Резко изменилась ситуация на реке Дон в связи с планируемым строительством Багаевского гидроузла на Нижнем Дону. Наша экогазета на протяжении двух лет публиковала материалы о продолжающемся остром диалоге между общественностью и лоббистами проекта, помогая местным жителям в отстаивании своих гражданских прав и защищая природу. На сегодняшний день стало очевидно, что проект начал пробуксовывать. По сообщению ростовских СМИ, в частности, сайта «Блокнот Ростова-на-Дону» стало известно, что «Депутаты Законодательного собрания Ростовской области планируют обратиться к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой разработать госпрограмму по оздоровлению бассейна реки Дон и Цимлянского водохранилища». Это верная инициатива, но только строительство Багаевского гидроузла не поможет решить проблему, а наоборот, добьёт Дон окончательно. В этом же материале говорится и о некоторой обнадёживающей информации, которую нужно воспринимать, как положительную тенденцию, однако, не складывать руки, а продолжать борьбу за Дон:

«Ранее власти региона отмечали, что ситуацию на реке Дон может исправить Багаевский гидроузел. Однако строительство объекта идет и с задержкой. В частности в Минтрансе приняли решение в этом году сократить финансирование проекта на 7,9 млрд рублей. Федеральные чиновники решили, что сейчас деньги нужнее для строительства ж/д подходов к Крымскому мосту и модернизации региональных дорог. Власти обещают, что в будущем финансирование объекта будет восстановлено, однако сроки ввода его в эксплуатацию сдвинутся на 2023 год. Сейчас на объекте идёт первый этап строительных работ. А вот конкурс на второй этап, по словам руководителя Росморречфлота Юрия Цветкова, будет объявлен в конце этого года. Тогда же будут понятны и новые сроки завершения объекта. Общая стоимость инвестиций в объект составит 22 млрд рублей».

Подчеркнём и выделим, сроки ввода Багаевского гидроузла отодвинуты на несколько лет, а финансирование урезано на 7,9 млрд рублей.

Осталось 14,1 млрд рублей, часть из которых уже безвозвратно потрачены непонятно на что и каким образом, с чем должна разобраться Счётная палата России.

Мало того, что сам по себе проект Багаевского гидроузла не нужный и экологически опасный и никто не дал чёткого ответа, к чему приведёт его строительство, так ещё и при общей ситуации с пожарами в Сибири, затоплением в Иркутской области, обмелением Волги он будет оттягивать на себя деньги и время.

В статье  «Река Дон под прицелом казнокрадов?», опубликованную в экогазете ( http://www.ecogazeta.ru/archives/14951) в 2018 году, мы приводили чёткие экономические данные. Перепечатываем её сегодня,  поскольку её актуальность возросла.

Река Дон под прицелом казнокрадов?

Наконец-то в журнале «Эксперт. Юг» появилась долгожданная статья «В 2018 году грузооборот Азово-Донского бассейна превысил 5 млн тонн» о реальном экономическом положении  на реке Дон. Благодаря данной статье каждый человек может, вдумчиво проанализировав цифры, сделать выводы о том, нужно ли строить Багаевский гидроузел (плотину) на нижнем Дону для повышения уровня воды на 2 метра или нет. Лоббисты данного проекта рассказывают байки, что без данного гидроузла, который местные жители называют гидрАузел, никак не прожить, что якобы будет лучше проходимость и загруженность судов. Но истинная картина совсем другая и всем таким утверждениям лоббистов – грош-цена.

Местные жители и наша экогазета до появления статьи в «Эксперте» защищали реку Дон и выступали против строительства Багаевского гидроузла в основном с точки зрения экологии и здравого смысла. Именно с этих позиций обращались к президенту России Владимиру Путину, главе ФСБ Александру Бортникову, министру транспорта Евгению Дитриху. Президент услышал и дал поручение провести экологическую экспертизу всего проекта. Её ждут люди!

Но вот опубликован ещё один материал – об экономической ситуации на Дону. Судя по данной информации напрашивается вывод, что проект Багаевского гидроузла в 22 млрд рублей, который усиленно проталкивают лоббисты, является ничем иным, как пустой растратой бюджетных денег со всеми признаками  экономической диверсии.

Яркие цифры, разбивающие в пух и прах мотивы проектантов гидроузла:

Количество проходящих по Дону судов (судопоток) за июль 2018 года — 854 кораблей и составов, а в июле 2017 года – 831. То есть, разница всего лишь в 23 единицы речного транспорта. Но это не стоит 22 миллиарда рублей.

Грузопоток увеличился на 1%. И это при том, что за три последних года на Дону не было маловодья, воды было достаточно, а количество проходящих судов почти не увеличилось. Напомним, проект Багаевского гидроузла разрабатывался именно для условий экстремального маловодья. Он не только не пригоден, но и опасен в условиях естественного половодья.

Исходя из этого, можно сделать чёткие выводы:

Строить Багаевский гидроузел (плотину) на Дону не только опасно с точки зрения экологии, но и нецелесообразно с точки зрения экономики. Тратить на него 22 млрд рублей с очевидным ущербом для природы и людей и нулевым показателем в экономике — это верх безумия.

Мы решили полностью перепечатать статью из журнала «Эксперт. Юг».

В 2018 году грузооборот Азово-Донского бассейна превысил 5 млн тонн

С начала текущего года общий грузооборот в границах Азово-Донского бассейна составил более 5 млн тонн, передает отраслевой портал Portnews со ссылкой на ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация».

В сообщении уточняется, что по сравнению с январём-июлем 2017 года показатель вырос на 4%. При этом, внутренний грузооборот за отчетный период увеличился на 2%, до 779 тыс. тонн, объём транзитных грузов – на 4%, почти до 4,3 млн тонн.

По состоянию на 1 августа 2018 года транспортный поток Азово-Донского бассейна превысил 2,9 тысячи единиц судов и составов, в том числе, свыше 1,4 тысячи кораблей в движении вниз и чуть более 1,5 тысячи – в движении вверх по водным артериям бассейна. Годом ранее судопоток был почти аналогичным.

По данным ФБУ, только в июле 2018 года общий грузооборот в границах Азово-Донского бассейна вырос на 1% (свыше 1,5 млн тонн). В номенклатуре грузов преобладали мазут (30,7%), пшеница (20,7%) и дизтопливо (11%). Транзитный грузопоток увеличился на 1%, до 1,2 млн тонн. Внутренний грузооборот бассейна остался на уровне июля 2017 года (260 тыс. тонн). Судопоток в июле-2018 – это 854 кораблей и составов, что несколько выше показателя июля-2017, когда вверх и вниз прошла «831 единица флота». ( http://expertsouth.ru/novosti/v-2018-godu-gruzopotok-azovo-donskogo-pr.html ).

Очевидно, что к поручению Президента России в отношении проекта Багаевского гидроузла в части его экологических угроз, нужно провести ещё и экономическую экспертизу.

Напомним, 23 апреля 2018 года на официальном сайте Президента России kremlin.ru был опубликован список поручений Владимира Путина по итогам работы Медиафорума ОНФ 2 марта в Калининграде. В нём было 9 пунктов, один из которых касался защиты реки Дон. Глава России поручил Правительству РФ (ответственный: Медведев Д.А.) цитирую: «обеспечить проведение общественных слушаний по вопросу строительства Багаевского гидроузла на р. Дон, а также экологической экспертизы его проектной документации». Ссылка — http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/57347

Данное поручение Президента России пока ещё не выполнено. Лоббисты же проекта втихаря, по ночам, пытаются производить строительные работы на Дону, несмотря на штрафы контролирующих органов и протесты местных жителей. Видимо лоббистам наплевать и на природу, и на местных жителей, и на реку, и на всех вместе взятых.

Миллиарды усыпляют совесть и правосознание. Но рано или поздно этому придёт конец.

Сергей Лисовский,

главный редактор газеты «Общество и Экология»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники