Заместитель Председателя Государственной Думы, член Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева высказала своё мнение о проекте федеральной схемы обращения с отходами, подготовленном «Российским экологическим оператором».
Напомню, реформа в сфере обращения с отходами начиналась с митингов протеста по всей стране: Подмосковье, станция Шиес в Архангельской области, Светлоярский полигон в Волгограде, полигон «Бастион» в Тамбовской области и так далее.
Четыре ведомства одновременно пытались вносить прямо противоположные поправки в законодательство об отходах. Наконец у реформы появился федеральный центр ответственности – Минприроды и ППК «Российский экологический оператор». Но за полтора года работы РЭО пока только проведена инвентаризация дел, по сути ничего в отрасли не изменилось в лучшую сторону. Считаю, что федеральному оператору надо быстрее вгружаться в работу и показывать результат.
Один из показателей работы – федеральная схема обращения с отходами. Госдума внесла в законодательство поправку о федеральной схеме год назад (в июле 2019 года). Нам надо было упорядочить логистику, межсубъектовые отношения, свести воедино планы строительства новых объектов переработки и утилизации, дать регионам рекомендации, как повысить качество работы с отходами. Федеральная схема должна была стать инструментом управления отраслью. Пока этого не произошло. Пока это сырой документ, не решающий стоящие перед отраслью задачи.
10 июня в Комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды состоялась презентация федеральной схемы. Мы подвергли её жесткой критике. 2 июля в Железноводске прошёл Съезд региональных операторов, где также затрагивалась эта тема.
Какие основные недоработки?
Во-первых, федеральная схема пока представляет собой сумму некачественных территориальных схем обращения с отходами, не прошедших через общественные обсуждения. Публичные слушания были формальными. Учитывались в первую очередь пожелания регоператоров, а не общественности. ОНФ неоднократно указывал, что мнение людей в терсхемах не отражено.
Мониторинг ОНФ показал, что по состоянию на февраль 2020 года электронные модели территориальных схем в открытом доступе имели только 54 региона. Из них у 21-й схемы не было информации о количестве образуемых отходов с разбивкой по источникам образования. У 19 регионов нет траектории движения техники. Значит, нет должного обоснования транспортной составляющей в тарифе.
Есть регионы, где граждане вообще не участвовали в обсуждении терсхем, потому что не было должного информирования. Есть регионы, где ни одно замечание или предложение, поступившее от населения, не было учтено.
Во-вторых, федеральная схема обращения с отходами в том виде, в котором она сейчас существует, не решает проблему дефицита действующих мощностей. Нет межсубъектового взаимодействия.
В 9 регионах запас действующих полигонов на исходе, мусор некуда везти. Это Магаданская область, Бурятия, Забайкальский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Камчатский край, Омская область. В этих регионах может произойти коллапс. При этом планы по строительству новых объектов утилизации или межсубъектовая логистика не прописаны.
Федеральная схема должна была урегулировать взаимоотношения между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, дать оптимальное решение по регионам вокруг Байкала.
В-третьих, федеральная схема не решает задачи нацпроекта «Экология» по утилизации отходов.
Судя по федеральной схеме, из 870 планируемых к строительству объектов 80% – это новые полигоны захоронений и объекты сортировки. А объекты утилизации – всего 8%. Значит в 40% регионов не будут достигнуты показатели по уровню обработки и утилизации отходов, установленные национальным проектом «Экология».
Напомню, стоит задача — к 2024 году направлять на обработку, то есть сортировку и очистку, 60% отходов, на утилизацию, то есть повторное применение, — 36% отходов. Федеральная схема не нацелена на решение этих задач.
Четвертое — тарифы. Федеральная схема должна включать информацию о тарифах регоператоров. Она должна помогать снижать платежи за счет оптимизации потоков и логистики. Потому что транспортная составляющая занимает в тарифе до 80%. Сейчас этого не видим. Тарифы и нормативы накопления отходов в регионах значительно разнятся. Необоснованно высокие нормативы накопления, к примеру, в Амурской области, Омской, Карачаево-Черкесии, Камчатском крае.
Генпрокуратура также фиксировала факты двойных платежей (к примеру, в Челябинской области).
Люди не понимают, за что платят. И не могут проверить правильность начислений. Эту информацию тяжело получить.
Наконец, федеральная схема сейчас не содержит информацию по раздельному сбору отходов.
Ни в одном регионе пока нет полноценного раздельного сбора отходов. Регионам поставлена задача разрабатывать «дорожные карты». С учетом этого терсхемы будут снова корректироваться. Значит и федеральная схема тоже. Это будет уже третья корректировка
Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды обратил внимание на то, что каждая корректировка – это бюджетные расходы. На терсхемы уже потрачено около 1 млрд. рублей. Причем заказы на разработку и корректировку терсхем «осваиваются» узким кругом компаний. Это стало своего рода бизнесом.
Таким образом, вывод — пока федеральная схема обращения с отходами похожа на профанацию. Мы договорились с руководством ППК «Российский экологический оператор», что она будет доработана с учетом замечаний. Итоговый вариант должен появиться к октябрю этого года.
Госдума и ОНФ продолжают держать реформу в сфере обращения с отходами под особым парламентским и общественным контролем.
Напомню, что у Общероссийского народного фронта есть прямые поручения Президента В.Путина. Обеспечить контроль в сфере обращения с отходами, в том числе опираясь на общественных экологических инспекторов (Послание, 20 февраля 2019 года). Обеспечить контроль за внедрением экологических технологий при строительстве новых предприятий по переработке отходов, а также уделить особое внимание информированию граждан (пресс-конференция В.Путина 19 декабря 2019 года).
Внимание к вопросам экологии в обществе обостряется. Этому способствовала и пандемия. Мы только что внесли в Конституцию блок экологических поправок, их поддержало большинство населения. Люди хотят безопасной, качественной окружающей среды. Поэтому надо усиливать работу в этом направлении, всем органам власти и ответственному федеральному оператору живее реагировать на критику и дорабатывать механизмы «мусорной» реформы.
Федеральная схема обращения с отходами должна быть в ближайшее время доработана, стать настоящим инструментом управления отраслью. Она нужна и регионам, и региональным операторам.
Из-за коронавируса многие процессы в стране были поставлены «на паузу». Но мусор продолжал вывозиться, несмотря на эпидемиологическую обстановку, несмотря на неплатежи. Регоператоры выдержали это испытание. Спасибо всем работникам отрасли. Теперь важно дать отрасли возможность восстановиться и развиваться.
От редакции газеты «Общество и Экология»: Заместитель Председателя Государственной Думы, член Центрального штаба ОНФ Ольга Викторовна Тимофеева всегда была предельно конкретной и чёткой, мыслила как, государственник, заботящийся о природе и синхронизации всех отраслей в рамках устойчивого экономического развития и экологической безопасности.
Ольга Тимофеева: «Федеральная схема обращения с отходами должна быть не профанацией, а инструментом управления отраслью»
Заместитель Председателя Государственной Думы, член Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева высказала своё мнение о проекте федеральной схемы обращения с отходами, подготовленном «Российским экологическим оператором».
Напомню, реформа в сфере обращения с отходами начиналась с митингов протеста по всей стране: Подмосковье, станция Шиес в Архангельской области, Светлоярский полигон в Волгограде, полигон «Бастион» в Тамбовской области и так далее.
Четыре ведомства одновременно пытались вносить прямо противоположные поправки в законодательство об отходах. Наконец у реформы появился федеральный центр ответственности – Минприроды и ППК «Российский экологический оператор». Но за полтора года работы РЭО пока только проведена инвентаризация дел, по сути ничего в отрасли не изменилось в лучшую сторону. Считаю, что федеральному оператору надо быстрее вгружаться в работу и показывать результат.
Один из показателей работы – федеральная схема обращения с отходами. Госдума внесла в законодательство поправку о федеральной схеме год назад (в июле 2019 года). Нам надо было упорядочить логистику, межсубъектовые отношения, свести воедино планы строительства новых объектов переработки и утилизации, дать регионам рекомендации, как повысить качество работы с отходами. Федеральная схема должна была стать инструментом управления отраслью. Пока этого не произошло. Пока это сырой документ, не решающий стоящие перед отраслью задачи.
10 июня в Комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды состоялась презентация федеральной схемы. Мы подвергли её жесткой критике. 2 июля в Железноводске прошёл Съезд региональных операторов, где также затрагивалась эта тема.
Какие основные недоработки?
Во-первых, федеральная схема пока представляет собой сумму некачественных территориальных схем обращения с отходами, не прошедших через общественные обсуждения. Публичные слушания были формальными. Учитывались в первую очередь пожелания регоператоров, а не общественности. ОНФ неоднократно указывал, что мнение людей в терсхемах не отражено.
Мониторинг ОНФ показал, что по состоянию на февраль 2020 года электронные модели территориальных схем в открытом доступе имели только 54 региона. Из них у 21-й схемы не было информации о количестве образуемых отходов с разбивкой по источникам образования. У 19 регионов нет траектории движения техники. Значит, нет должного обоснования транспортной составляющей в тарифе.
Есть регионы, где граждане вообще не участвовали в обсуждении терсхем, потому что не было должного информирования. Есть регионы, где ни одно замечание или предложение, поступившее от населения, не было учтено.
Во-вторых, федеральная схема обращения с отходами в том виде, в котором она сейчас существует, не решает проблему дефицита действующих мощностей. Нет межсубъектового взаимодействия.
В 9 регионах запас действующих полигонов на исходе, мусор некуда везти. Это Магаданская область, Бурятия, Забайкальский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Камчатский край, Омская область. В этих регионах может произойти коллапс. При этом планы по строительству новых объектов утилизации или межсубъектовая логистика не прописаны.
Федеральная схема должна была урегулировать взаимоотношения между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, дать оптимальное решение по регионам вокруг Байкала.
В-третьих, федеральная схема не решает задачи нацпроекта «Экология» по утилизации отходов.
Судя по федеральной схеме, из 870 планируемых к строительству объектов 80% – это новые полигоны захоронений и объекты сортировки. А объекты утилизации – всего 8%. Значит в 40% регионов не будут достигнуты показатели по уровню обработки и утилизации отходов, установленные национальным проектом «Экология».
Напомню, стоит задача — к 2024 году направлять на обработку, то есть сортировку и очистку, 60% отходов, на утилизацию, то есть повторное применение, — 36% отходов. Федеральная схема не нацелена на решение этих задач.
Четвертое — тарифы. Федеральная схема должна включать информацию о тарифах регоператоров. Она должна помогать снижать платежи за счет оптимизации потоков и логистики. Потому что транспортная составляющая занимает в тарифе до 80%. Сейчас этого не видим. Тарифы и нормативы накопления отходов в регионах значительно разнятся. Необоснованно высокие нормативы накопления, к примеру, в Амурской области, Омской, Карачаево-Черкесии, Камчатском крае.
Генпрокуратура также фиксировала факты двойных платежей (к примеру, в Челябинской области).
Люди не понимают, за что платят. И не могут проверить правильность начислений. Эту информацию тяжело получить.
Наконец, федеральная схема сейчас не содержит информацию по раздельному сбору отходов.
Ни в одном регионе пока нет полноценного раздельного сбора отходов. Регионам поставлена задача разрабатывать «дорожные карты». С учетом этого терсхемы будут снова корректироваться. Значит и федеральная схема тоже. Это будет уже третья корректировка
Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды обратил внимание на то, что каждая корректировка – это бюджетные расходы. На терсхемы уже потрачено около 1 млрд. рублей. Причем заказы на разработку и корректировку терсхем «осваиваются» узким кругом компаний. Это стало своего рода бизнесом.
Таким образом, вывод — пока федеральная схема обращения с отходами похожа на профанацию. Мы договорились с руководством ППК «Российский экологический оператор», что она будет доработана с учетом замечаний. Итоговый вариант должен появиться к октябрю этого года.
Госдума и ОНФ продолжают держать реформу в сфере обращения с отходами под особым парламентским и общественным контролем.
Напомню, что у Общероссийского народного фронта есть прямые поручения Президента В.Путина. Обеспечить контроль в сфере обращения с отходами, в том числе опираясь на общественных экологических инспекторов (Послание, 20 февраля 2019 года). Обеспечить контроль за внедрением экологических технологий при строительстве новых предприятий по переработке отходов, а также уделить особое внимание информированию граждан (пресс-конференция В.Путина 19 декабря 2019 года).
Внимание к вопросам экологии в обществе обостряется. Этому способствовала и пандемия. Мы только что внесли в Конституцию блок экологических поправок, их поддержало большинство населения. Люди хотят безопасной, качественной окружающей среды. Поэтому надо усиливать работу в этом направлении, всем органам власти и ответственному федеральному оператору живее реагировать на критику и дорабатывать механизмы «мусорной» реформы.
Федеральная схема обращения с отходами должна быть в ближайшее время доработана, стать настоящим инструментом управления отраслью. Она нужна и регионам, и региональным операторам.
Из-за коронавируса многие процессы в стране были поставлены «на паузу». Но мусор продолжал вывозиться, несмотря на эпидемиологическую обстановку, несмотря на неплатежи. Регоператоры выдержали это испытание. Спасибо всем работникам отрасли. Теперь важно дать отрасли возможность восстановиться и развиваться.
От редакции газеты «Общество и Экология»: Заместитель Председателя Государственной Думы, член Центрального штаба ОНФ Ольга Викторовна Тимофеева всегда была предельно конкретной и чёткой, мыслила как, государственник, заботящийся о природе и синхронизации всех отраслей в рамках устойчивого экономического развития и экологической безопасности.
Газета "Общество и Экология"
20 июля
безопасность, Газета и сайт, гражданское общество, зеленая идея, общество и экология, особое мнение, ответы, комментарии, аналитика, разное, Экологические журналисты ЗА
природа, ТБО, Тимофеева, управление, экология, Яндекс.Новости