обнаружили признаки того, что около 600 лет назад произошло около 50% уменьшения женской части населения.   Это значит, что сокращение коренного населения после контакта с европейцами было глубоким и повсеместным. 

Ситуация усугублялась тем, что у коренных не было возможности восстановить свою численность после смертоносных эпидемий.  Их опустошённые земли тут же отбирались европейскими захватчиками, леса начисто ими вырубались для флота, экономики и сельського хозяйства, а жизненно-важные источники пресной воды захватывались.   Тех коренных, кто решил сопротивляться, пришельцы безжалостно истребляли.  Пикуоты, проживавшие на территории теперешних Массачусетса и Коннектикута, напали на английскиие суда, убив при этом несколько моряков,  В отместку англичане сожгли поселения пикуотов на Блок Айленде и на реке Мистик, где много индейцев сгорели в огне.  Уильям Бредфорд в 1636 году написал: «Те, кто избежал огня, были истреблены мечом, некоторые были разрублены на куски, другие побежали в атаку с копьями, но и этих быстро прикончили, так что мало кто из них сбежал.  Мы предположили, что в этот раз было уничтожено 400 из них.  Было страшно видеть их, лежащими в огне. Лужи их крови тушили этот огонь , а  смрад и вонь были ужасными.  Но это была добрая жертва ради нашей победы, и благодарные молитвы были посланы Богу, который так замечательно сражался на нашей стороне, отдав в наши руки врагов и подарив такую быструю победу над гордым и наглым врагом».  Кто выжил, были превращены в рабов и отправлены на Карибы.  Нельзя не отметить, что совершить это зверство англичанам помогли их союзники среди коренных- нарангасетты и могикане.

Многие исследователи считают, что физическое истребление коренных, преимущественно из-за привнесенных болезней, составило 90% населения.  Александр Кох из Университетского колледжа Лондона в опубликованной им в 2019 году диссертации предположил, что Малый ледниковый период XVII-XVIII столетий был спровоцирован массовой депопуляцией Америк из-за эпидемий оспы и кори после прихода туда евпропейцев.  Автор предположил, что произошло это вследствие значительного сокращения и одичания обрабатываемой земли и, как следствие, поглощения из атмосферы углекислого газа и понижение средней температуры воздуха на 0.15 гр. С.

Кроме истребления физического, происходило истребление культурное.  При культурном истреблении, коренные индейцы, выживая, через ассимиляцию утрачивали свою индейскую идентичность.  Такая ассимиляция легко протекала в малых, разбросанных сообществах Северной Америки.  Если этот процесс затрагивал всего один процент коренного населения в год, то через 70 лет половина этого населения исчезала.  Такой процесс культурного истребления был характерен для поздних ступеней контакта с европейскими пришельцами.   В 1870 году американцы, сами ужаснувшись масштабу геноцида коренных индейцев, учредили систему резерваций.  В том году перепись населения установила, что в США приживало всего 248253 коренных индейцев.  Через сто лет их численность увеличилась до 727724 человек.  В 1982 году почти 10 млн американцев признали, что имеют некоторые индейские корни. В 2010 году 2.9 млн граждан США назвали себя коренными индейцами.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИЛИ ВАРВАРСТВО

Прежде чем обратиться к тонким научным различиям между цивилизацией и варварством, хотелось бы продемонстрировать какой тип цивилизации пришёл в Новый мир.  Нижеприведенные цитаты взяты из влиятельного труда американского историка Уолтера Прескотта Уэбба «Большая Передовая» (The Great Frontier), вышедшей в 1951 году.  С тех пор прошло уже много лет, но интеллектуальная начинка общества, его устремления, выраженные в этой работе, изменились мало.  Вот как Уэбб охарактеризовал характер движущих сил и устремления Западной цивилизации, обретшей для себя новую передовую для завоевания и освоения.

«И произошло чудо, переменившее всё – большой освободитель с богатыми дарами земли, много, очень много земли, золота и серебра, новых видов пищи для наполнения пустых желудков и новых одежд для каждого полураздетого.  Европа – метрополия- постучалась в дверь Большой передовой, и когда эта дверь приоткрылась, то оказалась она золотой, ибо за ней лежали невообразимые богатства для обогащения всей метрополии.  Давние устремления полуголодных людей наконец-то были вознаграждены открывшимися возможностями, непостижимыми для человеческого воображения».  «Передовая пришла до верха наполненной тем, чего недоставало метрополии и чего она жаждала больше всего: горы богатств и всего того, из чего это богатство состоит»  «Кто там живёт?  Правильный ответ- практически никто.  За исключением нескольких примитивных туземцев, чьих прав нет нужды уважать, а никто и не будет их уважать, это пустующая территория».

Этот перевод с английского на русский нуждается в ещё одном переводе на простой язык:  полчища диких, безжалостных, полуголодный и полураздетых существ наконец-то дорвались до того того, чего жаждали больше всего – чужих земель, обильной еды, облачений, золота серебра и всего, что в понимании этой своры и есть богатство.

Термин «цивилизация» вошёл в распространённое употребление применительно к состоянию общества на высокой, по сравнению с варварством, ступени развития в конце XVIII столетия. Само это слово латинского происхождения однокоренное с civis (гражданин) и civilis (гражданский, вежливый).  Но, чтобы понять значение термина «цивилизация» этимологический подход недостаточен.  Термин применяется в общественных науках, в археологии, в политике, в средствах массовой информации, в повседневных разговорах в самом широком контексте.  Помню, много лет назад одна успешная американская деловая женщина в престижном пригороде Гонолулу заявила мне, что приехал я из нецивилизованной страны, так как, она слышала, там недостаёт туалетной бумаги.

Некоторые социологи, стремясь к точности термина «цивилизация» предложили использовать как один из главных критериев письменность и наличие фонетического алфавита. Только две человеческие семьи народов произвели фонетический алфавит – семитская и арийская.  Другим критерием цивилизации был принят критерий Энгельса – наличие способного к принуждению территориального государства.  Язычники из дальних окраин были «дикарями», и этот термин в противоположность термину «цивилизованный» стал употребляться вместо древнегреческого термина «варвар».  Цивилизация предполагала не только техническое, но и моральное превосходство над человеческими обществами, стоящими на предположительно более низкой ступени развития.  Одни считали, что цивилизованное общество должно было по необходимости находиться на вершине эволюционного развития.  Энгельс же определил цивилизацию не как вершину развития человеческого общества, но как его стадию. Первым ранним признаком цивилизации он считал появление в человеческом обществе людей, занимающихся исключительно торговлей.  Он их прямо назвал паразитами или «социальными мангустами».  Вторым признаком – возникновение металлических денег и почти что сверхъестественной и жестокой власти этих денег.  Следующие этапы – возникновение процента и ростовщичества, частной собственности на землю, подневольного труда, концентрации богатства и власти в узком кругу людей, возникновение противоборствующих общественных образований и, в итоге, появление стоящего над всеми арбитра и управителя – государства с его отстранённым от всех репрессивным аппаратом.   Такое состояние цивилизации Энгельсу представлялось незавидным.   Хоть цивилизация и достигла больших высот, но на этом пути она «за счёт других человеческих качеств привела в действие самые низменные человеческие инстинкты и страсти. С первого её дня и по сей день исключительно жадность была движущей силой цивилизации.  Богатство, больше богатства и ещё больше богатства, причём богатства не общества, а какого-нибудь гнилого человека – это было её единственной и конечной целью».  В поисках альтернативы Энгельс обратился к трудам американского этнографа Льюиса Генри Моргана, близко изучившего устройство общества североамериканских ирокезов.  Это послужило одной из отправных точек для зарождения идеи коммунистической цивилизации и драматической попытки воплощения её в жизнь.

Что есть цивилизация, не как большая общность людей и народов, имеющих характерные культурные черты и отдельное, заметное место в истории, а как характеристика общества противоположная варварству?  Принято понимать, что Западная цивилизация, и Россия как её часть, на протяжении обозримой истории была высшей, безальтернативной формой развития человеческого общества.  Человеческие сообщества, жившие в других условиях, чем в странах Запада, считались отстающими в развитии, находящимися на разных этапах развития от полного варварства до образчика цивилизации, будь-то Франция, Великобритания или Соединённые Штаты Америки.  У «цивилизованных» обществ всегда было искушение чувствовать своё превосходство над «недоцивилизованными» обществами. Это вылилось в практические и кровавые доктрины расового превосходства, в мечтания об избранных народах и исключительных нациях, в понятие «выживание сильнейшего», в диктатуру либеральной демократии западного типа.  Термин «цивилизация» стал употребляться как пропагандистский инструмент для обоснования и оправдания агрессивного поведения по отношению к тем в мире, кто назначен «нецивилизованными».

Британский философ-идеалист Робин Коллингвуд, увидев в середине ХХ века конвульсии цивилизованной Европы, сделал ревизию термина и понятия «цивилизация».  По Коллингвуду, цивилизация есть нечто умозрительное.  Само слово обозначает процесс или результат процесса. Цивилизация – это процесс приближения к идеальному цивилизованному состоянию общества. На обратном конце этого процесса находится варварство.  Ни одно общество не может быть вполне варварским или вполне цивилизованным, оно есть смесь того и другого, как белая краска с примесью другого цвета.  Понятие «цивилизация» было узурпировано для обозначения идеального «цивилизованного» состояния общества, которое недосягаемо и путей к которому может быть много.  Есть различие между идеальной цивилизованностью и цивилизацией, рождённой в процессе её достижения (пример – идея построения коммунистического общества и реальное строительство этого общества, АВ).  Цивилизация как процесс имеет три компонента, по которым можно судить о состоянии цивилизованности общества.  1.         Отношение членов общества друг к другу.  Идеал цивилизованного поведения по отношению к своим собратьям — это минимальное применение к ним силы или принуждения, избегание провоцирования у них унижающих достоинство чувств.  2.         Отношение членов общества к окружающей природе/среде обитания.  Члены общества получают от природы всё необходимое для жизни умным/научным способом.  Это не значит технологически сложным.  Сюда входит весь пласт знаний накопленных и сохранённых человечеством во многих поколениях, знаний, передаваемых от предков к потомкам; сохранение этих знаний важнее обретения знаний новых (может ли считаться цивилизованным человек, не умеющий пользоваться простыми орудиями труда, поймать на крючок рыбу, добыть или вырастить пищу для пропитания? АВ).  3.     Отношение членов общества к членам других человеческих обществ — чужакам.  Члены общества могут относиться к чужакам, как к окружающей среде, т.е. использовать их как часть природы.  Это не соотносится с цивилизованностью.  К чужакам надлежит относиться как к людям, т.е. цивилизованно, как в пункте первом.  Они могут нам нравиться или не нравиться, но относиться к ним нужно как к равным себе людям.  Для этого нужно вступать с ними в деятельный контакт, как например торговля или туризм.

Здесь мне кажется важным отметить два момента: во-первых, эти важные и здравые логические озарения и практическая формула Коллингвуда для оценки состояния цивилизованности общества возникли под давлением чрезвычайных обстоятельств – бомбёжек Лондона люфтваффе Геринга; во-вторых, хоть Коллингвуд и считается уважаемым на Западе философом, бисер его работ был растоптан копытцами энергичных и вездесущих адептов реальной политики, таких как Уолтер Уэбб, Лев Страусс и их последователи. 

Как сказано выше, цивилизованность или цивилизация, как стадия на пути к идеальному состоянию общества, понятия умозрительные. Предложенная Коллингвудом формула Ц=1+2+3 не предполагает соответствующей ей шкалы степеней цивилизованности, но она помогает сделать в этом отношении оценочное суждение о цивилизованности любого человеческого сообщества. Изучение материалов для этого очерка вызвало стойкое впечатление, что Западная цивилизация находится далеко от идеального состояния цивилизованности.  С другой стороны общества коренных предстают предпочтительными, особенно по второй составляющей Коллингвуда – отношению к окружающей среде, когда даже неживые её творения считаются одушевлёнными.  Оба общества, и коренные индейцы, и пришельцы в Новый свет, живы, а значит в развитии.   Западная цивилизация с её одержимостью потребления, обогащения. подавления и покорения стоит лицом к лицу с чрезвычайными обстоятельствами планетарного масштаба, ею же и порождёнными.  Под давлением этих обстоятельств ей придётся придумывать новые рецепты для своего выживания и развития, становиться менее варварской и, по примеру коренных, более цивилизованной.  С другой стороны, имманентные процессы в самой Западной цивилизации не могут не вызывать переосмысления своих действий и выбора направления развития. 

Один месяц тому назад Верховный суд США большинством голосов (5:4) постановил, что половина территории штата Оклахома должна принадлежать резервации индейцев племени Крик.  Это решение может иметь далеко идущие последствия для всех прошлых и будущих судебных исков коренных против государства США, отобравшего в обход первоначальных договоров их исконные земли.  Это обнадёживающий признак того, что хоть со скрипом и очень запоздало наша цивилизация может переосмыслять и пытаться брать ответственность за свои варварские действия.

Наша цивилизация, как этап процесса движения от варварства к цивилизованности или наоборот от цивилизованности к варварству, неоднородна.  То что в ней было примечено как признак цивилизации – торгаши, деньги, банки с их процентами, частные земельные владения, подневольный труд, олигархи, полиция, могущественное государство, и добавим, показной и радикальный гуманизм – это видимый, шумный и мощный гребень волны. Но под ним протекает жизнь интересная, полная смысла, насыщенная, состоящая из рождений и поминок, искренней любви и дружбы, семейных праздников, бескорыстной взаимопомощи, рыбалок и выездов на природу, служения и самопожертвования, суеверий, примет и колокольного звона к обедне.  Для многих и разных «цивилизаторов» все эти проявления традиционных жизненных укладов есть признаки скрытого варварства. Для тех, кто думает иначе, это и есть настоящая человеческая, цивилизованная жизнь. И нам её предстоит беречь и сохранять.  Сохранять все знания и навыки, сохранять всё разнообразие коренных жителей на разных конинентах, сохранять наши рощи и озёра, беречь наших младших братьев, стоящих на одной ноге, бегающих на четырёх или плавающих в океанах. Это состояние цивилизованности и есть наше естественное, заложенное Творцом состояние.  Современная Западная цивилизация – это одна сотая часть истории человека современного.  Всё, что мы считаем её достижениями зримо движется к новому варварству и может оказаться ненужной шелухой.

Molotok Vdovenko 3 chast 2020 4

Каменные молоток, нож и скребок (фото автора).

Александр Вдовенко, 9 августа 2020 г.

От редакции петербургской газеты «Общество и Экология»: Эта завершающая часть большого историко-аналитического материала «Коренные. Варварство или цивилизация» Александра Вдовенко. Предыдущие части можно изучить в предшествующих номерах Экогазеты, либо на сайте. Ссылочки на материал публиковались в социальных сетях Фэйсбук, Вконтакте, Твиттер и других. Благодарим Александра Вдовенко за огромную проделанную им работу и ждём, вместе с читателями, его новые материалы по другим не менее важным темам.