Затраты на мусорную реформу должны лечь на плечи не только россиян, но и бизнеса. Такова суть предложения, которое подготовило Минприроды совместно с Российским экологическим оператором. Направленный в правительство документ предлагает воплотить в жизнь идею 100-процентной переработки товаров и упаковки. По приблизительным подсчетам, доходы бюджета возрастут с нынешних 2,2 млрд рублей в прошлом году до 136 млрд после полной реализации инициативы. Представители бизнеса отнеслись к ней предсказуемо негативно. «ФедералПресс» выяснял, зачем правительству понадобились драконовские меры.

Идея Минприроды прежде всего заключается в переносе ответственности за утилизацию отходов с перевозчика отходов на операторов комплексов по их переработке. По словам замминистра Владимира Логинова, невозможно сдвинуть мусорную реформу только за счет повышения тарифов для населения. В наполнении доходной статьи бюджета должны поучаствовать и сами производители товаров народного потребления, считает он. Однако принятие требования Минприроды подтолкнет цены на товары на 1–2 %, то есть коснется конечного потребителя.

Смердящая свалка истории

В настоящее время данные об утилизации товаров сильно разнятся. Доля глубокой переработки отправленной в мусор электроники, ненужной одежды, автомобильных шин или тары колеблется в районе 5–35 %. Согласно правительственным данным, в 2018 году отчет об утилизации предоставили чуть менее 13 тысяч российских компаний. Сюда входят производители пластиковых товаров, стеклянной и бумажной продукции, моторных масел, а также всевозможной упаковки. Сколько компаний на самом деле должны отчитываться об утилизации, не знают и в Росприроднадзоре, поскольку не видят всей картины. Однако и среди тех, кто работает «в открытую», говорят, что полной утилизации в сжатые сроки добиться невозможно. Особое недоумение у участников рынка вызывают те стремительные высоты, которые Минприроды пытается штурмовать. По предварительной информации, правительство рассмотрит вопрос о тотальной утилизации не позднее середины 2020 года. Подразумевается, что указанные 136 млрд рублей ожидаются в недалеком будущем в виде штрафного экосбора за невыполнение поставленной планки.

Примечательно, что с идеей стопроцентной утилизации бытовых отходов несколько лет назад выступил Минпромторг. Министерство, в частности, предлагало с 2018 года запретить несортируемый выброс неэлектрических приборов, затем светового оборудования, а к 2021 году полной утилизации должны были подвергнуться аккумуляторы, электронная техника и холодильники. Все это выставлялось как «заимствование европейского опыта, исходящего из необходимости полной утилизации». Однако тогда предложение не поддержало как раз Минприроды. Теперь же министерство, видимо, думает по-другому.

С инициативой успели ознакомиться и участники рынка, увидевшие в ней опасность скачка инфляции и повышения потребительских цен на 1–2 %. Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева отметила недостижимость поставленной планки. По ее словам, в настоящее время норматив утилизации шинной продукции составляет 25 %, а скачкообразное увеличение приведет к необходимости создания новых точек сбора. Она объяснила, что существующих мощностей попросту не хватит для полной переработки такого количества шин.

Мусорные короли

Говоря об инициативе Минприроды, нельзя не коснуться собственно мусорной реформы, которая стартовала в России в январе 2019 года. Ее суть заключается в ликвидации стихийных свалок и несанкционированного сброса отходов где ни попадя. Чтобы подобные неприглядные картины ушли в прошлое, основную ответственность решено перенести с перевозчика на оператора-переработчика на полигоне отходов. Перевозчик, по задумке законодателей, должен полностью лишиться допуска к финансированию, которое перетечет к оператору отходов, что будет стимулировать последнего углублять раздельную переработку привозимых отходов. Соответственно на полигоне должны увеличиваться мощности по приему отходов, а также глубина и мощность их переработки. Интерес понятен – рост объемов переработки означает рост прибыли.

Ежегодно российские регионы прирастают 70 млн тонн отходов, которые до последнего времени банально свозились на ближайший полигон либо на несанкционированные площадки. На эту проблему обратил внимание президент Владимир Путин в февральском послании Федеральному собранию. В частности, он потребовал, чтобы до конца следующего года с карты России исчезли три десятка самых крупных городских свалок, а в следующую пятилетку – все остальные полигоны, не имеющие мощностей для разделения мусора. Глава государства подчеркнул, что в ходе реализации мусорной реформы за бортом останутся именно те структуры, которые занимались лишь самовольным вывозом отходов.

В рамках реформы в регионах начали появляться местные операторы мусорных отходов, в чьи обязанности теперь входит сбор, доставка, утилизация бытовых отходов и получение за это тарифной компенсации. Однако здесь появляется камень преткновения, который разделил по разные стороны баррикад самих операторов и граждан, которые возмутились появлением в платежках графы об оплате регоператору раздельного сбора мусора. Как отметил экс-депутат Госдумы, эколог Максим Шингаркин, «вдохновившись идеей освоения массы денег, местные власти и регоператоры надеялись на рост коммунального тарифа для населения, но очень удивились, когда оно вдруг отказалось платить за их пожелания».

В свою очередь региональные операторы, стараясь не идти на открытый конфликт, объясняют возникающие сложности пока еще неотработанной схемой получения контракта на утилизацию мусора. Первоначально компания выходит с предложением к областному департаменту или министерству экологии, где обговариваются объемы вывоза и утилизации мусора и получаемые за это тарифы. Затем предложение попадает на открытый конкурс. Однако в случае выигрыша часто выясняется, что объемы требуемого к вывозу мусора значительно больше ранее обговариваемых. В результате это и приводит к жалобам регоператоров на предбанкротное состояние, а жителей – на смердящие полные баки.

Без чётких правил и конкретики

По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светланы Бик, проблема заключается в отсутствии четких и постоянных правил в этой сфере. Она напомнила, что дата реформы в сфере обращения с отходами переносилась дважды, а статус регоператора по обращению с твердыми коммунальными отходами до сих пор четко не прописан в законодательстве. Такая ситуация не способствует притоку в эту сферу энергичных предпринимателей, которые были бы заинтересованы в качественном исполнении своих обязанностей. Представитель НАКДИ отметила, что «внедрение раздельного сбора мусора не прописано ни у одного регоператора в договоре, а также непонятны источники финансирования».

В таком подвешенном состоянии отрасль не сможет опираться на получение банковских кредитов, поскольку даже простейшее технико-экономическое обоснование не гарантирует не то что развития компании, но и собираемости с населения платы за раздельную утилизацию мусора. Впрочем, участники сферы переработки отходов все же признают, что отрасль неизбежно будет укрупняться через поглощение мелких и средних операторов по работе с отходами. Дается и более конкретный прогноз, согласно которому через пять-шесть лет в России сформируется столько же операторов, контролирующих сеть близлежащих регионов.

Оптимисты считают, что пока новые правила не обкатаны, население продолжит получать платежки со строкой оплаты за раздельную утилизацию мусора. Однако этих денег не хватит на строительство новых современных полигонов. Именно поэтому часть требуемых инвестиций было решено изъять у бизнеса в виде экологических сборов как альтернативу за невозможность исполнения стопроцентной утилизации отходов собственного производства.+

Максим Гребенников,

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, Ирина Шадиева

Источник: Редакция «ФедералПресс»