Весной 2019 года в связи c переходом на другую работу ушёл со своего поста Начальник департамента Росприроднадзора по Северо-Западному региону Олег Николаевич Жигилей. За 11 лет он многое сделал для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и всего нашего региона. Редакция газеты «Общество и Экология» обратилась к О.Н. Жигилей с просьбой рассказать о своём уникальном опыте работе и тех проблемах, которые приходилось решать.

— Олег Николаевич, 11 лет Вы трудились на должности Начальника департамента Росприроднадзора по Северо-Западному региону, это большой путь. Скажите, какие наиболее важные вопросы приходилось решать за эти годы?

— Да, действительно, почти 11 лет я проработал в Росприроднадзоре. Сначала в Управлении по Ленинградской области, а с момента создания Департамента, возглавлял природоохранное ведомство, осуществляющее федеральный экологический надзор на территории Петербурга и Ленинградской области и координирующего деятельность управлений на Северо-Западе.

Когда пришёл на службу в Росприроднадзор, честно признаюсь, многое было в новинку. В администрации Выборгского района Ленинградской области, по долгу службы приходилось решать вопросы, связанные с экологией, но они были сопряжены и с социальными, правовыми и другими аспектами. А вот в Росприроднадзоре начал вникать в тонкости работы. И в этом мне помогали умнейшие и квалифицированные специалисты в области государственной экологической экспертизы, экологического и водного надзора. Люди, которые практически всю жизнь отдали служению делу охраны природы, рассказывали мне как первокласснику об особенностях работы. Фактически, это были мои экоучителя, которым я безмерно благодарен.

Таким образом, выходить на новое направление не страшно, если есть базовые знания и желание учиться. Не стыдно чего-то не знать, стыдно не устранять пробелы этих знаний. Молодежи, приходящей на работу в департамент, я всегда говорил, не бойтесь задавать вопросы. Лучше уточнить, чтобы потом было легче.

Ну и коллектив сформировался у нас за 11 лет такой замечательный, что было тяжело расставаться с сотрудниками. Подобралась команда. Команда единомышленников. Важно, что кроме профессиональных знаний и навыков, сотрудники и творческие, и порядочные, на которых я всегда мог положиться и доверял.

Ну, а если говорить про вопросы, которые приходилось решать, то за время, что я находился на посту руководителя природоохранного ведомства, задачами всегда были и продолжают оставаться – исполнение закона и обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Специфика нарушений год от года не меняется, но меняются условия. То же законодательство, которое не может быть статичным и должно отвечать вызовам, которые диктует время.

Северо-Западный регион достаточно большой. На Ваш взгляд, в каком из регионов экологических проблем больше, а в каком меньше?

-Безусловно, округ большой. Есть особенности, исходя из которых и выстраивается экологический надзор. В этой связи возникают и специфические проблемы, которые свойственны, например, тому или иному региону. Предположим, с проблемой незаконной добычи янтаря сталкиваемся в Калининградской области. Аварийные ситуации, возникающие при добыче нефтепродуктов, свойственны, например, Ненецкому автономному округу и Республике Коми. В Ленинградской области, где развита сельскохозяйственная промышленность, очень часто возникают проблемы с загрязнением водных объектов отходами от сельскохозяйственных предприятий. Но, есть и экологические трудности, которые свойственны каждому из 11 субъектов округа — это проблема недостаточно очищенных сточных вод, возникающая из-за износа действующих канализационных очистных сооружений, и загрязнение атмосферного воздуха выбросами, как от автотранспорта, так и от стационарных источников.

Кроме того, на Северо-Западе всё ещё остро стоит вопрос со сбором, хранением и утилизацией отходов производства и потребления. Существует несколько причин. Это и большое количество промышленных производств, расположенных в округе. И недостаточное количество, а порой и отсутствие мусороперерабатывающих комплексов, предприятий, нацеленных на вторичную переработку мусора. Не хватает и лицензированных объектов размещения, использования и обезвреживания отходов. Все эти вопросы находились и продолжают находиться на контроле сотрудников Росприроднадзора в Северо-Западном федеральном округе.

— Удалось ли Вам реализовать задуманное за эти годы работы?

— Все эти годы я старался работать так, чтобы было не стыдно за свою работу. Случалось, что на ведомство пытались надавить, используя административный ресурс, либо воздействуя через СМИ и общественные организации. Но мы всегда старались и, на мой взгляд, у нас это получалось, поступать так, как диктует закон. Мы же исполнительный орган государственной власти и должны исполнять решения, которые формулирует государство. Отвечая на данный вопрос, яркое воспоминание по этому поводу  — о закрытие полигона «Красный Бор». Сейчас ленивый только не приписывает это себе в заслуги, а про то, кто всё-таки добился бессрочного запрета приёма отходов на данный объект, все почему-то забыли. А, ведь тогда, в 2014 году я и мои подчинённые, почти «жили» на этом объекте. Ночные выезды, внеплановые проверки, суды и судьбоносное решение: бессрочный запрет приёма отходов полигоном. И, полагаю, наша слаженная и планомерная работа по этому вопросу, сейчас выливается в то, что проблему рекультивации объекта обсуждают на высшем государственном уровне. Лёд тронулся. А, закрой мы глаза на данную ситуацию тогда, в 2014 году, выдав лицензию и не инициируя ни судебных процессов, ни проверок, не известно, чем бы ситуация обернулась через пять лет.

И, таких историй, подобных «Красному Бору» за 11 лет работы могу рассказывать и рассказывать. Просто этот факт наиболее общеизвестный.

Ну, а полигоны размещения отходов, которые надо выводить из эксплуатации. Выпуски сточных вод, которые были, благодаря нашим совместным усилиям переключены на очистку, либо ликвидированы.

Скажу так, скучно нам никогда не было и всё, что задумано было, на мой взгляд, реализовано. Могу с уверенностью сказать, мне не стыдно смотреть в глаза, например, жителям соседних с полигоном «Красный Бор» населённых пунктов. А это дорогого стоит.

— Вы — практик, поэтому очень интересен Ваш взгляд на экологическую политику в целом, ведь многие её составляющие зависят не только от работы чиновников и бизнеса, но и простых граждан и СМИ. Есть ли у общества интерес к такому философскому явлению как экологическая культура?

— Вы знаете, сейчас мы слышим экология, экологическая культура. Но многие представители научной общественности не разделяют сам подход к тому, как мы трактуем экологию и окружающую среду, в частности. И даже делают замечание, среда – это и так, то, что нас окружает, а вы ещё зачем-то добавляете окружающая.

Ну, это небольшое отступление. А, на вопрос хотелось бы ответит так: без диалога госслужащих с бизнесом, гражданами и максимальной публичности деятельности невозможно эффективно реализовать экологическую политику. И без экологической культуры и воспитания сознательности граждан невозможно обойтись. Но сразу же отмечу, важно, чтобы СМИ и общественные организации были объективны, что позволяло бы отражать текущую экологическую обстановку без субъективных оценок, либо желания получения личных бонусов и преференций. А, сейчас часто получается так, что экология – это и инструмент политической борьбы, и инструмент давления на бизнес, либо органы государственной власти. Да, не удивляйтесь. Не только на политику, но и бизнес. За время работы мне приходилось сталкиваться с тем, что предприятие, не самое плохое с точки зрения соблюдения экологических норм, под давлением псевдоэкологических общественников, просто закрывалось. Но встречались и такие, которые наоборот помогают и сообщают об эконарушениях, участвуют в проверках, всячески содействуют реализации законодательства в области охраны окружающей среды.

— Каковы Ваши дальнейшие планы?

— Планов у меня много. Начался новый этап. Открываю для себя интересное направление работы. Приходится погружаться в новые задачи. Осваивать точно также, когда пришел в Росприроднадзор, тонкости и нюансы.

— Спасибо Вам за интервью, за Вашу работу на благо нашего региона и успехов в новом деле.

Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология»