Материал из США специального корреспондента петербургской газеты «Общество и Экология» Александра Вдовенко под названием «Коренные. Находка в Коннектикуте» в виде интервью старшего археолога, доктора философии в области антропологии Давида Лесли представляет собой очень большую историческую ценность и будет очень интересен читателям нашей Экогазеты.

КОРЕННЫЕ. НАХОДКА В КОННЕКТИКУТЕ

USA Nakonechnik Vdovenko

Наконечник для копья периода Кловис

рис. Сюзанны Вдовенко

Коннектикут — на алгонквинском наречии северо-американских индейцев значит «на длинной реке с приливами». По-индейски это звучит квиннехтуккут. Река Коннектикут полноводна и живописна. Больше ста миллионов лет она несёт свои воды в Лонг-Айленд Саунд, рукав Атлантического океана. Приливы тут больше метра высотой, они создают в устье реки пляску волн, проход через которую на небольшом судёнышке вызывает прилив веселого адреналина. Штат Коннектикут — самый южный штат Новой Англии, оплота янки. Он покрыт смешанными лесами, в которых преобладают дубы и клёны, есть много озёр и речушек. Климат здесь умеренный атлантический — мягкая, снежная и длинная зима (до недавних пор), короткая весна, теплое лето и распрекрасная красно-золотая, червонная осень. Но так было не всегда. Двадцать одну тысячу лет назад эта земля была похоронена под массой льда, потом он отступил к северу. Таявшие ледники дали начало и наполнили водой много речек. Одна из них называется Фармингтон. В одном из своих колен она течёт с юга на север через городишко с кельтским названием Эйвон (Avon), основанном ранними переселенцами из Старого Света в 1645 году. Этот двухэтажный американский городок, с населением в восемнадцать тысяч, весь спрятан в лесу, кроме нескольких приземистых коробок торговых центров, магазинчиков и казённых строений вдоль главной дороги.  Таких в Новой Англии не счесть, один заканчивается, другой начинается.  Уже двадцать лет я дважды в день езжу через Ейвон по трассе №10, с работы и на работу. Езжу привычно, на автомате. Но в прошлом году эта рутина была нарушена. На коротком участке дороги одну линию движения перекрыли из-за строительства нового моста через речку Фармингтон. Старый мост был вполне крепок, но в полноводье его иногда заливало водой. Городские власти с середины девяностых собирались построить новый мост, но лишь недавно нашли 19.7 млн. долларов, чтобы осуществить задуманное.

Строили споро, умело. В самый разгар строительства жителей взбудоражила необычная новость: газеты по обе стороны Атлантики сообщили,что на месте будущего моста на глубине от шести до семи футов обнаружена стоянка палеоиндейцев —  первых людей в Коннектикуте. Стройка приостановилась, археологи поставили свои палатки, и у них появилось много интересной работы. Вскоре радиоуглеродный анализ установил  возраст стоянки — 12.5 тысяч лет. Было найдено 15 тыс. предметов и 27 признаков человеческой деятельности той эпохи.  Весь пласт земли, содержащий археологические находки был убран, началась кропотливая работа по учёту, изучению и осмыслению найденного.  Место стоянки назвали в честь главного археолога штата Коннектикут, доктора Брайана Джонса, предсказавшего эту находку, и очень рано ушедшего от нас в самый разгар раскопок. Сейчас все находки находятся в ведении старшего археолога, доктора философии в области антропологии, Давида Лесли, молодого бородача в очках, учёного с очень точным и дисциплинированным складом ума.

Я связался с доктором Лесли. Узнав, что находкой на реке Фармингтон интересуются из России, он сразу согласился на интервью, и вот какая у нас получилась беседа.

— Доктор Лесли, для чего люди занимаются археологией, почему они хотят знать свою историю?

— Изучение прошлого даёт нам знания не только о нашем прошлом, но, возможно, и о нашем будущем. Есть ценность в изучении всех аспектов жизни человечества, в понимании того, что значит быть человеком.  Считается, что, изучая прошлое, мы не только узнаём о людях в прошлом, но и о нас самих в настоящем.

— Как палеоиндейская стоянка имени Брайана Джонса была обнаружена?  Была ли эта находка случайной или существовала некая предварительная идея подобной находки на этом берегу реки Фармингтон?

— В каждой стране, как и в России, существует жёсткий свод правил, связанных со строительством.  У нас каждый проект строительства, финансируемый штатом или федеральным правительством, должен получить разрешение отдела по археологии и культурным ценностям.  Для этого проводится археологическое исследование проекта и выдаётся заключение.  В городских условиях такое исследование бывает упрощённым, но в местах, где грунт относительно непотревожен, чтобы оценить археологические аспекты предполагаемого проекта, мы делаем пробные раскопки.  

В 2014 году город Эйвон и штат Коннектикут решили перестроить старый мост через речку Фармингтон, и нашу компанию позвали провести археологическую оценку проекта.  Мы знали, что где-то поблизости раньше, в восьмидесятых годах, было обнаружено место индейской стоянки возрастом 2-3 тысячи лет, и взялись проверить, остались ли ещё признаки этой стоянки и есть ли вокруг признаки других стоянок?  Доктор Брайан Джонс в 2014 году сделал пробы грунта в нескольких десятках мест и несколько пробных раскопок.  Он нашёл два или три предмета незначительной археологической ценности, но главное, он обнаружил ранее похороненные рекой пласты грунта на глубине больше, чем та, на которую мы обычно вкапываемся.  Брайан понял, что эти слои грунта намного старше поверхностных слоёв.  На тот момент не было возможности провести глубокие раскопки, и доктор Джонс порекомендовал чтобы археолог присутствовал при снятии грунта во время строительства и тогда же сделал раскопки на большей глубине.  Так и было сделано в прошлом году.  Доктор Джонс к тому времени уже был главным археологом штата, и как только появились первые находки, он стал ключевой фигурой при согласовании с правительством наших дальнейших действий.   Он поддержал проведение раскопок на всём участке строительства, а это делается очень редко.  Правительство часто поддерживает раскопки важных археологических объектов, но обычно мы успеваем раскопать 20-30 % объекта перед тем как вынуждены убраться и не мешать строительству.  Но наш объект был настолько древним, содержал столько важных находок, что было принято совместное решение провести раскопки всего участка.

— Многие из нас помнят главного героя фильмов Спилберга доктора Генри «Индиану» Джонса – открытого, мотивированного, сосредоточенного, доброго.  Был ли Брайан Джонс на него похож?

— У многих археологов есть эти качества.  Были эта качества и у доктора Брайана Джонса. Друзья звали его доктором Джонсом, шуточно подразумевая Индиану Джонса.  В целом, археологи – это очень хорошие люди, которые заботятся о прошлом, стараются его сохранить, сделать так, чтобы находки и правильная о них информация были доступны в музеях, и все люди, а не только археологи, могли изучать прошлое.  В археологию идут люди, которым прошлое очень дорого.

— Как получилось, что эта палеоиндейская стоянка была названа именем Джонса?

— Это произошло по несольким причинам.  Именно он предсказал место этой древнеиндейской стоянки.  Кто-нибудь на его месте мог бы решить глубже не копать.  Правительство редко решается на углублённые раскопки там, где нет существенных находок при первичном исследовании.  Также, нам сильно его не хватает.  В прошлом году он трагично и быстротечно умер.  Он много значил для многих из нас, и мы посчитали правильным назвать эту палеоиндейскую стоянку в его честь.

— Что же вы на этом месте нашли?

— Археологические объекты сохраняются в осадочных слоях грунта, спрессованных один поверх другого.  Мы обнаружили, что несколько таких слоёв содержат свидетельства человеческого обитания.  Это значит, что древние люди повторно делали здесь свои стоянки (2-3 раза за тысячу лет). Мы обнаружили 15 тысяч находок общего характера, таких как скребки, куски отёсанного камня, орудия похожие на каменные ножи, законченные, но разбитые, бывшие в употреблении наконечники копий, которые здесь же и были изготовлены.  Люди их бросили, так как они были больше непригодны к употреблению.  Эти орудия использовались для разделки туш, резки мяса, растительной пищи и других целей.  Мы также обнаружили следы костров и настоящих брусов для постройки временных жилищ.

— Вы нашли сохранившиеся деревянные брусы?

— Деревянные брусы не сохранились, но мы нашли то, что от них осталось.   Некоторые из них были сгоревшими.  Некоторые были оставлены лежать на земле, где разложились, оставив после себя формы или пустоты.  Мы нашли свидетельства, что брусы таскали, заполняли золой, сжигали на месте и в кострах.   Найти подобное на северо-востоке Америки – это невообразимая редкость.  Почва здесь очень кислая, и любые необугленные органические останки сохраняются в ней не более пары сотен лет.  Кости животных и людей, если они не обуглены, разлагаются очень быстро.  Даже в обугленном виде они разлагаются довольно быстро. Наши находки оказались в такой сохранности потому, что находились около двух метров под землёй, защищённые от разрушающих эффектов чередующихся морозов и оттепелей, ускоряющих разложение даже обугленных тканей.   Если они и подвергались внешним воздействиям, то это происходило около тысячи лет, а где-то 11 тысяч лет назад они оказались глубоко погребёнными вне воздействия наружных факторов.  Так они и законсервировались.

— В вашей научной статье говорится, что  возраст реки Фармингтон 16 тысяч лет.  Означает ли это, что берег реки, где была обнаружена стоянка, оставался всё это время на одном месте? Разве русло реки не изменялось?

— На самом деле этот факт не такая уж и редкость, как думают в этих краях геологи и археологи.  Северо-восток Америки в последний раз был скован ледником 16-17 тысяч лет назад.  Чуть севернее от того места, где мы сейчас находимся, возвышался ледник толщиной 1-2 мили.  Когда на планете стало потеплее, ледник начал отступать на север, таять и наполнять водой ранее существовавшие, древние русла рек и создавать новые.  Старые русла, такие как река Коннектикут, существовали сто или двести миллионов лет.  Но река Фармингтон скорее всего менее древняя, она возникла около 16 тысяч лет назад.  К югу от нашей стоянки, она течёт сквозь морену, то есть холм из нагромождённых ледником каменных глыб, ударяется в неё и поворачивает на восток, затем на север и течёт сквозь расщелину в базальтовой гряде Талькотт, образовавшуюся ещё до ледникового периода.  Серией водопадов река протекает сквозь эту гряду, которая и регулирует механические колебания реки вверх по течению.  Вниз по течению русло неустойчиво и может перемещаться на десятки метров, как это и случилось после урагана 1930 года. Но вверх по течению этого не произошло.  Всё указывает на то, что это колено реки была в фиксированном положении уже как минимум 15-16 тысяч лет.  Мы знаем, что жизнь палеоиндейцев была связана с реками. Они позволяли им быстро перемещаться на своих каноэ, давали доступ к прибрежным водам океана для ловли лосося и сельди  Большие животные, такие как мамонты, мастодонты, бизоны, лоси и олени жили возле воды, где на них можно было охотиться.   В Новой Англии очень трудно найти палеоиндейские стоянки на берегах рек, потому, что русла многих рек вследствие воздействия ледника были неустойчивы.  Но есть такие участки рек, как наш в Эйвоне и ещё один на реке Шепауг на северо-западе Коннектикута, где русла очень длительное время оставались устойчивы.  Понимание этого может изменить подходы археологов в поисках палеоиндейских стоянок.  Следы таких стоянок, похороненных один-два метра под землёй должны находиться и в других похожих местах.

— Что вы можете рассказать о жизни палеоиндейцев в Кловис-период?  

— Люди этопхи Кловис — это обозначение первого раннего палеоиндейского периода в Северной Америке.  Признаком этой эпохи служит особый тип каменного наконечника для копья, впервые найденного в 1935 году возле поселения Кловис в штате Нью Мексико.  На нашем северо-востоке каменных наконечников, один в один похожих на кловис-наконечник, не найдено; у нас найдены похожие, но немножко другие наконечники.   Люди Кловис — на самом деле обозначение первых людей Северной и Южной Америк.  Люди эпохи Кловис производили орудия, включая наконечники для копий длиной 10-15 см с вытесанным желобком с двух сторон у основания, что, как, мы понимаем, облегчало крепление к древку. Они умели производить длинные каменные лезвия путём послойного обтёсывания сердечников из твёрдого камня – кремня, риолита, яшмы, кварца. Это были удобные ножи для разделки туш животных, обработки плодов и кусков дерева.  Кто были эти люди в широком понимании и что они делали?  Археология даёт нам одномоментные картинки того, что люди делали в прошлом.  Нам нужно принять за должное тот факт, что мы восстанавливаем картину их жизни по оставленному ими мусору.   Вещи, по-настоящему необходимые, они забрали с собой.  И всё-таки, я думаю, мы имеем неплохое представление об их каждодневной жизни.  Они были ярко выраженными кочевниками.  Они делали стоянки на одну-две ночи, одну-две недели, может даже месяц, но никогда не дольше.  В тот довольно отдалённый период американской истории они, в общем, следовали за двигающимися стадами диких животных.  Это были времена мегафауны – мастодонтов, мамонтов, гигантских ленивцев (в Южной Америке), гигантских бизонов, больших хищников.  Охотились они и за мелкой дичью – черепахами, бобрами, зайцами; также они ловили рыбу.  Но главной пищей для них было мясо крупных животных. Зимой они строили себе временные жилища. Скорее всего, деревянные брусы служили опорой, а стены и крыша были покрыты шкурами или растительным материалом.  Возможно, зимой эти временные обиталища обогревались очагами изнутри, летом костры жглись снаружи. Их кочевые пути диктовались не только движением стад диких животных, но и экономикой каменных орудий. Людям нужно было находить места с наилучшим твёрдым камнем для производства этих орудий.  Они встречались в специальных местах с другими группами людей для товарного обмена.  Эти группы людей были разросшимися семьями, которые вместе жили и охотились.  Встречаясь, группы людей обменивались сырьём, каменными орудиями, вступали в браки, устраивали пиры.

У нас мало информации о предметах изобразительного искусства, созданных этими людьми, но это наверное потому, что они создавали эти предметы из органического материала, как, например, дерево. Поэтому они и не сохранились.  Были некоторые находки с резьбой на жировике, бусы; есть доказательства использования пигментов, таких как охра разных оттенков, наверное для окраски элементов одежды или изделий из дерева. На нашей стоянке тоже были обнаружены следы охры и фрагмент каменного ожерелья (информация об этом ещё не опубликована).

— В одном из комментариев о стоянке Джонса было упоминание, что палеоиндейцы использовали копьеметатель атлатл.  Что это такое?

— Да, атлатл – это копьеметатель, представляющий собой деревянный прут-рычаг, около метра длинной, с круглым креплением на одном конце для установки пятки копья.  Это при метании давало дополнительный рычаг, и копьё металось с большей силой, более точно, на большую дистанцию.  Это ещё не лук и стрела, но атлатл давал на охоте и на войне преимущества перед обычным копьём. Наверняка, люди в то время с помощью этого снаряда убивали друг друга. Но чаще всего он применялся при охоте на крупных животных. 

— Уже доказано, что американские индейцы произошли от палеолитичсеких предков из Евразии. Стоянка таких людей была найдена в начале прошлого века на берегу реки Белая в Прибайкалье. Находки из той стоянки содержат разнообразные предметы древнего искусства – вырезанные из кости фигурки птиц и людей, включая палеолитическую Венеру, а также рисунки животных. Этим находкам 24 тысячи лет, то есть они вдвое старше находок эпохи Кловис в Америке. Как вы думаете, почему предметы искусства так сравнительно бедно представлены среди находок позднего палеолита в Америке?

— Я думаю, что призошло несколько вещей. Поздний палеолит в Европе и Азии действительно продемонстрировал расцвет искусства, и не только на стоянке возле Мальты. Резные фигурки палеолитичсеких Венер найдены и в Скандинавии.  Нет хорошего объяснения почему проявления искусства мы находим в одном месте и не находим в другом.  Есть предположение, что формы искусства появляются в человеческих сообществах там, где есть больше конкуренции за ресурсы.  Предметы искусства это способ сигнализации об особой, отдельной от других самоидентификации.  Оказывается, что там, где больше борьбы за ресурсы, там некоторые группы людей больше заявляют о себе через предметы искусства.  Мы это, без сомнения наблюдаем у индейцев Америки после палеолита. В ранний архаичный период было взрывное развитие передвижного искусства запечатлённого в камне. В то время, в отличие от предшествующего палеолита, происходит увеличение численности населения, усиление конкуренции за ресурсы, и люди начинают производить больше долговечных предметов искусства.  Это не значит, что во время палеолита в Америке не было искусства.  Я думаю, что искусство было, но предметы искусства были сделаны из материалов, которые не сохранились.  Также, мы находим, что когда люди меньше кочуют, когда они остаются подольше на одном месте, то они производят больше долговечных предметов искусства.  В рассматриваемый период люди были ярко выраженными кочевниками, иногда покрывая 600-700 км в год. Нельзя упускать из виду и то, что искусство имеет разное значение для разных групп людей.  Мы не знаем что найденные предметы искусства значили для тех людей, зачем они их создавали.   Но это правда, обнаружение предметов искусства периода Кловис — это большая редкость.

— Какой была природа в Коннектикуте 12.5 тыс. лет назад?  Была ли она похожа на сегодняшнюю?

— Наверное это была другая природа. Около 14-15 тыс. лет назад здесь была тундра.  Двенадцать с половиной тысяч лет назад ледник отошёл на север, а вместе с ним сдвинулась и тундра. Её сменил еловый лес; большое количество вечнозелёных растений.  Лиственные растения тоже встречались, например дубы (мы иногда находим остатки желудей), но в малом количестве.  Это место было сухим и холодным.  В низинах возле рек было потеплей; там встречалось больше дубов.  На возвышенностях росли сосны и ели.  Свободные от деревьев пространства были покрыты травой.  Летом это, наверное, было неплохое место, но палеоиндейцы здесь на лето не оставались.  Я полагаю, что они тут проводили зимы, а летом уходили на север, туда, где теперь Канада и штат Мэн.

— Видный русский археолог Михаил Герасимов раскопал палеолитическую стоянку возле посёлка Мальта в Прибайкалье.  Позже он разработал метод воссоздания скульптурного портрета человека по черепу.  Есть такая легенда, что он, собравшись достать череп средневекового завоевателя Азии Тамерлана, открыл в июне 1941 года его гробницу и тем самым выпустил на свободу дух войны.  В своих раскопках, не опасаетесь ли вы потревожить дух предков?

— Да, тут есть повод для беспокойства.  Не обязательно касающийся меня лично, но касающийся некоторых потомков, изучаемых нами людей.  Здесь, в Северной Америке, когда мы находим человеческие останки, то вступаем в консультации с теперешними политическими структурами коренных индейцев о том, как нам правильнее извлечь, сохранить и перезахоронить эти останки, так как это их предки.  И обычно они не желают, чтобы эти останки были потревожены. Для этого находится много разных причин, духовных и, иногда, политических. Мы не проводим научный анализ останков коренных индейцев без полной и безоговорочной поддержки сообществ их потомков в Америке.  На нашей стоянке мы не нашли человеческих останков.  Если бы это произошло, то мы бы немедленно обратились к живущим в этой местности группам коренных индейцев с запросом, что и как с останками делать.

USA indesy Vdovenko 2020

На месте палеоиндейской стоянки Брайана Джонса на берегу реки Фармингтон теперь новый мост и парковка для автомобилей (май 2020, фото автора).

Есть сильное впечатление, что западная цивилизация, распространившись в Новый Свет полностью уничтожила технологически более примитивную цивилизацию коренных индейцев Америк. Тема коренных индейцев почти полностью выветрилась из сферы повседневной жизни теперешних американцев.  Кажется, что индейцы за несколько сот лет исчезли, растворились в энергичной массе пришельцев.  Но если перевести фокус линзы восприятия в другую плоскость, то признаки индейской цивилизации начинают повсеместно проступать сквозь поволоку поздних и современных нагромождений.  Возникает ощущение, что мир индейцев не исчез, растворился, а просто умно притаился в ожидании часа своего нового возрождения.  На самом деле, это их земля, они здесь коренные.

Александра Вдовенко, 24 мая 2020 года