По данным Минздрава РФ, в Санкт-Петербурге отмечаются высокие уровни заболеваемости в классах новообразований, врожденных аномалий, астмы и астматического статуса, заметно превышающие показатели Москвы и РФ. Значительный рост произошел за период  2000 – 2016 гг, особенно детской онкологии (+296%), врожденных аномалий(+116%) и астмы(+107%). При этом рост имеет тенденцию к ускорению. Ключ к пониманию ситуации и ее причин  — полная и достоверная информация о состоянии окружающей среды. Обеспечена такая информация может быть только правильно организованным и надежно работающим экологическим мониторингом. Регламентирует этот процесс закон «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга» № 155-21 от 17.04.2006 года.

Мониторинг атмосферного воздуха АСМ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (КПООС) осуществляет по списку, не превышающему 10 загрязняющих веществ. Причем по самым опасным экотоксикантам, например, формальдегиду в 2012 году наблюдение системой АСМ вообще было прекращено. При этом общий перечень загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, подлежащих государственному регулированию, согласно распоряжению Правительства РФ от 08.07.2015 года №1314-р, включает 160 химических веществ.

Но даже к уровням измеряемых загрязнителей нет доверия. Дело в том, что кроме системы постов, установленных КПООС, в городе имеются станции государственной системы мониторинга атмосферного воздуха — Северо-Западного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (СЗУ ГМС) Росгидромета, подчиняющегося Минприроды РФ. Они регистрируют загрязнения, значительно превышающее ПДК. То есть фиксируют «высокий» уровень загрязнения. Между тем, все последние годы КПООС через «Экологический портал» (www.infoeco.ru) информирует петербуржцев о «низком» уровне. (По необъяснимым обстоятельствам исключением стал 2018 год, когда впервые за последние десятилетия СЗУ ГМС дал качеству воздуха ту же оценку – «низкий».)

Проверить объективность таких показателей можно было бы по уровню загрязнения почв, так как он является «экологическим следом» загрязнения атмосферного воздуха. Но в 2008 году экологический мониторинг почв в Санкт-Петербурге был вовсе прекращен… Последние опубликованные карты загрязнения почв — за 2007 год. Важно: в 2007 году уровень экологического загрязнения почв в центральных районах города оценивался как «опасный» и «чрезвычайно опасный».

Такая ситуация противоречит региональному Закону N 155-21 «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга» от 17.04.2006 г. Но вместо того, чтобы довести наблюдение за качеством окружающей среды в Петербурге до нормативного уровня, КПООС добивается отмены самого закона. (!) Первая попытка была предпринята в  2014 году, вторая – 7 июня 2019 года, когда председатель Постоянной депутатской  комиссии по экологии и природопользованию  ЗакСа СПб Мария Щербакова вынесла на обсуждение законопроект, по сути, упраздняющий закон N 155-21.

Связь между состоянием окружающей среды и заболеваемостью КПООС с 2010 года в итоговых обзорах не анализируется. Все ведущие международные организации, как ООН, Всемирная организации здравоохранения, Международное агентство по изучению рака — прямое воздействие загрязненной среды обитания на здоровье человека признают. Этот  же вывод содержится и в государственных докладах РФ и научных публикациях (см. приложение «Актуальная информация»).

Отсутствие достоверной информации не позволяет принять грамотные решения по защите здоровья петербуржцев. К примеру, городу мало известно о токсичных выбросах трех заводов по сжиганию илового осадка очистных сооружений Водоканала. Избежать попадания в атмосферу города чрезвычайно опасных химических соединений, образующихся в печах,  невозможно даже теоретически. Если учитывать, что ежесуточно на очистных сооружениях города образуется 400 тонн сухого осадка, что 90% превращается в газообразные токсичные вещества, уровень опасного воздействия на здоровье петербуржцев, в первую очередь, детей, трудно переоценить. Такой способ обращения с канализационным осадком применяется в России только в Санкт-Петербурге.

  Ситуацию можно и нужно исправлять, для чего требуются определенные усилия.  

                           Предложения в повестку будущего губернатора Санкт-Петербурга

  1. Обеспечить неукоснительное исполнение Закона N 155-21 «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга» от 17.04.2006 г (с изменениями на 28 июня 2010 года).
  2. Осуществить дальнейшее развитие системы экологического мониторинга Санкт-Петербурга путем расширения перечня контролируемых опасных загрязнителей и увеличения количества наблюдательных станций, и использование данных социально-гигиенического мониторинга, осуществляемого Роспотребнадзором.
  3. Разработать программу по закрытию находящихся на территории города трех заводов по сжиганию илового осадка и переводу данного производства на апробированные и  безопасные технологии.
  4. Разработать комплексную программу по ускоренному переводу городского общественного транспорта на электротягу, росту удельного количества электромобилей и снижению плотности автомобильного движения в центральных районах города.
  5. Принять разработанную в 2011 г. Программу работы с часто болеющими детьми, основным инструментом которой является оздоровление среды обитания.
  6. Усилить систему информирования городского сообщества достоверной экологической информацией и экологического просвещения за счет привлечения широко доступных СМИ, теле- и радио-программ, интернет-ресурсов.
  7. Разработать программу дальнейшего развития системы экологического образования во всех организациях дошкольного, общего среднего и дополнительного образования Санкт-Петербурга.
  8. Сформировать межведомственную рабочую комиссию из представителей заинтересованных Комитетов Правительства Санкт-Петербурга, общественных экологических организаций и ответственных представителей бизнеса для координации и реализации предлагаемых мероприятий.

Семен Гордышевский,  председатель Совета Экологического союза, Председатель    комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб

Марина Мамаева,  к.м.н., врач–педиатр, Руководитель общества специалистов «Международное медицинское сотрудничество», Директор издательского дома «Стелла»

Игорь Меркушев, д.м.н., председатель Общественного совета по экспертно-методическому содействию органам власти в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Борис Смолев,  Исполнительный директор Санкт-Петербургской общественной организации «Федерация экологического образования», генеральный директор НПО ЗАО «Крисмас+»

Источник: Диалог поколений

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники