В Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга ВРИО Председателя С.Л. Малинину и Постоянную Комиссию по экологии и природопользованию ЗАКС Санкт-Петербурга Председателю М.Д. Щербаковой

Уважаемый Сергей Львович! Уважаемая Мария Дмитриевна! 

Вынужден обратиться к вам с открытым письмом, так как предмет обсуждения – предстоящая зимняя уборка города, − вряд ли оставит равнодушным кого-либо из жителей города.

Все дело в том, что без большой огласки Комитет по благоустройству готовится вернуться к практике, действовавшей до 2015 года, и вновь сделать техническую соль основным средством борьбы с зимней скользкостью. Об этом свидетельствует Справка к заседанию Постоянной комиссии по экологии и природопользованию ЗАКС Санкт-Петербурга по вопросу «О подготовке города к зимней уборке улично-дорожной сети» 14.11.2019 г., представленная Комитетом по благоустройству, и содержание выступления на заседании Начальника управления по комплексной уборке и содержанию дорог Комитета по благоустройству В.В. Мизюкина: «По сравнению с прошлым зимним периодом техническая соль заготовлена в большем количестве. Данная мера направлена на более активное применение солевых растворов как за счет превентивной обработки дорожных покрытий, так и для расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок».

В подтверждение серьезности намерений приведены цифры: «На сегодняшний день заготовлено 99,2 тыс. тонн песка, 74,5 тыс. тонн технической соли, а также 2,5 тыс. тонн гранитной крошки». Для сравнения, в 2017 году было заготовлено 10 тыс. тонн технической соли.

Эти действия вступают в прямое противоречие с содержащимся в Справке утверждением: «Для ликвидации гололеда и скользкости на автомобильных дорогах используется пескосоляная смесь, в которой доля соли не превышает 5-10%, песок и гранитная крошка, которые действуют как абразив, улучшая сцепление с дорогой».

Основной упор в действующем Техническим регламенте производства работ по комплексной уборке автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге сделан на подметание и вывоз снега. Этот регламент является  консенсусом, достигнутым в результате многолетней городской дискуссии о том, какой должна быть экологически безопасная зимняя уборка в городе. Эта дискуссия активно велась в СМИ и на площадке Постоянной комиссии по экологии и природопользованию ЗАКС V созыва, и, в итоге, привела к конструктивному результату.

Три зимы: 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 гг. − город жил без жидкой грязи на дорогах и с относительно чистыми тротуарами. Существенно снизилась аварийность. Важным результатом отмечалось снижение травматизма и смертности на дорогах. Однако, прошедшей зимой 2018-2019 гг. солевые реагенты начали вновь возвращаться на дороги, и этой зимой мы рискуем вновь столкнуться с полномасштабным применением технической соли.

Удивление вызывает позиция Постоянной комиссии по экологии и природопользованию

ЗАКС Санкт-Петербурга. Решение «Принять к сведению информацию Комитета по благоустройству» не может быть воспринято иначе, как молчаливое согласие с планом действий Комитета по благоустройству, а рекомендация «свести к минимуму использование химических противогололедных материалов» ни к чему не обязывает.

При этом руководству Комитета и Постоянной комиссии должно быть известно, что при действующей в городе общесплавной системе канализации все солевые реагенты, содержащие хлор, в конечном итоге оказываются в осадке канализационных очистных сооружений и, затем, сжигаются на заводах сжигания осадка, что ведет к увеличению выбросов супертоксичных диоксинов и диоксиноподобных соединений в атмосферный воздух города. Как результат, растет заболеваемость в самых опасных классах болезней.

Остается напомнить о заявлении, содержащемся в вышеупомянутой Справке: «Курс на оздоровление экологии Санкт-Петербурга путем минимизации применения технической соли был взят Комитетом еще в 2011 году, применение технической соли для борьбы со скользкостью и гололедом снижалось в Санкт-Петербурге из года в год. В 2015 году Комитетом было принято решение отказаться от использования технической соли в чистом виде в качестве противогололедного материала, сделав основной упор на подметание и вывоз снега».

Кстати, символическим напоминанием об этом решении была известная акция ВРИО Губернатора А.Д. Беглова прошедшей зимой, взявшего в руки лопату с целью демонстрации наиболее действенного способа зимней уборки. Но, похоже, на планирование Комитетом предстоящей зимней уборки эта акция эффекта не возымела.

Чем объясняется, − вместо продолжения применения с таким трудом выработанного экологически грамотного регламента, − возврат к скомпрометированной экологически опасной устаревшей практике, от которой город благоразумно отказался в 2014 году? 

С уважением, С.М. Гордышевский

Председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб

Председатель Совета Экологического союза

29.11.2019 г.