Продолжаем публикацию серии замечательных, познавательных и очень интересных материалов из США специального корреспондента петербургской газеты «Общество и Экология» Александра Вдовенко. В новом номере газеты исследовательская статья под названием «Коренные. Варварство или цивилизация». В предыдущих номерах нашей газеты и на сайте были напечатаны материалы  «Коренные. Гиперборейское колено» и «Коренные. Находка в Коннектикуте». Материал Александр Вдовенко представляет собой большую научную и историческую ценность и будет интересен не только для читателей нашей Экогазеты, но и для всего научного сообщества России.

Немногим доведётся взять в руки каменный наконечник копья. Если доведётся, будьте осторожны — он может оказаться остр, как лезвие бритвы. Этот штучный товар — творение искусного мастера. Если захотите убедиться в этом, попробуйте сделать из куска кремня хотя бы простой скребок. В обществе коренных американцев до прихода европейцев, это умел каждый мужчина. Послушайте их образную речь: «Наши родственники всегда нас кормили; четвероногие, крылатые и те, кто с плавниками; те, кто ползают или, как деревья, возвысились на одной ноге; все, с которыми двуногие дышат одним дыханием». Эту поэзию подхватывал и разносил ветер.  Никому в голову не приходило это записывать. Как можно записывать дыхание, дуновение ветра, журчание ручья? Их культура — культура земли; земля — это и есть их культура.

Больше половины штатов США имеют индейские названия, то же — с названиями бесчисленных посёлков и городов, рек и озёр, холмов и гор. Они вросли в эту землю. Дух индейцев витает на свободе в двух шагах от асфальтовых хайвеев, которые и сами не что иное, как расширенные индейские тропы.

Табак, шоколад, гамак, какао, каяк, каноэ, ураган, пончо, эскимо, томат, ягуар, барбекю, вигвам, мокасины, браконьер, хинин, кокаин, хаски, авокадо, чили — эти и другие слова вошли в наш обиход по-индейски бесшумно и растворились в нас. Когда подаёте на стол кукурузу, картошку, ананас или фасоль, сдабриваете булочки ванилью или обуваете резиновые сапоги, вспомните, что всё это пришло к нам из другого мира, в котором жили люди во многом такие же как мы, но в чём-то — инопланетяне.

Другой мир

Вдали от цивилизаций Старого Света, за океанами, на нашей планете был мир, населённый «отколовшейся» ветвью человечества. Джеймс Адаир — ранний исследователь североамериканских индейцев, принял их за потерянное библейское «колено израилево» и привёл двадцать три аргумента в подтверждение этого.

«На протяжении длинного, почти неподвижного периода времени мужчины и женщины, нагие и завёрнутые в звериные шкуры, пробирались по первозданным лесам и бродили по широким топям… Их приветствовали радостным пением бесчисленные птицы. Да, это были настоящие князья сотворённого мира; у них были все эти прекрасные имения, и никакой работы, только спорт и поединки». Так Уинстон Черчилль описал древний мир людей, обитавших на месте нынешней Англии. Такая же картина возникает в воображении, когда читаешь описания жизни коренных жителей края, названного Новой Англией. Свободные, спокойные, достойные люди, живущие и владеющие бескрайними просторами, изобилующими всем необходимым для жизни. Фридрих Энгельс сумел разглядеть, что «свобода, равенство, братство — это то основание, на котором было организовано общество индейцев, и оно служит обьяснением тому чувству независимости и личного достоинства, прямоте, силе характера, мужеству, повсеместно приписываемым характеру индейцев».

Stoynka Indecy Vdovenko 15 07 2020 1

После перехода через Берингию и преодоления пути между тающих ледников люди обнаружили простиравшийся на 26 млн кв. км плодородный и первозданный мир.  По словам французского археолога Франсуа Бордэ, в истории человечества такого больше никогда не повторится до тех пор, пока человек не высадится на пригодную для жизни далёкую планету.  Открывшийся мир был бескрайним, девственным и бурлящим разнообразной жизнью. Пришедшие с севера Евразии люди тут были первыми. Спустя несколько тысяч лет их потомки уже заселили этот новый «параллельный мир» на всём пространстве от Арктики на севере до Огненной Земли на юге.

Какая жизнь была в этом мире тысячу лет тому назад, в частности, к северу от Рио-Гранде? Небо было таким же, но континент под этим небом был другим. Ночью мерцали огни костров, а эхо разносило в темноте редкий лай собак, иногда плач детей. В лесах и прериях, на океанских побережьях и в каньонах, в Арктике и в тропиках люди жили удивительно богатой и сложной жизнью,  Здесь говорили на 250 из 2150 коренных американских языков и наречий. В их мире не было лошадей, они не использовали колёса. Ели пагатовр — кукурузу и курили оттомаоке — табак, но не знали мёда — не было медоносных пчёл. На полях не росла пшеница, а на ветках деревьев не пели скворцы.  Они изобрели луки и стрелы, но не знали пороха. В их жилищах не было мышей и крыс. Они построили большие города и проложили тысячи километров торговых путей и троп. Их культура была богата рассказами, но у них не было письменности, чтобы эти рассказы записывать. Были врачи, но не было адвокатов. Велась бойкая торговля, но без денег и сословия торговцев. У них не было ни прав, ни обязанностей. У них не было полиции, судей, тюрем, чиновников, и, вообразите, не было коррупции, но всё шло своим чередом, было в порядке и гармонии.

Сколько в этом мире жило людей? Точно сказать невозможно. Теперь это вопрос политический. Много ныне существующих групп людей, имевших отношение к катастрофе коренных американцев, хотят эти цифры представить в выгодном для себя свете. Американский историк Уолтер Уэбб, апологет цивизаторской миссии европейцев в Америке, в 50-е годы прошлого века писал, что до прихода европейцев на территории теперешних США жило 500 тыс. индейцев. По последним, скорее всего заниженным данным, в Америках перед нашествием европейцев проживало 60,5 млн человек, 4 млн из них — к северу от Рио Гранде, и 70 тысяч в районе Новой Англии. Люди жили племенами по 2–5 тысяч человек, иногда много больше, всего несколько сотен племён. Они расселились вдоль плодородных речных долин, в лесах, на равнинах и в прериях. В глубине континента паслись миллионы бизонов и антилоп-вилорогов. Девственные леса были богаты оленями, лосями и животными помельче. Их количество регулировалось хищниками — волками, медведями, горными львами, лисицами. И, конечно, людьми.

Александр Голденвейзер в 1914 году так описал типичное сообщество индейцев. Индивид — свободный член сообщества со своими способностями, автономными действиями, характерными чертами и скромным личным имуществом; семья — родители и дети, здесь происходило обучение, образование, выбор будущих супругов; расширенная матриархальная (чаще) или патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений прямых потомков; род — сообщество людей, связанных кровным родством; клан — сообщество людей, в котором кровное родство не всегда прослеживалось, у клана были свои угодья, своё кладбище, своё название, свой вождь; фратрия — церемониальное сообщество; племя — со своим названием, религиозными обрядами, церемониями, вождём; конфедерация племён и региональные группы племён. Центром организации сообщества был род.

Габриэль Сагард (1632), о жизни племени хуронов писал: они занимались охотой, рыбалкой, войной, торговлей, строительством жилищ, каноэ и изготовлением орудий. Остальное время хуроны отдыхали, играли, спали, пели и танцевали, курили табак и пировали. Работа у мужчин была своя, у женщин — своя, причём у женщин работы было больше. Мужчины же, как аристократы, больше охотились, рыбачили и воевали, но при этом, жёны их очень любили.  Мальчики, едва начав ходить, дни напролёт занимались стрельбой из лука, учились пронзать копьём рыбу в воде, зимой клюшками гоняли по снегу деревянный мяч и возвращались домой только проголодавшись. Девочки с детства учились палками выбивать зёрна из початков кукурузы, делать всё по дому, быть бережливыми, а в свободное время играли со сверстницами и спорили, у кого будет больше женихов. Юноша, желавший взять себе жену, просил у её отца позволения «войти в его вигвам». Если отец был благосклонен, то советовал юноше сначала получить согласие избранницы. Тогда юноша делал девушке лучший из возможных подарков. Она, если была согласна, принимала его и взамен дарила своё рукоделие. Юноша переселялся в вигвам отца невесты и служил ему год. В это время девушка делала всё, чтобы показать себя хорошей хозяйкой. По исходу года праздновали свадьбу, а если молодые друг другу не подходили, то расставались без упрёков. Семья полностью утверждалась с рождением детей, после чего родители жили неразлучно, имея как бы одно седце и одну волю. Ван дер Донк (1655) писал, что когда женщине приходило время рожать, она уходила к отдалённому, укрытому от ветра месту у ручья, готовила для себя укрытие, устилала его матами и там в одиночестве ожидала времени родов. Если рождался, мальчик, то даже в мороз мама сразу погружала сына в воду и потом закутывала Это должно было сделать его в будущем сильным, смелым и выносливым охотником. Младенцев обычно отлучали от груди в годовалом возрасте, иногда позже. В детях поощрялся независимый дух. Их никогда не били и ни к чему не принуждали.

В ранние века индейцы севера Америки занимались исключительно охотой, рыбалкой и собирательством, позже, около тысячи лет назад, освоили и земледелие. Много труда требовала расчистка леса под поля для кукурузы, тыквы и патиссонов, которые выращивали впрок. Индейцы не только обеспечивали себя едой, они создали организованное общество с развитой духовной и общественной жизнью, сложными ритуалами, производством украшений. В местностях с тёплым и сухим климатом, как в теперешней Аризоне, они построили сотни километров оросительных каналов.

Vintage engraving of Native American lodges in the primeval forest, North America, 18th Century

Vintage engraving of Native American lodges in the primeval forest, North America, 18th Century

Индейская стоянка в лесу.

Можно отметить большое разнообразие племён, их жизненных укладов, особенностей верований и обычаев. Некоторые были кочевыми, другие жили осёдло. Одни сообщества имели общественное устройство, основанное на равноправии. Другие жили в почти что теократиях со сложной общественной иерархией. Несмотря на эти различия, у всех было сходное представление о сотворении и устройстве мира. Жизнь появилась из утробы земли-матери, через которую всё тесно связано духовными нитями — люди, звери, растения, холмы, реки. Современная наука называет такое понимание мироустройства анимизмом. Эта система представлений объединяла разнообразный мир коренных жителей Америк до прихода европейских завоевателей и христианских миссионеров. Весь мир считался священным, как и вся земля и всё, что на ней, и это религиозное почитание всего сущего должно было строго соблюдаться. Человек, как считалось, был сотворён высшей силой, которую называли Богoм, Создателeм, или Большой Тайной, и человек стоял наравне с другими её созданиями, с которыми был неразрывно связан духовно и физически. Мать-земля и отец-небо давали всё, что необходимо для жизни, но и строго следили, чтобы их создания уважали друг друга и не нарушалось равновесие между ними. От этого зависело само существование людей. У каждого племени была особая, только ему присущая связь с определённым живым существом или местом на земле, частью её ландшафта. Звери, птицы, холмы, реки — всё сущее считалось проявлением священных начал, живых духов в чувственно доступной форме. Сегодня это определяется термином «иерофания».

Было два типа религиозных ритуалов — охотничий и земледельческий. Охотничий утверждал связь человека с животными, устанавливал определённые правила и запреты по отношению к ним. Нельзя было огорчать царствующих над животными духов.  В сообществах охотников были шаманы, способные вступать в контакт с духами. В земледельческой культуре религиозные церемонии утверждали плодородие, должны были способствовать хорошему урожаю, призывали, когда требовалось, дождь. Здесь уже налицо пантеон богов и богинь, постоянные храмы, священные места и священнослужители. Когда индейцы увидели первых европейцев и больше о них узнали, то предположили, что эти люди ещё несовершенные, «недоваренные», поэтому они и бледнолицы. Джон Хекеуелдер в 1819 году писал, что индейцев с самого раннего возраста учили быть благодарными не только высшему Духу, давшему им жизнь, её предназначение, много плодородной земли с обильной живностью, но и духам помельче. Те даровали людям полезные растения и ещё много нужного для жизни. Дух научил предков правильно поступать, и нужно слушаться носителей преподанных истин — мудрецов, родителей, вообще старших.

Жизнь определялась стремлением к гармонии с природой, к миру и согласию внутри племени. А вот отношения между племенами безоблачными не были. В каждом географическом регионе между ними существовала давняя вражда. Яки и пима, хопи и зуни, апачи и папаги враждовали друг с другом на юго-западе. На юго-востоке — крики и чокты, чироки и семинолы. На востоке и северо-востоке — алгонкины, ирокезы, мускогины и хуроны.

Не был доколумбовский мир коренных свободным и от болезней. Эпидемий и мора, как в Старом Свете, не случалось, но были эпизодические инфекционные заболевания: маловирулентный туберкулёз, сифилис, стафилококковые и стрептококковые инфекции, кишечные паразиты, трипанасомоз, туляремия, ляблиоз, гепатит, полиомиелит. Но индейцы не знали чумы, свинки, оспы, кори, краснухи, гриппа, дифтерии, сыпного тифа, проказы, коклюша, сибирской язвы и жёлтой лихорадки. Племена, перешедшие на земледельческий уклад, больше страдали от инфекционных заболеваний и железодефицитного малокровия. Это происходило из-за большей скученности, более частого межплеменного общения, связанного с торговлей, меньшего разнообразия в пище и малого содержания железа в кукурузных зёрнах — основной пище земледельцев. Сейчас установлено, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении была 23 года, если они доживали до половой зрелости — 35 лет, а если до 50, то всего 5 лет. Смертность среди женщин была выше. Для справки, продолжительность жизни в Англии XVI века была чуть выше 30 лет.  В общем, до прихода европейцев численность народонаселение Америк была стабильной.

Ynosha Indecy Vdovenko 15 07 2020 3

Юноша племени Навахо.

Doch Indecy Vdovenko 15 07 2020 4

Дочь вождя племени Сиу.

 

Когда ферзь ходит как пешка…

То, что Земля круглая, было известно за полторы тысячи лет до Колумба. Об этом писали греческие философы Страбон и Посидоний в первом столетии до Р. Х. Страбон в своей многотомной «Географии» выдвинул гипотезу: «Может быть, в самой зоне умеренного климата есть два обитаемых мира, а может и больше, в особенности вблизи параллели Афин, проходящей через Атлантическое море». Посидоний обнаружил: высота над горизонтом второй по яркости на небосводе звезды Канопус, что в созвездии Киля, разная в северной и южной точках Римской империи. Он высчитал, что окружность Земли должна составлять около 24 тыс. миль, что практически совпадает с современными измерениями. Римлянин Клаудиус Птолемей во втором веке от Р. Х. считал, что окружность земли составляет 18 тыс. миль. Эти знания оказались невостребованными в Древнем Риме и в века, последовавшие за его распадом. В какой-то мере они могли сохраняться в среде арабских и еврейских учёных Средневековья. С наступлением Возрождения интерес к античному миру и его знаниям повлиял на развитие наук и искусства в Европе. Старые латинские манускрипты стали переписывать, а затем и печатать. Вновь обретённые знания стали распространяться в обществе как раз ко времени рождения героя этой части нашего обзора. Его имя — Кристофор Колумб. Человеческая цивилизация разделилась на эпохи до и после Колумба. У него всегда, в каждом поколении, есть почитатели и низвергатели.

Кем он был, где родился? По официальным данным, он генуэзец, но право называться родиной Колумба остаивают с десяток городов Испании и Португалии. Есть даже одинокое мнение, что он был рождён в Париже от русских родителей. Итальянец, который никогда не писал по-итальянски, португалец, который служил испанской короне, испанец, который считался при кастильском дворе extranjero (чужаком) и говорил с акцентом. Кто он и откуда, достоверно неизвестно, зато известно, что он старался скрыть своё происхождение и национальность.  Пятнадцатый век в Европе, особенно в Испании, был периодом господства Инквизиции. Иберийский полуостров был наполовину захвачен маврами-мусульманами. В 1453 году турки-османы захватили Константинополь, путь для мусульман на Балканы был открыт,  «турецкая угроза» нависла над христианской Европой. В этих условиях католическая церковь и светская власть приложили значительные усилия для консолидации христианского общества. Всем иноверцам и еретикам было предложено или убираться, или присоединяться к католической церкви. Большинство исследователей склоняется к версии, что Христофор Колумб происхоил из семьи покрестившихся евреев, взявших себе фамилию Колом, что на каталонском значит голубь. В числе других языков он умел читать и на иврите, на котором были составлены португальским астрологом Самуилом Бен Закуто таблицы солнечного склонения, служившие Колумбу в плавании на «Санта-Марии». Все знавшие его подтверждали, что он был лояльным католиком. Некоторые исследователи считают, что Колумб состоял членом «перелицованного» в Португалии католического ордена тамплиеров. При этом в Испании он прагматично дружил с нужными людьми сходного с ним происхождени — крещёными евреями Луисом де Сантангелом и Габриэлом Санчесом, министрами финансов соответственно при королеве Кастилии Изабелле I и короле Арагона Фердинанде II, а также с Антонио де Марчера — монахом и космографом, имевшим доступ к королеве Изабелле. В Испании Христофор Колом стал называть себя Кристобаль Колон. Он был опытным, мужественным моряком и твёрдо верил, что в Атлантическом океане вслед за Канарскими и Азорскими островами предстоит ещё многое открыть.

Европейской цивилизации нужны были богатства Востока и его пряности, позволявшие консервировать пищу. Торговля с Востоком была прибыльной, но опасной, так как прямой путь туда по суше был перекрыт мусульманской цивилизацией. Португалия закрепила за собой исключительное право на торговлю с Китаем по восточному морскому маршруту вокруг Африки. Многие считали, что в Китай можно попасть по западному морскому пути через Атлантику. Колон взялся убедить испанских монархов снарядить морскую экспедицию на запад. Кроме интересов экономических, весьма актуальным было стремление католической церкви распространить своё влияние на новые территории и увеличить паству. Папа Николай V издал 8 января 1455 года буллу, в которой королю Португалии Альфонсо V  предоставлялась «неограниченная и полная свобода вторгаться, выискивать, захватывать, уничтожать и подавлять всех сарацин и всяких язычников и других врагов Христа где бы то ни было, а также королевства, герцогства, княжества, доминионы, владения и всё любое их движимое и недвижимое имущество, где-либо у них находящееся, и превращать их в вечных рабов, и брать и превращать в свою собственность и передавать в наследство королевства, герцогства, княжества, доминионы, владения и имущество для пользования и для прибылей». Папа Александр VI (Родриго Борджия), будучи испанцем, предоставил в 1493 году правителям Испании права на весь мир за пределами владений христианских государств, чтобы живущие за этими пределами язычники были «единственно из великодушия, понимания и полноты нашей апостольской власти от имени Всемогущего Господа» приведены «в лоно католической церкви и обучены правилам морали». Королева Кастилии Изабелла, истовая католичка, в этой партии была одновременно и ферзём, и пешкой. Почти одного возраста с Колумбом, она благоволила ему, желала служить католической церкви и распространять христианство на новые земли, но советники при дворе настоятельно отговаривали королеву от этой затеи. Люди же из окружения Колумба, его сторонники и помощники, имеющие доступ к королеве Изабелле, годами убеждали её благосклонно рассмотреть сулящий большую выгоду проект этого чужака-экстранхеро. Ставки повышались, а решение всё не принималось. Наконец, когда Колумб засобирался покинуть королевство, чтобы искать поддержки других монархов Европы, его агенты сумели уговорить Изабеллу. Она даже готова была продать свои драгоценности, чтобы снарядить экспедицию. Но этого не понадобилось. Деньги на дело нашлись. Сторонами сделки были верховная государственная власть в лице короля и королевы Испании, моральный авторитет в лице католической церкви, деньги и административная сноровка вкладчиков, в их числе вышеупомянутых министров Луиса де Сантангела и Габриэля Санчеса, а также Джианотто Берарди (патрона Америго Веспуччи). И, конечно, сам Христофор Колумб, он же Кристофор Колом, он же Кристобаль Колон — незаурядный человек, рождённый для этой миссии, жаждущий признания, почестей и богатств. Условия Колумба были твёрдыми и, некоторые могут сказать, наглыми — если экспедиция в Китай окажется успешной, он получит потомственное дворянство, чин адмирала, станет губернатором и вице-королём открытых земель. Кроме того, ему причиталась восьмая часть от прибылей экспедиции, а впоследствии — одна десятая от всех прибылей с новоокрытых земель, и никаких налогов. Его условия были приняты. Назывались они Капитуляционес де Санта Фэ.

Kolumb Vdovenko 15 07 2020 5

Кристобаль Колон на приёме у королевы Изабеллы и короля Фердинанда.

«Гранада, 30 апреля 1492 года.

Дон Фернандо и Донья Изабель, Божьей благодатью король и королева Кастилии, Леона, Арагона, Сицилии, Гранады, Толедо и прочая.

Так как Вы, Кристобаль Колон, отправляетесь по нашему приказанию на некоторых наших кораблях с командой открыть и приобрести некоторые острова и континент в море-океане, и есть надежда, что с помощью Господа некоторые острова и континент в море-океане под Вашим умелым предводительством будут открыты и приобретены, то справедливо будет Вам получить вознаграждение за все опасности, которым Вы подвергнетесь на службе нам…»

И несколько лет спустя:

«Медина дель Кампо, 22 июля 1497 года.

Дон Фернандо и Донья Изабель, Божьей благодатью король и королева Кастилии, Леона, Арагона, Сицилии, Гранады, Толедо и прочая.

Некоторые люди, поселившись на острове Испаньола и других островах, попросили нас издать указ, чтобы распределить на этих островах землю, на которой они могут посадить зерно и овощи, хлопок и лён, виноград и деревья, сахарный тростник и другие растения и построить дома, мельницы, сахарные заводы и другие здания, необходимые им для жизни, для службы нам и для общего благополучия жителей островов.

Поэтому настоящим мы даём разрешение и полономочия Вам, Дон Кристобаль Колон, наш адмирал моря-океана и наш вице-король и губернатор этого острова, распределять землю по Вашему усмотрению…».

Экспедиция с молитвами отправилась в путь на трёх маленьких кораблях, и 12 октября 1492 года Христофор Колумб высадился на острове, названном им Сан-Сальвадор (Спаситель). Его робко и дружественно встретили островитяне племени таино, предложили пришельцам символы доброжелательства и гостеприимства — попугаев, хлопковые нити и другие предметы. Позже Колумб так написал о людях племени таино (часть группы племён араваков): «Они так искренни и свободны со всем своим имуществом, что в это никто не поверит, если только сам этого не видел.  Если у них попросить хоть что-нибудь из того, что им принадлежит, то они никогда не откажут. Наоборот, они хотят этим поделиться и при этом показывают столько любви, как если бы они делились частичкой своего сердца, и они довольны любой, предлагаемой им безделицей, стоит она чего-нибудь или не стоит ничего». Через год Колумб обосновался на соседнем острове, названном им Эспаньола. Тогда там проживало около 60 тысяч таино; уже через 50 лет их оставалось меньше 500. Сегодня людей племени таино на земле нет.

…Но остаётся ферзём

В сделках с государством всегда побеждает государство. Колумб выполнил свою часть договора — открыл дорогу в Новую Испанию и прирастил владения испанской короны новыми землями, построил первый в Новом Свете католический храм (имя Христофор означает «носитель Христа»), привёз католических миссионеров и искренне принял на новой земле Святое Причастие, дал возможность некоторым евреям Испании и Португалии сбежать подальше от инквизиции на Ямайку. После этого его миссия была выполнена. Испания быстрой прибыли от экспедиций Колумба не получила. Путь в Китай открыт не был, и оставшиеся несколько лет земной жизни Колумба были незавидны. Потребовалось снаряжать новые экспедиции, уже без Колумба, чтобы европейская цивилизация нашла то, что искала — жемчуг и золото, много золота. Дальше заработала машина ненасытного государства, и каждый из бесчисленных её винтиков жаждал получить свою долю — инкомьендо — в разделе открывшихся несметных богатств Новой Испании. Спустя многие годы возникла легенда о Колумбе — символической фигуре первопроходца и открывателя новых миров, воплощении человеческой воли, дерзновения и бесстрашия. На этой легенде воспитывались поколения людей во всём мире. С началом космической эры встали в один ряд имена Колумба и героев освоения космоса Юрия Гагарина (его называли «Колумбом Вселенной»), Нила Армстронга. Но пришло новое время, и государство, вышедшее как и все теперешние государства Америк из пены прибоя на острове Сан-Сальвадор, решает, что и в Колумбе-легенде нужды больше нет, и уже вековые, позеленевшие статуи слишком неоднозначного «символа» убирают с постаментов на площадях американских городов. «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти».

Kolumb Vdovenko 15 07 2020 6

Хартфорд, штат Коннектикут, 29 июня 2020 года.  Рабочие убирают статую Колумба в центре города.

К началу XVI века земли Нового Света были известны в Европе под названиями Атлантида, Утопия, Аркадия, Эль Дорадо, Антиллия, Индии, Терра Нова, Новая Испания, пока на картах их не стали называть Америкой. Это впервые произошло в маленькой типографии городка Сан Ди де Восгес во французском герцогстве Лоррейн 25 апреля 1507 года. Латинский манускрипт Птолемея дополнили увлекательными рассказами о новооткрытом континенте и живущих там голых людях, а также картой флорентийца на испанской службе Америго Веспуччи, сумевшего представить дело так,  будто он был открывателем нового мира. С тех пор этот мир стали называть Америкой. Как взахлёб написал о Веспуччи его биограф Фелипе Фернандес-Арместо: «Во Флоренции времён Возрождения, где жизнь была скорой, насыщенной, конкурентной, потребительской и жёсткой, умение манипуляции приобреталось быстро. Увы, это было нужно для выживания». Независимо от того, насколько точно это описание соответствует европейским нравам эпохи Возрождения, оно документально точно отражает превалирующее мировозрение нынешней западной постхристианской цивилизации.

Колумб назвал людей Нового Света «индиос». Так все и стали называть коренных индейцами. Сами они этого не любят и предпочитают, чтобы их называли коренными, первыми или по названию своего племени.

Крепкое pукопожатие

Встреча двух миров была катаклизмом не одномоментным, а постeпенным длящимся/постепенно развивающимся/распределённым во времени. Вначале были робкое прощупывание и взаимный интерес, затем бесшумный, но почти тотальный обвал коренного населения Нового Света, потом — местами самоубийственная конвульсия сопротивления, а местами тихое подчинение,  перемалывание коренных. Как мы увидим дальше, этот процесс и сейчас нельзя считать вполне закончившимся.

Продолжение следует

Адександр Вдовенко.  14 июля 2020 года.