ПОРТ В ПРИМОРСКЕ: ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ПРИОРИТЕТАМИ

Противники строительства глубоководного универсального портового комплекса «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» на территории Выборгского района Ленинградской области выступают с новой волной протестов. Активисты предрекают экологическую катастрофу и размещают в социальных сетях призывы к гражданам направлять обращения во все инстанции с требованием не допустить строительства. Сторонники размещения порта в Приморске указывают на экономическую выгоду для развития региона, некоторые из них называют оппонентов «агентами влияния Запада». Эксперты призывают в крайности не бросаться и стратегию развития территории продумать как можно более тщательно.

primorsk3 Port Rodina Na Neve 2020

Приморский УПК, по мнению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, станет одним из ключевых транспортных узлов Северного морского пути. В порту смогут разгружаться океанские суда типа «Панамакс», которые сейчас разгружаются за рубежом. Крупный портовый комплекс даст возможность переориентировать транзитные грузопотоки из европейских портов, что, в свою очередь, обещает интенсивное экономическое развитие региона.

Primors EcoSovet 29 11 2019 1

Строительство Приморского УПК ведётся в рамках комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры России до 2024 года в части развития портовой инфраструктуры Северо-Западного (Балтийского) бассейна, а также транспортного коридора «Север – Юг». Открытие комплекса запланировано на 2022 год, инвестиции в строительство составляют порядка 90 миллиардов рублей, информирует ТАСС.

При выходе на полную мощность проектная величина грузооборота портового комплекса в Ленобласти составит 70 миллионов тонн в год. Это более 20 процентов от общего грузооборота российских портов Балтийского бассейна, из них 20 миллионов тонн угля, 5 миллионов тонн минеральных удобрений, 2 миллиона TEU (контейнеров), 1,2 миллиона тонн генеральных грузов, а также 5 миллионов тонн зерна. Реализация проекта на этапе эксплуатации позволит создать более 3 тысяч новых рабочих мест на терминалах портового комплекса, площадь территории которого составит около 780 гектаров.

primorsk1 port Rodina na Neve 2020

Противники строительства порта глобальную проблему видят в месте размещения крупного комплекса, который неизбежно окажет воздействие на экологию. Речь идёт о территории Ермиловского портового района МО «Приморское городское поселение», полуостров Киперорт, в районе южного входа в пролив Бьеркезунд Финского залива Балтийского моря.

Это красивейшее побережье Финского залива, с живописной береговой линией, сосновым лесом и морским воздухом. По сути, сейчас это зона отдыха на природе и для многих жителей Ленобласти, и для петербуржцев. Люди любят отдыхать на песчаных пляжах этой части залива, в лесу растут грибы и много черники. Рядом расположены Высокинское озеро и красивые острова.

Инвестор обещает использовать при строительстве природосберегающие технологии, власти региона намерены разместить рядом природоохранные зоны. Тем не менее, только для прокладки электросетей приходится вырубать гектары леса. В перспективе крупный порт подразумевает и развитие прилегающей территории, в том числе, это может быть строительство жилья.

Активисты призывают граждан писать во все инстанции – в местную администрацию, полпредство, прокуратуру и так далее – с требованием запретить строительство. В группе «Против строительства порта в Приморске» во «Вконтакте» сообщается, что проект не прошёл государственную экологическую экспертизу: «Реальных инженерно-изыскательных работ по оценке воздействия на окружающую среду не проводилось. <…> Отсутствует научное обоснование проекта, не учитываются социально-экономические особенности места строительства». Сомнения у активистов есть и в правомочности вывода земель из лесного фонда и передаче земель под строительство подобного объекта. Возмущение вызывает массовая вырубка леса.

Экоактивисты обращают внимание на то, что строительство нарушит хрупкую экосистему, поставит под угрозу редкие виды животных: балтийскую кольчатую нерпу, серого тюленя, кумжу. «Проект предполагает углубление акватории Финского залива в зоне строительства и создание намывных территорий, что повлечёт замутнение вод и массовую гибель рыб. Данная часть побережья Финского залива находится на пути нерестовых миграций ценных видов рыб и рыбообразных», – информируют экоактивисты. Непосредственно перед зоной строительства расположен заказник «Берёзовые острова». Размещение «Приморского УПК» может оказать негативное влияние на обитателей данной особо охраняемой природной зоны.

Вопросы вызывает и влияние портового комплекса, через который будут переваливаться, в том числе, уголь и минеральные удобрения, на здоровье местных жителей. Кто оценивал риски развития легочных или онкологических заболеваний? Все эти аргументы приводят противники строительства портового комплекса, требуя отменить размещение объекта на территории Приморска, восстановить вырубленные леса возле посёлков Балтийское, Ермилово, Карасёвка и содействовать скорейшему созданию новых особо охраняемых природных территорий.

МЫСЛИТЬ ПО-ГОСУДАРСТВЕННОМУ И ЭКОЛОГИЧНО

lisowski Rodina na Neve 2020

Эколог, главный редактор газеты «Общество и экология» Сергей Лисовский уверен, что главное – взвесить все очень тщательно и оценить влияние проекта на людей, природу и экономику не с точки зрения сиюминутной выгоды, а с точки зрения долгосрочной перспективы.

«Не надо записывать всех в агенты влияния Запада. Это не враги, это наши люди, и нужно слышать их мнение, и уметь с ними договариваться, – говорит Сергей Лисовский, призывая не клеймить без разбора всех противников строительства «Приморского УПК». – Если говорить с экономической точки зрения, то строительство порта – это плюсы, а с экологической точки зрения – наоборот».

По словам Лисовского, на Финский залив оказывается огромная антропогенная нагрузка: уже построен и функционирует ряд портов, установлена дамбы, появились искусственные насыпные территории, в воду попадает большое количество нечистот. «Идёт наступление на Финский залив. Строительство этого объекта в Приморске усугубит ситуацию. Мы не должны бояться говорить правду: воздействие будет, и мы должны понимать это», – убежден эколог.

«Второй момент: там действительно рекреационная зона, и там можно развивать экономику на основе туристической и оздоровительной инфраструктуры. Экономика ведь может развиваться по-разному: не обязательно всё застраивать домами, портами. Таких зон у нас очень мало, и, возможно, лучше бы власть сориентировала людей на отдых в этих местах, создавая благоприятную атмосферу. В этом плане для жителей и Ленинградской области, и Санкт-Петербурга крайне важно иметь такие рекреационные точки с морским воздухом, потому что жители мегаполиса задыхаются, здоровье портится, растёт онкология. Сиюминутная выгода не подходит к развитию наших регионов», – говорит Лисовский.

К принципиальным противникам строительства портового комплекса эколог себя не причисляет, аргументы властей с учётом политической ситуации, санкций, нестабильной экономики он тоже считает весомыми: «Я не являюсь противником порта с точки зрения геополитики и сопротивления России Западу. У нас Прибалтика забрала морские порты, и они сейчас служат не России, а служат Западу. У нас должна быть возможность переваливать грузы». Эколог призывает искать варианты, не торопиться с решениями, тщательно всё взвешивать. «Экономика должна увеличивать народонаселение, и люди должны быть здоровыми. Плохая экономика нам не нужна, если в демографическом плане Россия будет сокращаться и вымирать», – убежден Сергей Лисовский.

Эколог обратил внимание, что в прошлом году на Общественном экологическом совете при Губернаторе Ленинградской области инвестор не представил участникам результатов оценки воздействия объекта на окружающую среду, а ведь он мог бы снять ряд вопросов. Если всё будет сделано в соответствии с современными жёсткими экологическими стандартами и в интересах людей, то жители могут одобрить строительство.

«Нужно искать варианты. Можно построить порт, но не такой мощности, соблюсти все экологические стандарты. Можно вместо порта развить рекреационный сектор, построить пансионаты, дома отдыха. Это в мировом тренде – сделать курортную зону. <…> Что касается порта, нужно понимать, насколько рентабельным будет этот проект в долгосрочной перспективе, или через какое-то время ему нечего будет перевозить», – прокомментировал Лисовский, имея в виду, что обороты перевозок того же угля могут снижаться.

В том случае, если будет реализован проект именно в таком виде, власти региона должны требовать от инвестора обеспечить качественные условия для жизни населения этой территории. «Если у людей нет водопровода, канализации, роддома, нет инфраструктуры, то инвестор должен озаботиться и создать эту инфраструктуру. <…> Если это проект чисто олигархический, для частного обогащения, а люди будут страдать от загрязнения воды, воздуха и почвы, то такой проект не нужен. А вот если его полностью привязать к интересам коренного населения – чтобы там работали наши люди, чтобы для них вся инфраструктура была – это совсем другой подход».

Юлия Медведева, Родина на Неве

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники