Россия – страна слова, а Пушкин  в ней – атлант, держащий на своих плечах небосвод русской словесности.  Жизнь русского поэта, его стихи, проза и письма, казалось бы, изучены историками вдоль и поперёк. Александр Сергеевич входит в жизнь юного человека  своими сказками и становится со временем недосягаемым гением. Однако жизнь самого Пушкина – это жизнь простого человека, со всеми страстями и противоречиями, сомнениями и преданностью товарищам, драматизмом и однозначно трактуемыми гражданскими поступками, любовью к России и критическим отношением к чиновникам, а также бесконечно нежным отношением к жене и детям. Жизнь гения – это, прежде всего, жизнь человека.

Об этом – о Пушкине человеке – спектакль Московского губернского театра, прошедшего в Санкт-Петербурге 22 февраля 2020 года на сцене Дома культуры «Выборгский». Романтическая драма в двух действиях под названием «Пушкин», главную роль в которой сыграл Народный артист России Сергей Безруков собрала полный зал благодарных зрителей.

Оценить спектакль можно по многим параметрам: талантливая игра артистов, хороший сценарий, режиссёрские находки, ансамблевая сыгранность, расстановка акцентов, бережное отношение к творческому наследию поэта и, главное — передача атмосферы и духа, окружавшего жизнь Пушкина, лёгкая игра Сергея Безрукова, о которой забываешь, погружаясь в сюжетную ткань спектакля и многое другое. На мой взгляд, спектакль «Пушкин» — это встреча зрителя с новым театральным явлением, подобных которым в Петербурге не было долгие годы.

Pushkin Muzey

По масштабности и интересу петербуржцев к такого уровня постановкам можно сравнить только премьеру волшебной оперы «Руслан и Людмила» в Мариинском театре в 1994 году, а также восстановленную оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в этом же году и в этом же театре.

Спектакль «Пушкин» рассказывает об определённом периоде жизни поэта – с 1825 по 1837 годы. Режиссёру спектакля Сергею Безрукову удалось приблизить Пушкина к людям сегодняшнего дня. Форма спектакля и его содержание гармонично дополняют друг друга.

Один из первых эпизодов, приезд в Михайловское друга поэта, декабриста Ивана Пущина показывается в двух измерениях – на экране и на сцене театра. Этот приём не нов, но здесь он уместен и важен, поскольку передаёт географическое расстояние и политическую атмосферу. Холод политики, предшествующий восстанию декабристов на Сенатской площади в 1825 году и жар души от встречи двух лицейских друзей. В этом же эпизоде перед зрителями предстаёт нянюшка Пушкина – Арина Родионовна, живая и близкая, озорная старушка с юмором, неизвестная для многих в нынешней России, а для многих забытая, сыгравшая в жизни поэта роль народной просветительницы, которой Пушкин был благодарен всю свою жизнь и посвятил ей несколько своих стихотворений.

Сцена встречи с отцом, показанная на экране, где выясняют отношения Александр Сергеевич и Сергей Львович Пушкины, в жизни также представляющих отца и сына – Сергея Витальевича и Виталия Сергеевича Безруковых — обострена до предела. Невероятно живая игра двух артистов вокруг неоднозначного поступка Сергея Львовича, согласившегося сотрудничать с жандармами: кто же он для своего сына — надзиратель или спаситель? И рукопожатие свободолюбивого поэта в конце.

Весь спектакль не пересказать. Его нужно смотреть. Он динамичный, ёмкий, остроумный и одновременно тревожный и печальный. Зная его финал, с особым вниманием стараешься понять череду событий, приведших к гибели поэта, масштаб его личности и человеческие качества.

И вот на сцене уже происходит трансформация имперских колонн в имперские пушки, расстреливающие декабристов. Величественное появление императора России Николая Павловича и его верного шефа жандармов Александра Христофоровича Бенкендорфа, следившего за каждым шагом Пушкина, читавшего его письма и стихи. И тем интереснее наблюдать, как царь слушает крамольные стихи поэта, а потом приказывает главному жандарму прочитать вслух лирические стихи Пушкина. И Бенкендорф, забываясь, начинает читать их с душой. Вот он, сатрап – с одной стороны, и человек – с другой. Стихи Пушкина очеловечили его. Зал взорвался аплодисментами.  Впрочем, не будем забывать, что Бенкендорф герой Отечественной войны 1812 года, как и многие оппозиционеры-декабристы.

По ходу дела замечу, что звучавшие со сцены из уст различных персонажей в спектакле все стихи Пушкина встречались сердечными аплодисментами зала. Народ соскучился по вечно живому слову великого русского поэта.

Bezrukov Pushkin 22 02 2020 5

Сцена встречи императора и поэта наполнена искренностью и недолгим выяснениям, кто же автор «Гаврилиады»? Облечённый абсолютной властью монарх и поэт  рассуждают о свободе и гражданственности. В этой сцене заключён весь трагизм, горечь и надежда, сопряжённые с политикой Российской Империи. В те годы многие люди жаждали перемен, но быстрый поворот огромной страны был просто невозможен. На мой взгляд, в сцене встречи императора и поэта не хватило размышлений о тандемном принципе деятельности двух великих людей на благо будущего России. Царь защитил поэта, но не приблизил его ко двору, чтобы возвысить до уровня идеолога государственного развития.

Bezrukov Pushkin 22 02 2020 6

Эпизод за эпизодом погружают зрителей в непридуманный мир поэта. Вот гадание на картах и предсказание поэту славы, денег и долгих лет жизни, если что-то не случится на 37-м году жизни.  Вот отыгрывание карточного долга для своего друга Павла Нащокина, не знающего меры в игре и при этом настоящего ценителя поэзии Пушкина. Осмысляя спектакль, задумываешься над появлением того или иного произведения Пушкина, рождающегося в конкретных жизненных обстоятельствах. «Тройка, семёрка, туз» и «Пиковая дама» почти готова. Жизнь породила литературное произведение. Литературное произведение стало частью русской культуры.

Любой образованный человек, зная о том, сколько произведений разных жанров написал за свою жизнь Александр Сергеевич, ставит вопрос, а был ли великий поэт таким уж гулякой, каким его рисуют недруги?

В спектакле Сергея Безрукова, безусловно, присутствуют сцены балов и загулов Пушкина, но подчёркивается, что и в таких обстоятельствах – с друзьями или в сообществе высшего света — великий поэт черпал сюжеты и характеры для своих будущих произведений.

В спектакле все известные и малоизвестные факты о жизни поэта акцентируются под необычным углом зрения, который, как правило, в других обстоятельствах опускается за скобки. Этот угол зрения – человечность и правда жизни.

Пушкин во всех жизненных перипетиях оставался верен идеалам свободы, лицейского братства, гражданственности, человечности и чести.

Один их эпизодов спектакля посвящён трудно обретённому Александром Сергеевичем счастью семьи. Поэт, которому отказали в женитьбе несколько женщин, почти несчастный человек, неожиданно получает согласие от Натальи Гончаровой, молодой и красивой девушки, но из бедной семьи, с пьющей матерью, да ещё и двумя сёстрами, которые через некоторое время станут материальной обузой для поэта. Все испытания поэта в качестве главы семьи ещё впереди, но как же преображается его душа после этого известия. Он пребывает в великой радости.

Bezrukov Pushkin 22 02 2020 4

Рассказывая о жизни Пушкина в начале 19 века, спектакль перебрасывает мосточки в наш 21 век. Не все современные молодые люди смогут понять свободолюбие и нравственную чистоту и глубину поэта.

И тем сильнее проявился гений и человечность Александра Сергеевича, поскольку его любовь к Натали и её любовь к Пушкину была основана на искренних душевных качествах. За эту любовь, за её и свою честь поэт и пойдёт на дуэль с Дантесом.

А что же общество? А общество завистливо, внушаемо клеветой, жаждущее мелкой мести. В спектакле чётко показана интрига заговорщиков под руководством голландского дипломата Луи Геккерна и его приёмного сына Жоржа Дантеса – убийц А.С. Пушкина. Подлецы – они и есть подлецы.

Понимая приближение смерти поэта, мы сопереживаем ему, пытаемся в своих мыслеобразах прекратить дуэль, остановить убийство. Из своего окна времени пытаемся заглянуть в прошлое и спросить  – а если бы Пушкина не убили? Сколько бы гениальных произведений было бы ещё написано!

Но Рубикон вечности перейдён, возврата назад нет.

Жизнь и смерть поэта, всё его творчество, гражданственность и человечность служит народу России примером добродетели для очищения души. Он был гений и при этом оставался человеком. Спектакль об этом.

Bezrukov Pushkin 22 02 2020 3

И уже по его завершению, когда артисты выстроились на сцене для поклона, под нескончаемые аплодисменты разгорячённых петербуржцев, буквально заваливших  Сергея Безрукова букетами цветов, по особому сильно прозвучали из его уст стихи Александра Сергеевича:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Большое спасибо всем создателям спектакля «Пушкин».

Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники