Из дневника главреда Экогазеты от 16 июня 2020 года.

Наконец-то появилось время написать о главном событии в моей жизни. 8 июня по известной причине нашего непростого времени не удалось отметить с Юлей нашу Жемчужную свадьбу — 30 лет. Именно в этот день в 1990 году мы расписались с ней в Приморском ЗАГСЕ Ленинграда, создав союз (слово бракосочетание — не люблю).


13 июня 2020 года, возвращаясь из Парка 300-летия Санкт-Петербурга, мы остановились у Медного Всадника и сделали снимок, почти на том же месте, где и 30 лет назад.

Анализируя жизнь, понимаешь, что всё произошло внезапно, но в определённом месте и в определённый час. Что она во мне увидела? Почему терпела? Не знаю.

Приехал я в Ленинград в красных носках и фиолетовых туфлях, с гитарой, песенками и джинсах с дырками (вполне могу считать себя основоположником моды на дырявые джинсы :). Студенческая жизнь и театр нас объединили. Она коренная ленинградка, занимавшаяся в театральной студии Аничкова дворца, учившаяся в английской школе и я сгусток неотёсанной энергии из Донбасса. Солнце и Луна, свет и тень.

Мы обошли с ней все театры Петербурга, музеи, она открыла мне Пушкин и Петергоф. Моя любовь к Драконам на Шахматной горе, как раз оттуда. Она занималась моим образованием и не позволила уйти мне в академку, когда родилась дочь.

И вот, что я думаю, то ли это сон, то ли явь, но всё-таки эта история произошла со мной. На службе в ВМФ СССР казалось, что я не женюсь никогда, это невозможно. И только лишь во снах приходила какая-то прекрасная незнакомка с длинной косой и голубыми глазами.

Два последующих года учёбы в Одессе были непонятными. Затем резкий безбашенный срыв и поездка в Москву и провал в 5-ти театральных ВУЗах.

Выживать помогали песенки на Дерибасовской и на Арбате, которые мы пели с товарищем и собирали деньги на билеты и пропитание. Интересно вспоминать, мы были похожи на всесоюзных бездельников, ошивающихся по городам с репертуаром простых песенок (иногда дурацких) и амбициозно мечтающими о крутой режиссёрской карьере. Гении режиссуры были ниже нас.

Одесса оказалась не моим городом, хотя я её очень люблю. Москва оказалась не моим городом, хотя я её уважаю. А Ленинград — город моей души, где я поступил в институт и встретил её — с длинной косой и голубыми глазами.

Всё было сложно и одновременно просто, всё было трудно и одновременно легко. В теорию двух половинок я не верю. Верю в труд двух людей, их желание взаимодействовать ради семьи, иногда терпеть очень сильно.

Помню где-то за год до свадьбы странное чувство, которое проявилось у меня на первом курсе, в 23 года — идейная радиация пронзила всё моё тело с головы до ног, скрутила мою душу, вывернула меня наизнанку до боли, до крика с одним только внутренним призывом — хочу семью!
Готов был чистить картошку и мыть посуду, но жить в семье. Происходила ломка хиппаря и переход на более высокую ступень общественного сознания.

Ни на моей малой Родине на Донбассе, ни в Одессе, ни в Москве такого острого чувства создать семью у меня не было. Долгосрочные отношения с женщинами там просто не получались. В Ленинграде звёзды сошлись. И вот она! С длинной косой и голубыми глазами!
И я не совершенный, резкий, грубоватый. Какая-то сила повернула её ко мне.

Что я понял за эти годы? Женская доброта и терпение способны стесать углы необузданного характера, как вода шаг за шагом точит камень.
Самое первое впечатление от неё — это справедливость и такая естественная искромётная игра на сцене. Потом сверка характеров.

По гороскопу мы вообще с ней никак не сходились. В 1990 году я написал стихи «Гороскоп»:

Под Весами своими скучая,
Вдруг заметил — печальная дева
Опустилась на камень у моря,
Чудно глядя на синие волны.
Ветер русые волосы гладил,
Солнце пело ей песню о небе,
И она, со своею вселенной,
Слилась с вечным покоем и счастьем.
Я тогда ещё был наблюдатель,
Лишь за внешнею формой следивший.
Оценил я её эластичность,
Но для этого много ли надо?
Плавных линий, изящества контур
Долгой памятью врезался в разум,
Только это — микронная доля
От того, что потом я увидел!
Подняла она голову к небу
И в глазах её, словно в пучине,
Утонул я, не смел и растерян,
Не успев разобраться в причине.
Ах, какое блаженство, о, Боже,
Видеть, знать, целовать эти очи!
Только мне не везёт под Весами,
С Козерогом ведь, не по пути…

Как показала жизнь, гороскоп не работает. Также, как и некоторые приметы, например, упавшее колечко. У нас в ЗАГСе тоже упало. Ну и что? Всё это ерунда.

Семья, как я сейчас понимаю, это третья реальность, она выше составляющих её людей. Семью нужно не только захотеть, но и заслужить, более того, её нужно делать каждый день. И нет никаких гарантий вначале. Всё проверяется на длительном интервале времени. При этом на семейные отношения накладывается ситуация в стране, работа, мнения родственников, собственная целеустремлённость и многие факторы. Безусловно, через призму семьи оценивается политическая ситуация в стране и мире. И членов семьи иногда сильно «колбасит», как при шторме в море на корабле. Можно разбиться о скалы, а можно преодолеть опасности.

В каждой избушке свои погремушки. В разные периоды по разному проявляются люди. Меняются политические взгляды, мировоззрение, предпочтения, запросы. И вот эта свобода одного супруга не должна мешать свободе другого супруга. При этом понятие семья — высшая категория и она не должна приноситься в жертву, а наоборот для семьи должно срабатывать чувство безопасности и альтруизм двоих. Преодолеть себя и свои страсти — самое тяжёлое испытание. Победа над собой самая главная победа.

Пишу эти строки и понимаю, что, если бы мне сказали 30 лет назад, что придётся пройти такой огромный путь, с большим набором испытаний и преодолений — я бы не поверил или просто проигнорировал, поскольку объём житейского семейного опыта был нулевым и я бы просто отмахнулся. Как сложно в жизни найти человека, с которым можно наладить взаимодействие.

Кстати говоря, через 9 лет после нашей свадьбы в 1999 году, в кризисные годы, Юля поддержала меня, когда я задумал выпускать газету «Общество и Экология». Так она и выходит уже 20 лет.

Я переосмыслил такие понятия как «любовь» и «счастье». Они не могут до конца объяснить то, что я понимаю под семьёй. Семья — это более сложная организация жизненного процесса, где нужно учитывать баланс интересов и энергии, изменяющихся в процессе жизни мировоззрений, времени и финансов. Для меня в отношении семьи ближе такое понятие, как гармония. Устойчивое развитие семьи на длительном интервале времени — это и есть гармония.

Юля, спасибо тебе! Поздравляю тебя с нашей Жемчужной свадьбой!

Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология», Санкт-Петербург, 16 июня 2020 года