Открытое письмо Заместителю председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, Руководителю рабочей группы по разработке Концепции развития экологического мониторинга Серебрицкому И.А.

Уважаемый Иван Александрович!

    Вынужден обратиться к Вам с открытым письмом, так как другого способа повлиять на ситуацию с информированием города о состоянии окружающей среды не вижу. Это информирование осуществляется исключительно КПООС, и находится в сфере Ваших полномочий.

    Проблема заключается в том, что информация, предоставляемая городу в последние годы, сводится к тому, что уровень загрязнения воздуха в городе низкий (ИЗА=2,2÷2,6), что не соответствует действительности. По данным Федеральной службы наблюдений, осуществляемых СЗУ ГМС, уровень загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге высокий (ИЗА=6,2÷10,2), но эта информация в доступе для городского сообщества отсутствует.

    Данные по загрязнению почв города отсутствуют, так как после 2007 года экологический мониторинг почв был прекращен. Эти данные, будь они в наличии, позволили бы, в качестве экологического следа, проверять и оценивать достоверность показаний систем мониторинга воздуха. Экологический мониторинг почв предписывается Законом Санкт-Петербурга №155-21 «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга».

    Данные мониторинга почв за 2006-2007 гг., перед его прекращением, показывали опасные уровни загрязнения почв города экотоксикантами, а в центральных районах города – чрезвычайно опасные.

    Одновременно, статистика Минздрава РФ отмечает высокий рост в Санкт-Петербурге с 2001 по 2016 гг. онкологической заболеваемости (+78%), врожденных аномалий (+116%), детской онкологии (+296%), астмы (+107%), общей заболеваемости (+51%), что значительно опережает аналогичные показатели по Москве и РФ.

    Все эти факты стали предметом внимания и обсуждения Комиссии по экологии и природопользованию ЗАКС, и в VI созыве были созданы рабочие группы по проблемам состояния атмосферного воздуха и почв города. Этим процессом было инициировано создание в декабре 2017 года рабочей группы КПООС по разработке Концепции развития экологического мониторинга, и Вы возглавили ее работу. В октябре 2018 года от имени Комитета Вами был предложен 3-й вариант Концепции с дорожной картой, из которой следовало, что в ближайшие годы реальное развитие, – качественное и количественное, – экологического мониторинга воздуха и возобновление экологического мониторинга почв города не предусматривается.

    В ответ на критические замечания и предложения членов рабочей группы, спустя почти 5 месяцев, 18 марта 2019 года на заседании рабочей группы Вами был представлен новый вариант Концепции, принципиально не отличающийся от предыдущего. Добавление в «Дорожную карту» таких мероприятий, как приобретение в период 2020 – 2024 гг. средств измерений для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха «в количестве 1 шт. для каждого загрязняющего вещества ежегодно», автоматических станций мониторинга атмосферного воздуха «1 шт. ежегодно» создают впечатление имитации деятельности по развитию экологического мониторинга. Ведь это означает, что город, остро нуждающийся в качественном и количественном развитии экологического мониторинга, что и обосновывается в декларативной части Концепции, получит необходимую для этого материальную базу через десятки лет. То есть, городской экологический мониторинг, не обеспечивающий сегодня городское сообщество полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды, может остаться таким же на годы вперед.

    Обоснование Вами отсутствия в «Дорожной карте» экологического мониторинга почв вызывает удивление: Вы убеждали рабочую группу в том, что требующий экологического мониторинга почв закон Санкт-Петербурга «Об экологическом мониторинге» должен быть и будет отменен. Даже если Вы окажетесь в этом правы, что стало бы бедой для города, то отмены одного закона будет недостаточно. Придется отменить еще один важный для обеспечения экологической безопасности города акт: Постановление правительства Санкт-Петербурга №1344 от 07.10.2010 г. «Об экологическом паспорте территории Санкт-Петербурга», который также требует мониторинговой информации о состоянии почв. Возникает вопрос: не является ли создание рабочей группы и ее неспешная работа отвлечением внимания от неисполнения важнейших для экологической безопасности города законов? Вам же известно, что в Москве экологический мониторинг почв проводится постоянно уже многие годы, пробоотбор осуществляется в 5000 точек, и никакого противоречия закону нет. Может быть, поэтому в Москве с информированием населения о состоянии окружающей среды дело обстоит гораздо лучше, чем в нашем городе.

    Если Ваша действительная цель – развитие экологического мониторинга в Санкт-Петербурге, тогда в «Дорожной карте» должны быть предусмотрены:

  1. Увеличение количества станций наблюдения до 40÷50 в течение 2-3 лет.
  2. Расширение перечня наблюдаемых в атмосферном воздухе загрязняющих веществ, включая формальдегид (наблюдение которого было незаконно прекращено в 2012 году) и вещества, включенные в список Стокгольмской конвенции 2001 г. о стойких органических загрязнителях, на всех станциях наблюдения – в течение 1-2 лет.
  3. Возобновление экологического мониторинга почв (не проводился в городе с 2008 года) – с 2019 г.

    Причем, мы должны понимать, что выполнение этих мероприятий даст необходимый эффект – повышение полноты и достоверности информации, – лишь при их синхронной реализации. Например, увеличение количества станций мониторинга без расширения диапазона наблюдаемых загрязняющих веществ не приведет к увеличению полноты информации, она будет недостоверной.

    Ваше обоснование ограниченности планируемых мероприятий по увеличению качества и количества средств наблюдения тем, что это требует больших затрат финансовых ресурсов, которых у города нет, экономическими расчетами не подкреплено. В обосновывающем разделе 2 Концепции указывается: «Сокращение загрязнения воздуха может сохранить миллионы жизней. Указанное выше, по мнению экспертов, относится ко всем странам и городам мира, в том числе и к Санкт-Петербургу». С учетом статистических данных о заболеваемости в Санкт-Петербурге, можно выполнить расчеты по сопоставлению демографических потерь с затратами на модернизацию экологического мониторинга, и окажется, что экономический эффект многократно превышает затраты, не считая социально-демографического эффекта.

    И самое главное, что мы должны понимать: даже грамотно составленная «Дорожная карта» гарантией результата не является. Он может быть достигнут только в результате грамотной и энергичной реализации намеченного плана действий.

    И это в решающей степени зависит от руководства Комитета.

С.М. Гордышевский, Председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб, Председатель Совета Экологического союза

28.03.2019 г.